Мазурина Татьяна
Проект «Приятного аппетита или правила поведения за столом» (вторая младшая группа)
Проект «Приятного аппетита или правила поведения за столом» (вторая младшая группа).
Задачи: ·расширить и углубить знания детей о правилах поведения за столом. · Познакомить детей с видами и назначением предметов сервировки стола. · Закреплять у детей навыки правильного поведения за столом. · Укреплять сотрудничество педагогов и родителей в освоении у детей навыков столового этикета. · Воспитывать аккуратность, вежливость, умение применять полученные знания на практике.
Публикация «Проект „Приятного аппетита или правила поведения за столом“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Актуальность проекта :
Этикет - это правила, нормы поведения человека в обществе. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Этические нормы и правила, усвоенные с детства, становятся полезной привычкой. Данный проект обусловлен возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона как детей, так и взрослых.
В настоящее время стала потребность общества в овладении детьми дошкольного возраста навыками столового этикета и отсутствием разработанных педагогических условий, необходимых для их успешного формирования объективно существующими возрастными предпосылками усвоения детьми дошкольного возраста норм и правил этикета.
Тип проекта :
По доминирующему методу: творческий, игровой.
По характеру содержания: ребёнок и его семья, общество и его культурные ценности.
По характеру участия ребёнка в проекте : участник.
По характеру контактов: внутри ДОУ, в контакте с семьей.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Цель проекта : Формировать у детей представления и знания о столовом этикете, о посуде, понимать её назначение и функции предметов в жизни человека.
Задачи:
·Развивать умение называть знакомую посуду, соотносить ее с тем для чего она предназначена.
·Познакомить детей с видами и назначением предметов сервировки стола.
·Формировать навыки культурного поведения во время принятия пищи.
·Активизировать словарь детей за счет названия посуды и различных материалов в образовании прилагательных и существительных, расширять словарный запас.
· Продолжать знакомить с народными промыслами: гжель, хохлома, городец.
·Развивать память, зрительное внимание, мышление с опорой на дидактические игры.
·Укреплять сотрудничество педагогов и родителей в освоении у детей навыков столового этикета.
·Воспитывать аккуратность, вежливость, умение применять полученные знания на практике.
Ожидаемые результаты:
-Привитие навыков культурного поведения за столом;
-Воспитание потребностей в соблюдении правил личной гигиены и во взаимопомощи детей в различной режимных моментах;
-Формирование желания у родителей обращать внимание на этикет детей в повседневной семейной жизни.
План реализации проекта
I этап – подготовительный
1. Наблюдение, беседа с детьми с целью выявления знаний о правилах поведения за столом, индивидуальные беседы с родителями о поведении детей вне детского сада.
2. Подбор методической и художественной литературы.
3. Подбор иллюстративного материала по теме, подбор игр (настольно-печатных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых).
4. Подбор видео и аудиоматериалов.
Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста навыков столового этикета будет организованно в ходе цикла этических бесед и серии этических занятий; закрепление навыков столового этикета у детей будет проходить в ходе основных режимных моментов, организации упражнений, разработанных с учетом индивидуального и гендерного подходов; оснащение предметно - пространственной среды предметами необходимыми для организации работы по формированию у детей навыков столового этикета.
II этап – практико - деятельностный.
Планирование деятельности
С детьми
С родителям
НОД:
Познавательная деятельность (ФЭМП)
Тема: «Ждем гостей»
Цель:
-Закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова большой, маленький.
-Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «Сколько?», используя слова один, много.
- Учить сравнивать две разные группы предметов способом наложения, понимать выражения помногу, поровну;
-ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку.
Творческая деятельность – аппликация.
Тема: Салфетка.
Цель: Учить составлять узор из кружков и квадратиков на бумажной салфетке квадратной формы, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики- между ними. Развивать чувство ритма.
Творческая деятельность –лепка.
Тема: Чашка для молока, чтобы накормить кошку.
Цель: Закреплять умение лепить предметы круглой формы. Воспитывать заботливое отношение к животным, интерес к ним.
Творческая деятельность –рисование.
Тема: Красивая салфетка.
Цель: Учить составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны – маленькие кружки другого цвета.
Тема: «Мастера из Городца». Знакомство с дымковской и городецкой игрушкой. Узор на чашке.
Цель: Познакомить с народными дымковскими и городецкими игрушками. Обратить внимание на узоры. Учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвета.
Речевая деятельность.
Тема: «Поможем бабушке Федоре».
Задачи:
-Закрепить понятие «Посуда».
- Активизировать словарь детей за счет названия посуды и различных материалов в образовании прилагательных и существительных.
- Развивать связную речь, закреплять умение пользоваться кратким и полным предложением, согласование существительных и прилагательных в роде, числе, и падеже.
- Развивать мышление, зрительное внимание, память, мелкую моторику.
- Развивать логическое мышление и творческое воображение при разгадывании загадок;
- Воспитывать интерес к художественной литературе.
Познавательно – исследовательская деятельность.
Тема: «В мире посуды».
Задачи:
- Помочь детям выявить свойства материалов, из которых сделана посуда;
- учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов посуды;
- развивать любознательность;
- воспитывать бережное отношение к посуде.
ОД в режимных моментах:
-мини опрос на тему «Посуда»
Цель: Уточнить насколько хорошо знают дети правила пользования столовыми приборами.
Беседы:
- «Что такое этикет?»
- «Что такое культура поведения?»
- «Как вести себя за столом»
- «Мы учимся дежурить»
-«Украшение праздничного стола»
- «Что чем едят?»
- «Столовые приборы»
- «Из чего сделана посуда?»
Составление правил этикета за столом «Учимся быть вежливыми».
-Ситуативная беседа:
«Зачем на столе стоит ваза для одноразовых салфеток»,
«Для чего нужно мыть посуду»,
«Красиво сервированный стол-залог хорошего аппетита»
Ситуация: «Если ты разбил посуду».
Свободное общение :
Дети рассказывают, как нужно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами.
«Когда я ем, я глух и нем».
Цель: закреплять правила поведения за столом.
Дидактические игры:
- «Как вести себя за столом», «Задачки по этикету»
- «Накрой стол», «Доскажи словечко»
- «Что и для чего», «Найди лишнюю картинку»,
Словесная игра «Хорошо – плохо», «Назови одним словом».
- Театрализованная игра «Поможем бабушке Федоре».
Трудовая деятельность: приготовить бумажные салфетки к завтраку, обеду, полднику. Организация работы дежурных по столовой (сервировка стола).
Экспериментальная деятельность: «Что из чего?».
Цель: Закреплять знание материала, из которого сделана посуда.
Упражнения на координацию движений: «Принеси, не расплескав воду в ложке». Загадывание и составление загадок о посуде
Сюжетно-ролевые игры:
- «Кафе»
-«Семья»
Цель: Развивать диалогическую речь, творческое воображение, умение распределять роли, вводить новые.
- «Магазин посуды» (ребенок дает описание посуды, а продавец должен угадать по описанию название посуды).
Чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного:
К. Чуковский «Федорино горе».
Цели: закрепить правила ухода за посудой, развивать умение эмоционально воспринимать художественное произведение, выражать свое отношение к содержанию текста.
Л. Лихачёв «Уроки этикета»
А. А. Милн «Вини-пух в гостях у Кролика»,
Н. Носов. «Мишкина каша»,
- С. Маршак «В гостях у королевы»
- А. Степанов «Что такое этикет?»
- Г. П. Ш а л а е в а «С нетерпением в гости ждал», «Гости, фрукты и конфеты», «Еж и кролик серый хвостик»,
«Все поели, поднялись», «Умей есть не спеша и аккуратно», «Поросенок за обедом», «Не балуйся за столом», «Помогай нянечке накрывать на стол», «Не привередничай и ешь все, что дают в детском саду»
А. Степанов «Что такое этикет»
С. Маршак «Урок вежливости»
Итоговое мероприятие «Накроем праздничный стол».
Цель: закрепить работу по теме. Обобщить тематический материал в данной игре. Развивать сотрудничество с родителями.
