Ирина Синдицкая
Проект «Повышение уровня квалификации административных и педагогических кадров»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска
(МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка»)
ПРОЕКТ
«Повышение уровня квалификации
административных
и педагогических кадров
МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка»
Составили : заведующий С. Б. Павлова
старший воспитатель Г. В. Калиненкова
учитель-логопед И. М. Синдицкая
ПРОЕКТ
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ДОУ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Публикация «Проект „Повышение уровня квалификации административных и педагогических кадров“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
Проект реализуется в течение 4 лет и имеет результаты.
Цель проекта : Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением путем внедрения инновационных технологий. Реализация проекта проходила в 3 этапа по направлениям: Инновации в управленческой деятельности, в работе с педагогическими кадрами, в содержании образования, укрепление материально –технической базы. В ходе реализации проекта разработана и действует «Программа управления инновационной деятельностью в ДОУ», внедрены инновационные формы работы с педагогическими кадрами, разработаны модели интеллектуального развития детей «Каждый ребенок талантлив!», «Сплоченный коллектив – дети, педагоги, родители», укреплена материально-техническая база.
1. Введение. В современном мире ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления дошкольной организацией, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Новизна проекта заключается в том, что определены объективные направления и этапы внедрения управленческих инноваций, доказана их необходимость для повышения эффективности управления ДОУ.
Гипотеза проекта : Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОУ будет успешным при реализации следующих условий: Организована работа по повышению профессиональной квалификации педагогов; создан мониторинг образовательного процесса; ведется планомерная работа по укреплению материально – технической базы.
Цель проекта. Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением путем внедрения инновационных технологий
Основные задачи проекта : Повысить качество образовательного процесса, уровень профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОУ; осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков, активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий развития и воспитания детей.
Принципы реализации проекта : гуманизм, демократизация, научность, системный подход, перспективность, ритмичность, реальность поставленных целей.
Реализация инновационного проекта предполагает вовлечение участников образовательного процесса: воспитанники, педагоги детского сада, родители (законные представители)
Ожидаемые результаты реализации проекта
• Повышение качества образовательного процесса и научно -методической работы в ДОУ.
• Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями.
• Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы в городском, республиканском и российском масштабе.
• Развитие материально-технической базы ДОУ, совершенствование предметно-развивающей среды
• Формирование позитивного имиджа ДОУ; повышение его престижа и конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ и, как следствие, привлечение дополнительных инвестиций, расширение партнерских связей.
2. Этапы реализации проекта
I ЭТАП предполагал выявление инновационных потребностей ДОУ и создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы;
II ЭТАП: мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; содержание образовательной деятельности.
III ЭТАП: рразработка презентационных материалов; обобщение опыта работы на городском, республиканском и российском уровнях.
На данный момент реализуется 4 этап проекта.
3. Деятельность в рамках проекта. Направления реализации проекта
1. Инновации в управленческой деятельности
2. Инновации в работе с педагогическими кадрами
3. Инновации в содержании образования
4. Укрепление материально –технической базы
4. Инновации в управленческой деятельности предполагает программно-целевой педагогический менеджмент и маркетинг. Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее: постановка цели и выбор стратегии; планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.
Инновационный менеджмент в ходе реализации проекта предполагает разработку программы и планов инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработки инновационного проекта и его внедрением; финансовое, материально- техническое и информационно- методическое обеспечение инновационных процессов; управление персоналом, осуществляющим инновации; создание целевых групп для комплексного решения инновационных проблем; формирование структуры управления ДОУ (Модель системы управления детского сада); создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в ДОУ, разработка «Программы управления инновационной деятельностью в ДОУ»
5. Инновации в работе с педагогическими кадрами
«К достижению качества через достижения личности» — вот, пожалуй, лозунг современного дошкольного образования. Движущей силой развития ДОУ является творческий потенциал педагогов : их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников.
В ДОУ созданы условия для профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; консультативной поддержки педагогических работников по вопросам образования и охраны здоровья детей; организационно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Инновационные формы работы с педагогическими кадрами
- Внедрение проектных моделей. Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику проектных моделей : «Банк идей» нацелен на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработки и применении в практике педагогов; «Педагогическое портфолио ДОУ», направленное на систематизацию достигнутых результатов и распространение педагогического опыта в социуме, а также повышение имиджа ДОУ.
- Система повышения квалификации педагогов. Современное дошкольное образование не может обойтись без профессионального менеджмента и новых технологий развития персонала. Одно из таких направлений — коучинг. В деятельности ДОУ данная идея используется в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя, приглашения научных консультантов из научно –методического центра отдела образования, института. Одной из важных целей коучинга является разработка эффективной стратегии на будущее. То есть, сессия не предполагает только решение проблемы, выработанная стратегия должна обеспечить предупреждение и моментальное решение подобных проблем по мере их возникновения. Применительно к педагогической деятельности это даё т очень привлекательные результаты: в реальном времени разрабатываются действенные педагогические стратегии, придумываются новые методы для быстрого решения тех или иных проблем в процессе обучения и воспитания. Преимуществом коучинг-сессий является гибкость этой организационной формы.
- Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ даёт возможность устанавливать непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя.
-Проектная деятельность. Обновлено содержание образования дошкольника использованием современных технологий — педагогами учреждения разработано и внедрено в образовательную практику более 40 проектов
В ДОУ активно используются следующие самореализационные формы повышения профессиональной квалификации :
- Творческие конкурсы. Педагоги являются постоянными участниками и победителями конкурсов педагогического мастерства различного уровня. Это победители республиканского конкурса на лучшую методическую разработку музыкального занятия, лучший проект игровой деятельности, российских конкурсов на лучшие методические разработки. Всего за 4 года педагоги явились победителями более 20 конкурсов.
- Издательская деятельность. В 2013 году было издано методическое пособие «Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы». В 2014 – «Инновации в сфере управленческой деятельности как фактор повышения качества образования»
- Участие в научно –практических конференциях. Мы являемся участниками республиканских, всероссийских и международных научно –практических конференций. За последние 2 года наши педагоги участвовали в 10 НПК.
Педагогами дошкольного учреждения активно создаются персональные веб-сайты, где участники имеют возможность представить опыт инновационной деятельности.
6. Инновации в содержании образования
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
В ДОУ разработана модель интеллектуального развития детей «Каждый ребенок талантлив!», обеспечивающая развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и словотворчество; художественно-эстетическое развитие. «Каждый ребенок талантлив!» – эта формула является ключевой в предлагаемой модели. В ней мы пересмотрели технологию развития интеллектуальных возможностей, включив в нее различные направления деятельности развивающего и творческого характера.
Одним из самых важных аспектов интеллектуального роста ребенка является словотворчество. Работа эта многогранна и интересна. Наши дети и педагоги находят вдохновение для сочинения своих стихов всюду: дома, в детском саду, на улице, на природе, и делают это с превеликим удовольствием. И у нас уже есть большие успехи. 12 детей стали победителями городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсов литературного творчества. Более 10 произведений было напечатано на страницах городской прессы. Большое достижение для нас – это выход в свет наших книг «Радуга детского творчества», «Мир в моих ладонях», «Слово – как музыка детских сердец» с авторскими стихотворениями и рассказами воспитанников, воспитателей и родителей. Стихи и рассказы наши дети пишут не только на русском языке, но и на своем родном, башкирском. Тем самым мы осуществляем задачу воспитания достойного представителя своего народа.
В нашем детском саду уделяется огромное внимание познавательному развитию и развитию математических способностей у дошкольников, в том числе и занятиям шашками. Ежегодно наши воспитанники занимают призовые места в городском турнире по шашкам среди воспитанников детских садов города. Наши дети – победители международного образовательного конкурса «Радуга -малышка», всероссийских викторин и олимпиад по математике, окружающему миру и познанию.
Мы нашли ту сферу художественной деятельности, которые привлекают ребенка больше всего, а именно в разнообразии творческой деятельности: дети поют, читают стихи, танцуют, рисуют и конструируют. Они не только «исполнители», но и «творцы» — они сочиняют песенки, воплощают свои замыслы в песнях и танцах, рисунках. Это и есть первые творческие, а значит и интеллектуальные появления. Результаты: победы в городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсах изобразительного искусства и художественного и декоративно –прикладного творчества, а их на данный момент - 72
Вся работа проводится при оптимальном сочетании основного и дополнительного образования. В детском саду работает 15 кружков интеллектуального и творческого развития.
В ДОУ разработана модель «Сплоченный коллектив – дети, педагоги, родители», которая кроме основных и традиционных форм работы с родителями включает и инновационные: в ДОУ работает «Школа молодой семьи», задачами которой являются: сотрудничество взрослого с ребенком; улучшение детско-родительских отношений; совместная деятельность родителя и ребенка. Заседания проводятся 1 раз в месяц, тематика различная.
