Приложение МААМ

Проект познавательной направленности «Азбука экономики»

Виктория Вахлушина
Проект познавательной направленности «Азбука экономики»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 г. Ярцева Смоленской области

Проект познавательной направленности

«Азбука экономики»

Разработчик:

Вахлушина В. В.,

воспитатель высш. кв. категории

2023 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта Проект познавательной направленности «Азбука экономики»

Публикация «Проект познавательной направленности „Азбука экономики“» размещена в разделах

Основная идея проекта Идея проекта состоит в организации работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников, в разработке методических материалов, игр, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребенок может быть главным действующим героем. Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателем и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Разработчик проекта В. В. Вахлушина, воспитатель высшей кв. категории

Вид проекта Информационно - познавательный

Тип проекта Долгосрочный

Участники проекта Воспитанники подготовительной к школе группы № 8, воспитатель, родители воспитанников

Цель проекта Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп детских садов.

Задачи проекта - Создать условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;

- Повысить экономическую образованность родителей, изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, обучение родителей основам экономических знаний через консультации, рекомендации;

- Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей

- Воспитывать нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Ожидаемые результаты - У детей развит познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развиты способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развита речь, внимание, мыслительные операции, воспитана любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей;

- Воспитаны нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

- Повышена экономическая образованность родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам.

Сроки реализации проекта Сентябрь- май

Актуальность проблемы:

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Этапы реализации проекта.

1. Информационно – подготовительный

Деятельность педагога:

Погружение в проект :

1. Обсуждение темы.

2. Определение цели проекта, предстоящей деятельности.

3. Формулирование задач.

4. Прогнозирование результата.

5. Создание среды.

6. Разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого участника.

7. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

Деятельность детей:

Введение в проблему:

1. Принятие задачи.

2. Беседа с детьми по выявлению элементарных экономических знаний.

Взаимодействие с родителями:

1. Актуализация проблемы в системе работы ДОУ с семьей.

2. Проведение анкетирования «Мой ребенок и финансовая грамотность».

2. Основной

Деятельность педагога:

1. Организация совместной деятельности (речевой, игровой, продуктивной, и т. д.)

2. Подготовка к презентации проекта.

Деятельность детей:

Совместная деятельность детей и взрослых по реализации проекта :

Октябрь

1. Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Игра «Груша-яблоко».

2. Демонстрация детям слайд-презентации «История денег»

3. Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи). Игра «Размен».

4. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка). Практика «Таблица расходов».

Ноябрь

Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов : труд, профессия, специальность, продукт труда). Практика «Мини-банк».

2. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» ( раскрыть понятия: труд и лень)

3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде. Игра «Кто как работает».

4. Путешествие в Страну профессий.

Декабрь

1. Беседа «Зачем всему надо учиться?». Практика «Самостоятельная покупка».

2. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему)

3. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?».

4. Беседа «Профессии моих родителей».

Январь

1. Игра «Кто кем работает». (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)

2. Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар» «полезность товара») С/Р игра «Кафе»

3. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)

4. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)

Февраль

1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)

2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет?» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»

3. Д/И «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)

4. Деловая игра «Финансовая азбука»

Март

1. Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов».

2. Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик».

3. Игровое занятие «Магазин «Детский мир».

4. Игровое занятие «В гостях у сказок».

Апрель

1. Игровое занятие «Деньги всякие нужны»

2. Чтение А. Романов «Чудеса в кошельке»,

3. Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»

4. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо».

5. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

Май

1. Рассказ воспитателя о цене товара.

2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

3. Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)

4. Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».

5. Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.

6. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)

Взаимодействие с родителями:

1. Организация бесед, чтения художественной литературы по данной теме в семье.

3. Заключительный

Деятельность педагога:

1. Подготовка и оформление консультаций для родителей «Финансовая грамотность дошкольников», «Финансовая грамотность от А до Я»

2. Деловая игра «Азбука финансов»

3. Презентация проекта.

Деятельность детей:

1. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Взаимодействие с родителями:

1. Знакомство родителей с результатами работы по проекту

Выводы

Мною будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям :

• деньги «растут» если их хранить не в банке-копилке, а в Банке;

• авторитетные качества человека– хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ,

• правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который я ожидаю от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаю, что дошкольники за этот период получат необходимые знания, и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Методическая литература.

1. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.

2. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.

3. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.

4. Поварницина Г. П. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры/ Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2019.

5. Стахович Л. В. Финансовая грамотность. Сценарии обучающих сказок/ Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова. – Вакоша, 2019.

6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику : Учебное пособие: СПб, 2001. -130с.

7. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок : Практическое пособие. -М. : АРКТИ, 2006. -88с.

8. Смоленцева А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.

9. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005. -256с.

10. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике : Методические рекомендации. -М. : ТЦ Сфера, 2009. - 96с.

12. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях [

Приложение №1

Результаты мониторинга в рамках реализации проекта : Образовательная область

«Познавательное развитие». Ознакомление с окружающим миром. 80% 100%

«Речевое развитие» 80% 100%

«Художественно – эстетическое развитие»

Лепка 80% 100%

«Художественно – эстетическое развитие» Аппликация 75% 100%

«Художественно – эстетическое развитие» Изобразительная деятельность 75% 100%

«Социально – коммуникативное развитие» 80% 100%

Публикации по теме:

Проект «Дорожная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 «Колокольчик» г. Моздок Проект «Дорожная.

Досуговая деятельность познавательной направленности «В гости к лисичке в лес» во второй группе раннего возрастаДосуговая деятельность познавательной направленности «В гости к лисичке в лес» во второй группе раннего возраста Аннотация Цель: развитие познавательной активности детей посредством игровой деятельности Задачи: - уточнить знания детей о диких животных.

Краткосрочный проект «Дорожная азбука»Краткосрочный проект «Дорожная азбука» Краткосрочный проект «Дорожная азбука». Социально – коммуникативной направленности Участники проекта: дети, родители, педагоги старшей.

Проект «Азбука безопасности» Проект «Азбука безопасности» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому.

Проект «Азбука дыхания» для детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Сказка» Музыкальный руководитель.

Проект «Азбука профессий» в подготовительной группе Информационная карта проекта «"Азбука профессий"» П/н Раздел Содержание 1. Направленность проекта Формирование профориентации дошкольников.

Проект «Азбука юного финансиста»Проект «Азбука юного финансиста» Проект «Азбука юного финансиста» в разновозрастной группе (дети 5-7 лет) по формированию финансовой грамотности (образовательная область:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект познавательной направленности «Азбука экономики»
Опубликовано: 27 июня 2024 в 13:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект познавательной направленности «Азбука экономики»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Вахлушина (УИ 255726) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД