Наталья Мозжелина
Материал к педагогическому совету «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе.»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №2 Колпинского района Санкт-Петербурга
Роль воспитателя в развитии
сюжетно – ролевой игры
в первой младшей группе
(материал к педагогическому совету)
воспитатель I младшей группы
№2 «Подсолнушки»
Мозжелина Н. Н.
2016
Публикация «Материал к педагогическому совету „Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе,“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Это обыгрывание различных сюжетов, ролевых ситуаций, конкретных образов, в младшем дошкольном возрасте эта игра очень важна. Эти игры несут в себе познавательный потенциал, дают ребенку общее представление о будущих социальных ролях, способствуют формированию таких важных качеств, как умение общаться со сверстниками, старшими развивают внимание, память, воображение и т. д.
Педагогами и психологами было замечено, что во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок – в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре ребенок обозначает словом (мама, доктор, строитель, но только после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. Через некоторое время уже в самом начале игры ребенок берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью.
Появление роли в игре связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует, то есть на человека. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой у детей развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.
Чтобы переход к ролевой игре произошел, необходимо, прежде всего, чтобы ребенок умел выделять специфические для определенного взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками. Педагог должен отчетливо представлять, какие роли целесообразно вводить в детскую игру на данном этапе.
Самое главное, это должны быть роли взрослых, знакомые ребенку по его жизненной практике, реализующиеся через понятные для него действия, имеющие яркий отличительный внешний атрибут.
Например, в нашей группе есть уголок «доктора». Внешним атрибутом которого является: колпак, халат, сумка. У нас дети лечат и кукол и друг друга, и воспитателя. Они знают, что доктор измеряет температуру, делает уколы, дает лекарство.
Роль «шофера» - спецефическим предметом, обозначающим эту роль, является руль. У нас есть машина в группе, и эта машина за целый день бывает и скорой помощью и такси и автомобилем. Дети знают, что шофер водит машину, автобус, возит пассажиров, грузы. Очень часто они едут на дачу, на пикник, везут с собой много продуктов и разных вещей.
В сюжетно-ролевых играх мы не можем заранее ничего предугадать. Эти игры и интересны своей непредсказуемостью. В этих играх малоактивные дети могут стать активными, молчаливые - разговорчивыми, и наоборот, очень активный ребенок может играть спокойно. При распределении ролей нужно учитывать то, что дети, на которых надеется воспитатель, могут отказаться от роли или не смогут сыграть эту роль. Роли нельзя навязывать детям, а давать по желанию.
В чем же привлекательность сюжетно- ролевых игр?
В том, что эта игра дает большие возможности: мы сможем с детьми побывать там, где в настоящее время, вряд ли удастся побывать, например: в зоопарке.
И причем, дети забывают, что это игра, для них все реально.
У нас дети очень любят играть с животными. Они их расставляют на полу, на полках… , но чтобы было интереснее играть я предложила детям: «давайте сделаем из кирпичиков заборчики для животных. За одним заборчиком будут домашние животные, за другим - дикие. У нас будет самый настоящий зоопарк.
Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками: “трут морковку”, “режут хлеб”, “моют посуду”. Состав участников игры может быть ограничен одним - двумя детьми. Например, чтобы заинтересовать детей я предлагаю им приготовить вместе салат, а потом угостить кукол. Ева, бери терку – три морковь, а Максим – режь ножом яблоко. Перемешаем, а теперь угощайте кукол. Удивительный салат, витаминами богат.
Основные конфликты возникают из-за обладания предметом, с которым должно производиться игровое действие. Поэтому часто на машине едут два “шофера”, а обед готовят несколько “матерей”. И мамы, и шоферы согласовывать друг с другом свои действия с одной и той же игрушкой в силу возрастных особенностей еще не могут. Одна мама укладывает дочку спать, другая хочет вывести ее на прогулку; один шофер усаживает в автомобиль кукол, а другой их выбрасывает и т. п. Так возникает ссора — каждый тянет игрушку к себе, хочет выразить в игре свои желания, интересы, проявить свои чувства. Нередко бывает так, что, одержав верх над товарищем и заполучив игрушку, ребёнок вскоре откладывает ее в сторону. Малышу скучно играть в одиночку, так как ему не с кем поделиться своими наблюдениями, переживаниями. Иногда можно наблюдать, как дети безропотно подчиняются воле активных, агрессивных сверстников. Хорошо зная характеры, интересы детей, педагог должен увлечь их совместными действиями с игрушкой.
Ваня сидит в машине за рулем (он шофер). Дема толкает его (тоже хочет быть шофером). Оба не уступают друг другу. Чтобы не произошла ссора даю руль Деме «будешь шофером на автобусе, мы его сделаем из стульчиков, а Ваня шофером на такси. И у Вани будут пассажиры и у Демы. А потом вы поменяетесь местами, Дема будет шофером на такси, а Ваня шофером на автобусе. В этом возрасте резко увеличивается использование игрушек - заместителей. Например, у нас в группе : кубик – это и мыло, и хлеб, и телефон; шарик – это и яблоко, и витамин, и таблетка, и яйцо; открывающаяся коробка из под конфет – это ноутбук; карандаш – это градусник и т. д.
Также они могут насыпать в кастрюлю мелкие предметы (крышки, кубики и т. д.) и это у них будет суп.
СЮЖЕТ
Сюжет в этом возрасте носит бытовой характер (семья, парикмахерская, магазин, больница, транспорт, строители).
СОДЕРЖАНИЕ
В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать.
Главное в игре детей - это воспроизведение действий взрослого, дети отображают то, что они видят в реальной жизни. Например: варят, кормят, моют посуду – как мамы; строят, едут на машине, лежат на диване – как папы; делают прически – как парикмахер; лечат – как врачи…
РОЛЬ
Роль детьми пока не осознаётся, т. е. выполняя роль, ребёнок «видит» конкретный образ - свою маму и делает все как она. Поэтому мы помогаем малышу принимать на себя роль, называть ее. Поначалу можно ограничиться комментариями к игровым действиям малыша, связав их с ролью. Например, говорю Маше, играющей с куклой: "Вот как ты хорошо укачиваешь Катю, как мама. Ты мама, а кукла - дочка", или Диме, который собирает кубики говорю: "Дима, ты у нас строитель, строишь дом".
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Очень любят малыши игры с песком, снегом, водой. Мы лепим «куличики» «пирожки» из снега и песка, приглашаем, друг друга угощаем.
На прогулке делаем горку для кукол из снега (сначала показываю как делать горку, затем предлагаю детям присоединиться, все вместе – будет быстрее. После того, как горка будет готова- играем вместе с детьми (катаем кукол с самой настоящей горки из снега).
Для игр с водой используем большие тазы, чтобы вокруг них могли находиться 4—5 детей, плавающие игрушки (например, утки и др.). И у детей тут же возникает игра. Я только показываю и подсказываю малышам, как интересно можно играть с уткой и утятами, какие забавные действия могут проделывать на воде утята, как мама учит их плавать и прятаться, когда почует опасность. С бумажными лодочками, корабликами устраиваем между детьми веселое соревнование: чья лодочка быстрее приплывет к противоположному краю таза.
Итак : основными задачами руководства играми в 1 младшей группе являются :
1) развитие и обогащение игровых действий с игрушками, сюжетов игры. Для этого мы проводим различные беседы, рассматриваем сюжетные картинки с изображением семьи, доктора в больнице, продавца в магазине, читаем книги, наблюдаем за трудом взрослых.
2) формирование умения у детей играть рядом, затем вместе.
Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, а не занятием или действием по инструкции, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера.
Ребёнок живет в игре. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра.