Людмила Смехнова
Проект «Поможем нашим пернатым друзьям»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект подготовила и провела воспитатель старшей разновозрастной группы Смехнова Людмила Александровна.
Тип проекта : познавательный, краткосрочный.
Актуальность проекта : в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Проблема:
- Недостаток знаний детей о зимующих птицах
Публикация «Проект „Поможем нашим пернатым друзьям“» размещена в разделах
- Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года
На основании проведенного изучения поставленной проблемы, мы выделяем цель исследования.
Цель: формирование ответственности и бережного отношения к птицам.
Задачи:
1. Учить детей доброте, бережному отношению к природе.
2. Знакомить с особенностями их жизни в зимний период.
3. Воспитывать бережное отношение к птицам.
4. Привлечь воспитанников, воспитателей и родителей к природоохранной акции.
5. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Срок реализации проекта : декабрь 2015 года.
Участники проекта : дети старшей разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Формы работы с детьми:
Наблюдения, сбор информации, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, рисование, лепка, аппликация, экскурсия.
Трудно переоценить значение птиц в природе, их роль в жизни человека, ту пользу, которую они оказывают лесам, садам и огородам. Без птиц существование последних было бы почти невозможным.
Птицы защищают человека и животных от докучливых, а порой невыносимых насекомых, резко снижают численность быстро размножающихся вредителей.
Чтобы понять значение птиц в природе, достаточно указать на всем известную большую синицу, которая за один день съедает до 6 тысяч различных насекомых, среди которых преобладают вредители леса.
Многие птицы улетают от нас в теплые края. Когда у нас наступает зима, то там цветут цветы. Отлет большинства птиц, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Зимующие птицы - это пернатые, умеющие приспосабливаться к разным условиям. Чтобы помочь зимой птицам, надо знать какие птицы зимуют и чем они кормятся? Туго приходится братьям нашим меньшим - против них объединяются холод и голод. На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным покровом. Речка покрыта льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птицы погибают, но очень часто не от мороза, а от холода. Самое неприятное для птиц в это время года недостаток корма. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы.
Наблюдая за птицами на своем участке, мы с детьми решили повесить кормушки и подкармливать птиц, которые прилетали к нам. За помощью обратились к родителям, с их помощью были изготовлены и развешены кормушки на территории детского сада. Кроме того, дети вместе с родителями повесили кормушки и около своих домов.
Чем кормить птиц зимой? Этот вопрос беспокоит многих из нас с наступлением холодов. Как правильно кормить птиц зимой, советуют орнитологи. Они рекомендуют составлять смесь, семьдесят пять процентов которой будет состоять из семян подсолнечника. В связи с высокой калорийностью этот продукт станет основным энергетическим источником для мелких пернатых. Выжить в условиях зимних холодов позволяет большое количество тех растительных жиров, которые содержатся внутри семян этой культуры. В качестве подкормки в голодный для пернатых период в меню можно включить мясо, сало, а также говяжий или куриный жир. Однако следует иметь в виду, что мясо и сало должно быть несоленым
Этапы работы:
1 этап (теоретический) :
- Выставка картинок, фотографий, детских работ на тему: «Птицы наши друзья»;
- Подбор детской и педагогической литературы, дидактических и подвижных игр, материалов для творческой деятельности детей.
Задачи: учить детей доброте, бережному отношению к природе, знакомить с особенностями жизни птиц зимой.
2 этап (практический) :
- Рисование, аппликация и лепка птиц;
- Загадки про птиц;
-Чтение стихотворений и рассказов о птицах;
- Решение проблемных ситуаций;
- Рассматривание иллюстраций о птицах;
- Дидактические игры;
-Постройка кормушек для птиц.
Задачи:
Воспитывать умение определять, узнавать птицу по внешнему виду. Формировать у детей обобщенное представление о птицах как о живых существах. Развивать познавательный интерес к зимующим птицам. Воспитывать сочувствие, желание помочь птицам, заботиться о них. Воспитывать умение рассуждать и делать выводы.
1 неделя
1. ООД Ознакомление с птицами «Зимующие и перелетные птицы нашего края»
Цель: дать детям представление о причинах отлета птиц. Учить классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможности его добывания. Воспитывать желание заботиться о птицах
2. Беседа «Птицы-наши младшие друзья»
Цель: формировать у детей представление о жизни птиц, их приспособленности к условиям леса и города, воспитывать познавательный интерес.
3. Дидактические игры: «Угадай птицу по описанию?», «Подбери птице гнездо», «От какой птички перышко?».
Цель: закреплять знания детей о названиях птиц.
4. Разрешение проблемных ситуаций: «Что бы вы сделали, если бы увидели упавшего птенца, который учился летать?», «Кота, который крадется к птичьему гнезду?».
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим – птицам.
5. Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки».
Цель: разучить с детьми поговорки, развивать память.
6. Пальчиковая игра «Перелет птиц».
7. Чтение рассказа С. Михалкова «Птичья столовая».
Цель: систематизировать знания детей о птицах, вызвать желание помогать им.
8. Рисование «Птичья столовая».
Цель: передавать характерные особенности птиц в рисунке, закрепить знания о перелетных птицах, воспитывать желание помогать птицам.
9. Подвижные игры «Сова и мыши», «Воробьи и вороны».
Цель: развивать двигательную активность.
2 неделя
1. ООД «Поможем птицам зимой».
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение, желание помогать им в трудных зимних условиях
2. Беседа «Птицы нашего края»
Цель: познакомить детей с птицами нашего края, особенностями их проживания, воспитывать уважительное уважение к окружающей природе.
3. Дидактические игры «Кто где зимует?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих».
Цель: закрепить умения классифицировать птиц на перелетных и зимующих.
4. Наблюдение за птицами на нашем участке.
Цель: учить детей делать выводы на основе наблюдений.
5. Чтение рассказа К. Ушинского «Ласточка»
Цель: расширить представления детей о птицах, особенностях поведения, воспитывать желание помогать птицам.
6. Лепка «Птичка-невеличка».
Цель: учить детей передавать форму и строение птиц, ее характер, закреплять навыки лепки разными приемами, формировать любовь к природе.
7. Вечер загадок и отгадок.
Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах.
3 неделя
1. ООД «Пернатые соседи нашего леса».
Цели: познакомить детей с птицами, которые живут в лесу, обобщить знания детей о перелетных птицах, о кормлении птиц в зимний период, формировать уважительное отношение к братьям нашим меньшим- птицам».
2. Экологическая беседа «Учитесь жалеть и беречь».
Цель: формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.
3. Дидактические игры «Кто где зимует», «Зоологическое лото».
Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление
4. Аппликация «Прилетели гости к нам»
Цели: учить детей с помощью аппликации передавать форму и строение птиц, закреплять навыки пользования ножницами, закреплять названия птиц.
5. Работа с родителями. Изготовление кормушек.
Цель: воспитывать бережное отношение ко всему живому, желание заботиться, развивать творческие умения, фантазию в придумывании кормушек.
6. Фотовыставка кормушек. Совместная деятельность детей и родителей.
Цель: создать атмосферу общности интересов детей и родителей, прививать желание помогать птицам в трудное для них время.
3 этап (Результат) :
• Дети научились проявлять интерес к окружающему миру, иметь реалистические представления о природе.
• У детей появилось желание пополнять знания о зимующих птицах нашего края, об особенностях их жизни.
• Умеют сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения.
• Проявляют желание заботиться о птицах.
• Дети контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинять вреда окружающей среде.