Воронцова Наталья
Проект «Поэтический образ природы в рисунках детей»
Длительность проекта : октябрь- март.
Актуальность.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «Красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту.
Публикация «Проект „Поэтический образ природы в рисунках детей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Эмоционально творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.
Сегодня задача приобщения ребенка к умению слушать поэзию усложнилась. Другие средства проведения досуга в виде ТВ и Интернета оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души. Мозг ребенка, привыкающий работать на минимуме усилий, становится неработоспособным для выполнения творчески заданий.
Цель моего проекта :
Формирование творческих способностей детей, через поэтический образ природы.
Задачи:
формировать у детей потребность видеть и понимать красоту природы, отображать ее в рисунке;
формировать у детей бережное отношение к природе;
совершенствовать умение декламировать стихи, читать произведения, драматизировать, инсценировать;
развивать творческие способности детей;
воспитание интереса к художественной литературе, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
воспитывать желание говорить правильно и красиво;
Тип проекта
По доминирующему методу: практико-ориентированный;
По характеру содержанию: педагог, ребенок, семья, природа
По количеству участников: фронтальный, групповой;
По продолжительности: долгосрочный.
Запланированный результат:
Разработать перспективное и тематическое планирование по проведению интегрированных занятий;
Организация «лесная полянка», как место для интересного проведения мероприятий объединяющих детей, педагогов и родителей общими интересами для получения новых знаний о родной природе.
Возможные риски:
Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила, а в жизни как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, хорошо, а в других плохо.
Была выбрана форма совместной деятельности: сотрудничество.
Этапы реализации:
На предварительном этапе был составлен план работы по реализации проекта и включал следующее содержание
• непосредственно – образовательная деятельность;
• беседы;
• наблюдение;
• чтение художественной литературы;
• рассматривание репродукций картин художников - пейзажистов;
• прослушивание музыкальных композиций;
• консультации для родителей;
• выставки рисунков.
- изучение литературы;
- разработать серию мероприятий по реализации проекта :
- разработка диагностики.
• Основной этап по организации и реализации проекта был разделен на 3 цикла
1ЦИКЛ «ЧУДЕСА ОСЕНИ»
Чтение художественной
литературы.
З. Федоровская «Осень», А. Шибицкая «Праздник осени», И. Бунин «Листопад», А. Плещеев «Скучная картина»,
А. С. Пушкин «Осень». Коммуникация.
Беседа «Листопад, листопад – листья желтые летят.»
«Рассматривание репродукции картины – пейзажа Саврасова «Поздняя осень»
Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»
Дидактические игры: Художественное творчество.
Рисование:
«Осенняя береза»,
«Золотая осень»,
«Деревья смотрят в озеро»,
«Поздняя осень».
Музыка.
А. Вивальди «Времена года»(Осень)
П. И. Чайковский «Времена года» (Октябрь. Осенняя песнь) Выставки рисунков.
«Осеннее дерево»
«Осенние мотивы»
Познание.
Экскурсия по территории детского сада.
Наблюдение за осенней красотой;
Наблюдение за березой и рябиной
2 ЦИКЛ «ЗИМНЯЯ СКАЗКА»
Чтение художественной
литературы.
И. Суриков «Зима»,
С. Есенин «Пороша»,»Береза»,
Ф. Тютчев «Зима недаром злится.», «Чародейкою Зимою…»
А. С. Пушкин «…Зима. Крестьянин, торжествуя…» Коммуникация.
Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Зимний лес» Художественное творчество.
Рисование:
«Зимний пейзаж»,
«Зимние узоры»,
«Иней покрыл деревья»,
«Зима».
Познание.
Экскурсия по территории детсада.
Наблюдение за зимней природой.
Музыка.
А. Вивальди «Времена года»(Зима)
П. И. Чайковский «Времена года» Выставки рисунков.
«Зимние чудеса»
3 ЦИКЛ «ВЕСНА – КРАСНА»
Чтение художественной
литературы.
Ф. И. Тютчев «Весенние воды»,
С. Маршак «Апрель»,
А. Фет «Весна»,
А. Плещеев «Весна» Коммуникация.
Беседа по картинам на тему «Ранняя весна».
Рассматривание весенних пейзажев К. Юон «Мартовское солнце»;
И. Левитан «Весна – большая вода». Художественное творчество.
Рисование:
«Весна».
«Весенние мотивы»
«Цветущий месяц май».
Познание.
Экскурсия по территории детсада.
Наблюдение за весенней природой;
наблюдение за деревьями и кустарниками.
Музыка.
А. Вивальди «Времена года»(Весна)
П. И. Чайковский «Времена года»
Р. Шуман «Май, милый май» Участие в конкурсах.
Районный конкурс
«Вселенная детского творчества»
Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества «А повсюду весенняя плачет капель» Выставки рисунков.
«Весенние пейзажи»
«Цветут сады»
• Итоговый этап содержал:
- презентация вернисажа на тему «Природа во все времена года»;
-анализ результатов;
- определение перспектив для будущего проекта.
По данным проведенного проекта, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков в пейзажном рисовании, использование средств выразительности в рисунках, чему способствовала проведенная нами практическая работа и позволила добиться хороших результатов. Мы пришли к выводу, что для развития изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства, наблюдение живой природы, проведение уточняющих бесед. Яркость и выразительность образов в картинах, наблюдение их на экскурсиях, слушание музыки на темы природы, помогли детям глубже и полнее воспринять образ природы и передать его в своих рисунках