Виктория Вахлушина
Проект познавательной направленности «Азбука экономики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 г. Ярцева Смоленской области
Проект познавательной направленности
«Азбука экономики»
Разработчик:
Вахлушина В. В.,
воспитатель высш. кв. категории
2023 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта Проект познавательной направленности «Азбука экономики»
Публикация «Проект познавательной направленности „Азбука экономики“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Основная идея проекта Идея проекта состоит в организации работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников, в разработке методических материалов, игр, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребенок может быть главным действующим героем. Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателем и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Разработчик проекта В. В. Вахлушина, воспитатель высшей кв. категории
Вид проекта Информационно - познавательный
Тип проекта Долгосрочный
Участники проекта Воспитанники подготовительной к школе группы № 8, воспитатель, родители воспитанников
Цель проекта Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп детских садов.
Задачи проекта - Создать условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;
- Повысить экономическую образованность родителей, изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, обучение родителей основам экономических знаний через консультации, рекомендации;
- Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей
- Воспитывать нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
Ожидаемые результаты - У детей развит познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развиты способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развита речь, внимание, мыслительные операции, воспитана любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей;
- Воспитаны нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
- Повышена экономическая образованность родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам.
Сроки реализации проекта Сентябрь- май
Актуальность проблемы:
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Этапы реализации проекта.
1. Информационно – подготовительный
Деятельность педагога:
Погружение в проект :
1. Обсуждение темы.
2. Определение цели проекта, предстоящей деятельности.
3. Формулирование задач.
4. Прогнозирование результата.
5. Создание среды.
6. Разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого участника.
7. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
Деятельность детей:
Введение в проблему:
1. Принятие задачи.
2. Беседа с детьми по выявлению элементарных экономических знаний.
Взаимодействие с родителями:
1. Актуализация проблемы в системе работы ДОУ с семьей.
2. Проведение анкетирования «Мой ребенок и финансовая грамотность».
2. Основной
Деятельность педагога:
1. Организация совместной деятельности (речевой, игровой, продуктивной, и т. д.)
2. Подготовка к презентации проекта.
Деятельность детей:
Совместная деятельность детей и взрослых по реализации проекта :
Октябрь
1. Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Игра «Груша-яблоко».
2. Демонстрация детям слайд-презентации «История денег»
3. Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи). Игра «Размен».
4. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка). Практика «Таблица расходов».
Ноябрь
Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов : труд, профессия, специальность, продукт труда). Практика «Мини-банк».
2. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» ( раскрыть понятия: труд и лень)
3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде. Игра «Кто как работает».
4. Путешествие в Страну профессий.
Декабрь
1. Беседа «Зачем всему надо учиться?». Практика «Самостоятельная покупка».
2. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему)
3. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?».
4. Беседа «Профессии моих родителей».
Январь
1. Игра «Кто кем работает». (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)
2. Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар» «полезность товара») С/Р игра «Кафе»
3. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)
4. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)
Февраль
1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)
2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет?» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»
3. Д/И «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)
4. Деловая игра «Финансовая азбука»
Март
1. Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов».
2. Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик».
3. Игровое занятие «Магазин «Детский мир».
4. Игровое занятие «В гостях у сказок».
Апрель
1. Игровое занятие «Деньги всякие нужны»
2. Чтение А. Романов «Чудеса в кошельке»,
3. Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»
4. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо».
5. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)
Май
1. Рассказ воспитателя о цене товара.
2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»
3. Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)
4. Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».
5. Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.
6. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)
Взаимодействие с родителями:
1. Организация бесед, чтения художественной литературы по данной теме в семье.
3. Заключительный
Деятельность педагога:
1. Подготовка и оформление консультаций для родителей «Финансовая грамотность дошкольников», «Финансовая грамотность от А до Я»
2. Деловая игра «Азбука финансов»
3. Презентация проекта.
Деятельность детей:
1. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Взаимодействие с родителями:
1. Знакомство родителей с результатами работы по проекту
Выводы
Мною будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям :
• деньги «растут» если их хранить не в банке-копилке, а в Банке;
• авторитетные качества человека– хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ,
• правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который я ожидаю от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаю, что дошкольники за этот период получат необходимые знания, и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Методическая литература.
1. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.
2. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
3. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.
4. Поварницина Г. П. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры/ Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2019.
5. Стахович Л. В. Финансовая грамотность. Сценарии обучающих сказок/ Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова. – Вакоша, 2019.
6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику : Учебное пособие: СПб, 2001. -130с.
7. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок : Практическое пособие. -М. : АРКТИ, 2006. -88с.
8. Смоленцева А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.
9. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005. -256с.
10. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике : Методические рекомендации. -М. : ТЦ Сфера, 2009. - 96с.
12. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях [
Приложение №1
Результаты мониторинга в рамках реализации проекта : Образовательная область
«Познавательное развитие». Ознакомление с окружающим миром. 80% 100%
«Речевое развитие» 80% 100%
«Художественно – эстетическое развитие»
Лепка 80% 100%
«Художественно – эстетическое развитие» Аппликация 75% 100%
«Художественно – эстетическое развитие» Изобразительная деятельность 75% 100%
«Социально – коммуникативное развитие» 80% 100%