Ирина Кунавина
Проект «Сюжетно-ролевые игры как средство всестороннего развития ребёнка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект сюжетно - ролевые игры, как средство всестороннего развития ребёнка. Старшая группадетский сад 25 г. Долгопрудный воспитатель Кунавина Ирина Валентиновна
Дошкольное детство является периодом интенсивной социализации ребенка. Оно обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни. Успешность вхождения дошкольника в социальный мир определяет уровень его адаптации, то есть такое состояние взаимоотношений человека и социума, при котором он реализуются как личность.
Публикация «Проект „Сюжетно-ролевые игры как средство всестороннего развития ребёнка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
ФГОС, игра рассматривается, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает на этапе завершения дошкольного образования «ребёнок должен овладевать разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам…»
Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребёнок в игре без руководства развиваться не будут. С этой целью необходимо использовать обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Ценность присутствия педагога в игровом процессе заключается в его умении помогать ребёнку тогда, когда у него не достаёт собственных знаний и ситуация находится вне его компетентности.
Взрослый, замечая и отслеживая затруднения дошкольника, создаёт обучающие ситуации, помогающие освоить то, чему ребёнок не может научиться, чего не может узнать самостоятельно. Педагог выступает, как носитель социальных норм и правил, владеющий соответствующими умениями, которые стимулируют открытое обсуждение того, что ребёнку непонятно.
Особое значение имеет умение взрослого принимать позицию партнёра, заинтересованного в успехе игры.
Учитывая многообразие сюжетных игр, педагог должен ориентироваться на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребёнок сможет :
- удовлетворить свои интересы;
- реализовать свои интересы;
- создавать игровой сюжет и реализовать его;
- проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.
Планируя работу над любой сюжетно – ролевой игры, педагог предусматривает обогащение содержания игры и расширения игрового опыта детей.
Актуальность проекта.
Сюжетно-ролевые игры - самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях. Ролевая игра позволяет развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Обоснование проблемы:
1. Неумение детей старшей группы играть в сюжетно – ролевые игры, соблюдать правила и ход сюжетных игр.
2. Недостаточность знаний детей и родителей о структуре сюжетно – ролевых играх, способах подачи их детям.
Цель: Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов. Повышение познавательной активности и уровня социально – коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста, посредством сюжетно – ролевой игры.
Задачи:
- воспитывать интерес к игре
- формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе; стимулировать детей к пониманию других детей. Стремление оказывать поддержку.
- развивать умение выбирать адекватные способы общения в разрешении проблемных ситуаций и реализовывать их в процессе игрового взаимодействия;
- способствовать формированию у детей самостоятельной регуляции и произвольного поведения.
- Научить детей играть сюжетно-ролевые игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.
- Познакомить родителей со структурой сюжетно-ролевой игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.
- Обогащение жизненного, игрового опыта детей.
- Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимно игровые задачи.
- Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
- Развивать познавательные способности детей.
Формы реализации проекта :
-Информационно-познавательные беседы
-Речевые игры
-Чтение художественной литературы, заучивание стихов.
-Работа с родителями - подготовка атрибутов к игре
Объект:
Объектом является сюжетно – ролевая игра в старшем дошкольном возрасте.
Предмет:
Организация работы по развитию сюжетно – ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.
Участники проекта : Дети старшей группы.
Вид проекта : познавательный, игровой.
Срок реализации: долгосрочный с 1 сентября 2017г. по 1 июня 2018г.
Ожидаемые результаты: повышение уровня развития сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Формирование навыков самостоятельной организации игры, общения в процессе игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры.
Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, объединение коллектива, включаться в игру и выходить из неё. Развития социальной адаптации детей, совершенствование методов социального становления личности ребенка, развития социально - коммуникативных навыков дошкольников.
Реализация проекта
Проект использует интеграцию всех образовательных областей.
Область «Познание» реализовывалась через познавательные беседы, занятия на конкретную тему, проведение опытов в центре экспериментирования, подбор детьми и родителями иллюстраций, книг о космонавтах, о планетах.
Область «Чтение художественной литературы» реализовывалась через чтение детской, литературы по конкретной теме.
Область «Безопасность» - беседы о правилах безопасного поведения в незнакомом месте, с незнакомыми объектами.
Область «Коммуникация» - знакомились с языком жестов, учились передавать информацию, договариваться, решать спорные вопросы.
I этап - подготовительный
Задачи: Вызвать желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни или литературных произведений. Учить передавать в игре действия и взаимоотношения людей (ролевое поведение). Знакомить с правилами предупреждения конфликтов. Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых. Учить создавать и изменять по мере необходимости окружающую среду. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.
Методы:
• Организация предметно – развивающей среды для игр.
• Внесение вариативного материала в игровую среду и знакомство детей со способами его использования.
• Систематическое наблюдение за окружающей действительностью.
• Рассказы о людях труда. Встречи. Экскурсии по детскому саду.
• Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».
• Рассматривание иллюстраций, отражающих трудовые действия, взаимоотношения, настроение людей.
• Чтение художественной литературы.
• Знакомство с правилами предупреждения конфликтов.
• Беседы о любимых играх. Наблюдение за играми сверстников.
• Совместное изготовление игрушек для сюжетных игр
II этап – обучение игре
Задачи: Учить детей планировать игру, преобразовывать сказки, выполнять различные роли. Учить использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика). Учить располагать игрушки в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.
Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора. Развивать качества организатора, убеждение в том, что каждый ребенок может выполнить главную и второстепенную роль. Воспитывать дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая хода игры.
Методы:
• Драматизации литературных произведений.
• Участие детей в деятельности взрослых.
• Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию).
Тематика сюжетно-ролевых игр детей 5—6 лет преимущественно связана с социальной действительностью, при этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. В ходе построения сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий и коллизий. Свою роль ребенок обозначает до начала игры, обращаясь к партнеру по имени игрового персонажа, вступает в ролевой диалог со сверстником, проявляет инициативу в ролевом диалоге со сверстником, изменяет интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа. Ребенок в игре передает действия, отношения, характеры и настроения персонажей. (Требовательный учитель, любящая мама, капризная дочка). Использует средства выразительности (мимика, жесты, движения, интонация). Ребенок способен самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя согласовать общий игрового замысел с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию, установить договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры. Ребенок способен создавать игровую обстановку в зависимости от замысла игры, проявлять творчество в создании игровой обстановки, используя продукты изобразительной и продуктивной деятельности (театральные программки, билеты, открытки, значки и прочее).