Белобородова Виктория Евгеньевна
Проект «Покормите птиц зимой» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Киргинский детский сад»
Проект «Покормите птиц зимой»
в разновозрастной группе
старшего дошкольного возраста.
Разработала и реализовала воспитатель:
Белобородова Виктория Евгеньевна
2019 год
Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать; развивать коммуникативные способности.
Публикация «Проект „Покормите птиц зимой“ в разновозрастной группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Задачи: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
Обогащение и углубление представлений о зимующих птицах нашего края.
Способствование развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.
Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно, оценивать поступки других людей.
Формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним.
Актуальность: Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы чередуются, с оттепелями все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм, к нему невозможно добраться. Молодые особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!
Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, снегирь и другие. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Ожидаемые результаты: Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Тип проекта : творческий, групповой, семейный; информационно – познавательный.
Участники проекта : дети разновозрастной группы старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель.
Срок реализации проекта : январь- февраль 2019 год.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: долгосрочный
Реализация проекта по этапам :
Этапы
Название мероприятия Форма проведения
Участники Дата
1 этап
Подготовительный
1. Знакомство детей с зимующими птицами нашего села через художественно – иллюстративный материал.
2. Экскурсии по территории детского сада в зимний период.
3. Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.
4. Анкетирование родителей «Вместе с детьми кормим зимующих птиц»
2 этап
Основной
1. «Птицы зимой»
Рассматривание иллюстраций
2. «Птицы – наши друзья»
3. «Птицы» В. Берестова
4. «Летает – не летает»
5. «Птицы на участке»
6. «Филин и пташки»
7. Наблюдение за птицами на участке
8. «Вместе с детьми кормим зимующих птиц»
9. «Зимующие птицы»
Беседа
Занятие
Чтение худ. литературы
Словесная игра
Оригами
Игра средней подвижности
Анкета для родителей
Занятие по лепке Дети
Воспитатель
Родители 10.01
11.01
14.01
14.01
15.01
16.01
17.01
17.01
18.01
1. «Птички-невелички»
2. Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного»
3. «Прилетели птицы»
4. «Птички – невелички снегири»
5. «Птички в гнёздышках»
6. Наблюдение за птичьими следами
7. «Птичье кафе»
8. «Покормите птиц зимой» Презентация
Чтение худ. литературы
Дидактическая игра
Выставка рисунков
Подвижная игра
Изготовление кормушек совместно с родителями
Газета
Дети
Воспитатель
Родители 21.01
22.01
22.01
23.01
23.01
24.01
21.01-28.02
25.01
1. Создание копилки загадок о птицах.
2. А. Прокофьева «Снегири»
3. «Крошки для крошки»
4 «Четвертый лишний»
5. «Зимующие птицы»
6. «Вороны и собачка»
7. Наблюдение за птицами в «Птичьем кафе» (календарь наблюдений)
8. «Птицы»
9. Распределение кормушек для птиц на участке.
Чтение худ. литературы
Заготовка корма
Дидактическая игра
Лепка
Подвижная игра
Экскурсия
Занятие Дети
Воспитатель
Родители 28.01
28.01
29.01
29.01
30.01
30.01
30.01
15.02
18.02
1. «Покормите птиц зимой!»
2. «Зимний разговор через форточку»
3. М. Н. Богданова «Домашний воробей»
4. «Счёт птиц»
5. «Птичка на веточке рябины»
6. «Воробушки и автомобиль»
7. Подкормка птиц во время прогулки
8. «Покормите птиц зимой»
9. «Пернатые друзья»
Занятие
Игра - инсценировка
Чтение худ. литературы
Дидактическая игра
Аппликация
Подвижная игра
Информация для родителей
Памятка Дети
Воспитатель
Родители 19.02
20.02
21.02
21.02
22.02
22.02
25.02
18.02
25.02
3 этап Заключительный
«Зимующие птицы»
«Как мы птицам помогали»
Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ и родителей. Квест-игра
Фотовыставка
Презентация
Дети
Воспитатель
Родители 28.02
28.02
Приложение 1
Конспект образовательного предложения для целой группы (занятие) по аппликации в разновозрастной группе старшего дошкольного возраста
на тему «Птичка на веточке рябины»
Цель: уточнить знания детей о строении тела птиц посредством аппликации.
