Людмила Апицына
Проект «Потешки для малышей» для детей 1,5–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Потешки для малышей».
Тип проекта : познавательно – игровой.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : воспитатель группы, дети, родители.
Возраст детей : 1,5 – 3 лет.
Время проведения: сентябрь 2021г. – май 2022г.
Публикация «Проект „Потешки для малышей“ для детей 1,5–3 лет» размещена в разделах
Проблема проекта : у детей раннего возраста плохо развита речь, они не умеют слушать, плохо развито внимание. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через малые формы фольклора (народные потешки).
Актуальность:
Потешка – особый вид фольклорного жанра, он как нельзя лучше подходит для закладывания основ ознакомления детей с первыми сказками. И вот почему. Во-первых, в потешках действуют один или два персонажа, во-вторых, раскрывается характер героя: лиса – хитрая, медведь – сильный, но не слишком сообразительный, волк – сердитый и т. п.
Потешки различны, могут быть направлены на различные познавательные цели:
• отражающие элементы народного быта («Ладушки, ладушки»);
• ознакомляющие с домашними и дикими животными («Пошел котик на торжок», «Лиса по лесу ходила», «Зайка серенький»);
• олицетворяющие природу («Солнышко -вёдрышко», «Травка-муравка со сна поднялась»);
• раскрывающие нравственно-этические категории («Динь-дон, динь-дон, загорелся Кошкин дом»).
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Именно поэтому данный проект позволит расширить словарный запас малышей, активизировать познавательное и умственное развитие.
Цель проекта : Создание необходимых условий для положительных эмоций, развития речи, памяти, воображения, мышления, овладении культурно-гигиеническими навыками, навыками самообслуживания. Содействовать развитию представления детей об окружающем мире через использование потешек.
Задачи:
1. Установить и сформировать доверительные, добрые, ласковые отношения между взрослыми (мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель) и ребёнком.
2. Научить выполнять различные движения при проговаривании народных потешек.
3. Учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки из знакомых потешек.
4. Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации.
5. Формировать нравственные качества малышей, воспитывать сострадание, отзывчивость, желание заботиться и приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.
6. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
7. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Предполагаемый результат проекта :
1. Сформируется интерес к устному народному творчеству.
2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
3. Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
6. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Продукт проекта :
• Коллаж «Любимые герои потешек».
• Выставка поделок из пластилина.
• Выставка рисунков «Моя любимая потешка».
• Картотека потешек.
1 этап – подготовительный.
Цель: создать условия для реализации проекта.
• Изучение методической литературы.
• Разработка проекта.
• Подбор художественной литературы с малыми формами фольклора.
• Составить картотеку потешек для режимных моментов.
• Подбор иллюстраций к потешкам.
• Подбор различных видов театров.
• Наблюдения за детьми, беседы с ними (выявление уровня знаний о фольклоре).
• Ознакомить родителей с целью и задачами проекта.
• Разработать консультации для родителей: «Фольклор и его значение в развитии детей раннего возраста», «Игры с потешками дома».
2 этап – основной (реализация проекта).
Цель: организовать работу с детьми и родителями.
Работа с детьми.
• Использование потешек в режимных моментах.
• Рассматривание иллюстраций к потешкам.
• Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами».
• Слушание потешек в аудиозаписи.
• Беседы по содержанию потешек.
• Использование настольного театра, театра Би-Ба-Бо, пальчикового театра при чтении потешек.
• Разучивание потешек с детьми.
• Обыгрывание потешек (подвижные игры «Вышла курочка гулять», «Мышеловка», «Большие ноги», «Солнышко и дождик», «Коза рогатая» и др. ; хороводные игры «Мыши водят хоровод», «Ходит Ваня», «Пузырь», «Шла коза по лесу» и др.)
• Размещение в книжном уголке книжек – малышек с потешками.
• Продуктивная деятельность детей : лепка («Лучики для солнышка», «Испечем прянички», «Оладушки для бабушки») и рисование («Пушистый котенок», «Петушок» - ладошкой, «Зернышки для цыплят»).
• Наблюдение на прогулке: за явлениями живой и неживой природы, за повадками и поведением птиц, животных.
Взаимодействие с родителями.
• Индивидуальные консультации, беседы с родителями.
• Чтение потешек детям дома.
• Заучивание потешек вместе с детьми.
• Принять участие совместно с ребенком в рисовании рисунка на тему «Моя любимая потешка».
• Принять участие в изготовлении коллажа «Любимые герои потешек».
• Оформление папок – передвижек «Фольклор и его значение в развитии детей раннего возраста», «Игры с потешками дома», «Потешки наши друзья», «С какими книжками лучше дружить дошколятам», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Разучите вместе с детьми».
3 этап – заключительный.
Цель: Оценка и представление результатов реализации проекта.
В результате проведения данного проекта у детей повысился интерес к потешкам. Дети стали их узнавать, самостоятельно рассказывать, использовать потешки в самостоятельных играх, активизировалась речь у детей.
Оформление выставки рисунков «Моя любимая потешка» совместно с родителями.
Коллаж «Любимые герои потешек».
Составлена картотека потешек.