Совместное участие в конкурсах, совместное творчество. Дети участвуют в конкурсах и вместе с родителями, пишут стихи и рассказы. В последнем сборнике стихов и рассказов, который вышел на днях, вы можете увидеть их совместное творчество. Этому посвящена одна из глав, которая так и называется «Сочиняет мама, сочиняет папа, сочиняет бабушка, сочиняю я». Отрадно, что в процесс включаются уже не только родители, но и бабушки и дедушки.
Вот уже 3 года традицией детского сада стало проведение совместных мероприятий с родителями. Это вечер добра, который был посвящен доброте и радости семейных отношений и совместного творчества, вечер «Таланты нашей дружной семьи», где наши семьи выступали с интересными номерами. Это их еще больше сплотило и объединило. В 2013 году мы совместно с родителями провели «Новую волну Аленушки». На этом мероприятии более 50 воспитанников детского сада получили награды городского, республиканского и международного уровня.
Эта форма работы дала огромные результаты. Родители стали не просто наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.
7. Укрепление материально-технической базы
ФГОС определяет требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, к развивающей предметно-пространственной среде. В детском саду создана прекрасная предметно-развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Организация помещений детского сада педагогически целесообразна, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей. За 3 года обновилась и материально –техническая база учреждения. Сделан капитальный ремонт водоснабжения и канализации, пищеблока, косметический ремонт в группах, ремонт холлов и коридоров. Детский сад стал светлым и уютным, появилась новая удобная и красивая мебель, оргтехника.
8. Деятельность руководителя в рамках проекта. Постоянное участие в научно –практических конференциях, педагогических форумах различного уровня. Последние из них: вторая международная НПК «Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспективы», г. Прага, 2013 г., всероссийский форум «Педагоги России : инновации в образовании», г. Челябинск, 2014 г., всероссийский форум «Взгляд в будущее», г. Санкт –Петербург. Руководитель является автором учебно- методического пособия «Инновации в сфере управленческой деятельности как фактор повышения качества образования». В 2013 году прошла профессиональную переподготовку в СИБГУ по специальности «Менеджмент в сфере образования», постоянное обучение на КПК.
9. Эффективность проекта заключается в следующих направлениях
Успехи воспитанников-Международные, всероссийские, республиканские и городские конкурсы.
Успехи педагогов-Международные, всероссийские, республиканские и городские конкурсы.
Успехи учреждения:
2012 год -1 место в городском конкурсе «Лучшее учреждение дошкольного образования -2012»
2013 год - Лучший детский сад года – за эффективное управление и постоянное совершенствование и поиск новых форм в учебной и воспитательной работе с подрастающим поколением
2014 год - Лауреат всероссийского конкурса «100 лучших дошкольных образовательных организаций России» в номинации «Лидер в разработке и внедрении методов развития интеллектуальных способностей детей»
10. Перспективы дальнейшего развития проекта. Участие ДОУ и отдельных педагогов в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта; мониторинг процесса становления профессиональной компетентности, инновационного потенциала педагогов; расширение форм работы с детьми и родителями; дальнейшее укрепление материально-технической базы; обобщение опыта работы на городском, республиканском и российском уровнях.
11. Заключение
Предлагаемый проект является результатом деятельности педагогов ДОУ, которые заинтересованы в его развитии и желают реализовывать его перспективы и возможности. Происходящие в последние годы изменения в области дошкольного образования позволили выдвинуть идеи и планы, которые были заложены в проект, благодаря которым определись ее такие возможности как реалистичность, целостной и обоснованность. Многого удалось достичь. И мы продолжим дальнейшую работу по реализации данного проекта. Наш детский сад называют кузницей талантов. И мы верим в будущее.
Список литературы
[1] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
[2] Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. N 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан" (с изменениями и дополнениями)
[3] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
[4] Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров. М. : Издательство Юрайт, 2013.
[5] Управление качеством в образовательном учреждении. Выпуск 3// сборник научных статей и тезисов / Урал. гос. пед. ун-т: Екатеринбург, 2012.
[6] Хабибуллина Р. Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения. СПб. : Детство-пресс, 2009.
[7] Зубкова Е. Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса // Актуальные задачи педагогики : материалы IV международной научной конференции/ Чита, октябрь 2013 г.
[8] Захарова Т. И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. М. : Изд. центр ЕАОИ. 2009.
[9] Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ. М. : Линка-Пресс, 2009.
[10] Яковлева Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010.