- Анкета для родителей «Приятного аппетита или правила поведения за столом»
- участие родителей в подборе информационно-познавательной литературы, художественной литературы, плакатов.
-Фото материалов по обучению детей правильной сервировки стола.
- Оформление салфеток.
- Мастерская по пошиву красивых атрибутов для дежурства.
- Консультации:
«Красота поведения», «Детский этикет», «Удивительные салфетки», «Учимся пользоваться столовыми приборами», «Сервируем стол» - Родительское собрание «Обучение детей правилам поведения за столом»
- Презентация проекта «Приятного аппетита или правила этикета».
- Мастер-класс «Оформление салфеток для праздничного стола».
Рекомендации художественной литературы для чтения детям по данной теме.
Познакомить детей с семейными традициями, предложить подготовить проект вместе с детьми.
Беседовать с детьми на тему: «Как вести себя за столом», учить вежливому поведению в гостях.
Рекомендовать родителям приобщать детей к сервировке стола. Учить правилам этикета.
Рекомендовать родителям определить домашние обязанности ребенка дома. Составить вместе с ребенком небольшие рассказы на тему «Мои обязанности по дому».
III этап – заключительный
В процессе работы дети научились держать правильно ложку, есть самостоятельно. Пользоваться салфеткой в конце приема пищи и при необходимости. Научились говорить «спасибо» в конце приема пищи воспитателям, помощнику воспитателя, поварам.
Повысилась заинтересованность родителей в вопросах воспитания у детей культурно – гигиенических навыков. Родители приняли активное участие в предложенных мероприятиях, поделились личным опытом приобщения ребёнка к столовому этикету. Большинство родителей внимательно отнеслись к рекомендациям и предложениям воспитателей. Педагоги проанализировали проделанную работу и наметили новые задачи по культурно – гигиеническому воспитанию
Перспективы развития:
·Развитие самостоятельности, инициативы и интерес детей к познанию столового этикета;
·Умение применять полученные знания на практике;
·Развитие семейных традиций.
Использованная литература:
1. Алямовская, В. Г., Белая, К. Ю. Ребенок за столом : методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М. : Изд-во ТЦ Сфера, 2007.- 64с.
2. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1985. – с. 115-142.
3. Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости: 3-е изд. – М. : Педагогика, 1989. – 144с. :ил. 4. Виноградова, Н. Ф., Година,Г. Н., Загик, Л. В. Детский сад и семья – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1986.- С. 163-192.
5. Демидова О. Н. Будьте вежливы всегда: практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. / ИП Лакоценин С. С., Воронеж: 2009. - 112с.
6. Курочкина, И. Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей / И. Н. Курочкина. – М. : Просвещение, 2007. – 72с.
7. Николаева С. О. Занятие по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками : учеб. -метод. Пособие / С. О. Николаева. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 79с.
8. Новицкий Е. В. Серия «Секреты этикета» За столом. Стихи для детей. Изд. «Ранок», 2016.
9. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб и доп – М. : Просвещение, 1990. 160с.
10. Шалаева Г. П. «Правила поведения и этикет за столом». М: АСТ:СЛОВО, 2010.36с.
Презентации:
1. «Этикет»
2. «Культура поведения за столом»
3. «Правила поведения за столом»
4. «Этикет и правила поведения за столом»
Аудиозаписи:
Сказка «Федорино горе», «Медвежонок-невежа», «Песенка про этикет».
Просмотр мультфильмов:
«Жихарка», «Три медведя», «Жила-была царевна. Про еду»,
«Шишкин лес. Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом»,
«Шишкин лес. Правила поведения за столом».
Диагностико-дидактические пособия:
1. Настольно-печатная игра «Этикет. Школа изящных манер».
2. Настольно-печатная игра «Четвертый лишний».
3. Настольно-печатная игра «Безопасные-опасные предметы».
4. Дидактические игры: «Что и для чего», «Найди лишнюю картинку», «Назови одним словом». «Как вести себя за столом», «Задачки по этикету», «Накрой стол», «Доскажи словечко».