Задачи:
1. Развитие интереса детей к изобразительной деятельности.
2. Учить передавать в изображении характерные детали, соотношение их частей, расположение относительно друг друга.
3. Обобщение образных представлений и развитие эстетического восприятия и воображения.
4. Освоение техники вырезания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон.
5. Развивать в детях аккуратность, усидчивость, терпение.
Материалы для занятия: цветная и белая бумага, ватман, клей, ножницы, клеенки, салфетки.
Предварительная работа:
1. наблюдение за зимующими птицами на улице;
2. рассматривание изображений на картинках, фотографиях;
3. просмотр презентации по теме «Зимующие птицы»;
4. беседа о внешнем строении птиц;
5. подготовка основы для композиции – лист бумаги формата А4, вырезание веточек, птичек, крыльев, грудки из картона.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, когда я пришла сегодня в группу, я увидела, что на столе лежит красивый конвертик. Это письмо нам прислал воробушек и его друзья зимующие птицы. Давайте откроем и посмотрим, что же в нем написано! (Воспитатель открывает конверт и читает вслух).
О, в этом послании говорится, что 1 апреля во всем мире отмечается Международный день птиц.
Давайте вспомним, что еще осенью мы с вами повесили несколько кормушек на нашем участке, чтобы птицы не голодали, ведь им очень трудно прокормиться в условиях зимних морозов. Какие это птицы? Послушайте загадки и попробуйте отгадать:
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикает: «Чик-чирик!» (Воробей)
Как леса среди зверей
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее… (Ворона)
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел)
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень, тень!
Как хорош весенний день!» (Синица)
Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
Грудка ярче чем заря,
У кого? (у снегиря)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее? (ворона)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки! Я предлагаю нам сейчас сделать аппликацию про зимующих птиц!
Воспитатель: Перед вами висят картинки зимующих птиц. Сейчас я вам дам заготовки контура туловища, крыльев, грудки птичек. По вашему желанию выберите какую вы хотите птичку сделать и какая вам потребуется цветная бумага.
Дети обводят шаблоны, берут ножницы и вырезают по контуру.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь мы немножко отдохнем и сделаем физминутку!
Физминутка: «Серенькие перышки»
Воробьи - воробушки, (похлопывание руками по бокам)
Серенькие перышки! (махи руками вверх - вниз)
Клюйте, клюйте крошки (стучим кулачками перед собой)
У меня с ладошки! (дуем на раскрытые ладони)
Нет, с ладошки не клюют (развели руки в стороны, пожали плечами)
И погладить не дают.
(руки на пояс, наклоны туловища влево - вправо)
Как бы нам поладить, чтоб дались погладить? (хлопки в ладоши).
Воспитатель показывает лист бумаги, обводит детали, выстригает и приклеивает на лист.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый зимний пейзаж! Но конечно же не хватает птиц.
Далее ребята приступают и наклеивают вырезанную зимующую птицу, веточку, рябину. Воспитатель напоминает о безопасном пользовании клеем и ножницами
Итог аппликации: Дети, что мы делали на нашем занятии? (Ответы детей).
Воспитатель: какие вы молодцы!
Приложение 6
Дидактическая игра «Прилетели птицы»
Цель: развитие фонематического слуха.
– Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы : голуби, куницы.
Прилетели птицы : аисты, вороны, галки и палки.
Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы.
Все вы – молодцы!
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: Формировать представления о птицах, их общих признаках. Закрепить названия зимующих птиц.
1 Вариант: Воробей, синица, лебедь, голубь.
2 Вариант: Ворона, цапля, снегирь, голубь.
Дидактическая игра «Счёт птиц»
Цель: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)
Список литературы, интернетресурсы:
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж, 2007г.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду
3. Долгова Т., Кравченко И. «Прогулки в детском саду»
4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.
5. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших
дошкольников. М., 2002.
6. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.
СоломенниковаО. А. «Ознакомление с природой в детском саду. "
7. https://www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/poet-zima-aukaet.html
8. https://www.razumniki.ru/stihi_pro_zimu.html
9. https://lit.peoples.ru/poetry/nikolay_rubtsov/poem_22640.shtml