Подгорная Нелли Александровна
Экологический проект «Покормите птиц зимой» для средней разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Покормите птиц зимой»
Проект составила: Воспитатель средней разновозрастной группы
Подгорная Нелли Александровна
Тип проекта: познавательный.
Цель:
1. Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
2. Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
Задачи:
Публикация «Экологический проект „Покормите птиц зимой“ для средней разновозрастной группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2019
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
4. Научить детей правильно их подкармливать
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Покормите птиц зимой» актуальна в наши дни. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Срок реализации проекта: декабрь,месяц 2018г
Участники проекта: дети дошкольного возраста (5-6 лет, родители воспитанников, воспитатели группы.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
• Анкетирование родителей по проблеме
• Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми. родителями
• Создание необходимых условий для реализации проекта
• Разработка консультации для родителей
II этап – основной (практический)
• Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах
• Заготовка корма для птиц
• Составление обращения к родителям (покормите птиц – Объявление)
• Акция «Кормушка»
• Подкормка и наблюдение за птицами
• Аппликация «Птица Синица и Снегирь»
III этап-заключительный
1. Размещение кормушек «Птичья столовая»
2. Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.
3. Организация дежурства детей.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
А Н К Е Т А
1. Любит ли ваш ребенок птиц?___
2. В чем это проявляется?___
___
3. Часто ли вы наблюдаете птиц в природе?___
4. Проводите ли вы беседы на тему: «Берегите птиц»?___
5. Приходилось ли вам с ребенком учить стихи о птицах?___
6. Читаете ли вы сказки, рассказы, басни про птиц ребенку?___
7. Что вы делаете, чтобы помочь птицам зимой?___
___
8. О чем хотели бы узнать?___
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Зимующие птицы»
Родителям рекомендуется:
• пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать
• рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;
• обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост);
• рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
• во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц;
• провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
• изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.
Задайте ребенку вопросы:
• Каких зимующих птиц ты знаешь?
• Почему они называются зимующими?
• Чем птицы питаются зимой?
• Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?
• Как можно помочь птицам?
Загадайте загадки о зимующих птицах
Плотник с острым долотом
строит дом с одним окном… (дятел).
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её (синичка)
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это. (снегири)
Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
а зовут её (сорока).
Озорной мальчишка в серомармячишке. (Воробей)
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива
Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)
Сыграйте с ребенком в следующие игры:
1. «Один – много» (образование множественного числа)
Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы»(ворона – вороны, галка – галки и т. д.)
2. «Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания)
Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она., ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует.)
3. «Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)
Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т. д.)
4. «Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)
Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т. д.)
5. «Четвертый лишний» (на классификацию)
Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.
«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;
«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;
«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т. д.
6. «Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)
Взрослый спрашивает: Синица (какая) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая.
Голубь (какой) - сизый, неуклюжий, важный.
Снегирь (какой) - нарядный, красногрудый, медлительный…
7. «Кто как голос подает»
Ворона – каркает, воробей -…
8. «Угадай птицу по описанию».
Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
9. “Вороны и воробьи”.
(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке
10. "Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от
кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.
Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.
Закончи предложения.
Перья вороны (чьи)., перья воробья (чьи)., перья снегиря (чьи). ,перья голубя (чьи).
Выполните с ребенком следующие упражнения:
1. Составьте описательные загадки о зимующих птицах
Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.
Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)
2. Учить подбирать однокоренные слова.
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).
3. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.
Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму
Вопросы:
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?
4. Пересказ без опоры на вопросы.
Кормушка.
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
5. Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.
Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»
Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»
Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)
Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый)
Какого цвета оперение?
Какие лапки?
Чем они питаются?
Выучите стихотворения
Снегирь
Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть.
А. Барто
Мероприятия Цели Ответственные Сроки реализации
1. Беседа «Почему мы считаем птиц своими друзьями» Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним. Воспитатели 1-я неделя
2. Д. и. «Кто где зимует?», Продолжать закреплять знания детей о природе, развивать интерес к жизни пернатых Воспитатели 1 –я неделя
3. Д. и. «Улетает — не улетает» Воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время Воспитатели 1-я неделя
4. П. и «Перелет птиц». Совершать игровые действия в соответствии с текстом.
Формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга.
Развивать ориентировку в пространстве. Воспитатели 1-я неделя
5. Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Уточнение знаний о строении тела птицы; Воспитатели 1-я неделя
6. Беседа «Наши пернатые друзья»
Продолжать формировать экологические знания о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним. Воспитатели 2-я неделя
7. Д. и «Хорошо – плохо» Воспитывать познавательный интерес, умение относить животных, имеющих выделенные признаки, к птицам. Воспитатели 2 –я неделя
8. Аппликация «Птица синица и снегирь»
Уточнение и расширение представления детей о синице и снегире, её внешнем виде. Развитие мелкой моторики рук, цветовосприятия. Воспитатели, дети 2-я неделя
9. Чтение А. Яшин «Покормите птиц» Способствовать формированию таких качеств, как забота, милосердие, взаимопомощь Воспитатели 2-я неделя
10. Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. ,
Знакомство с приметами. Уточнение знаний о том, чем питаются зимующие птицы.
Углубить знания детей о птичьих приметах. Воспитатели 2-я неделя
11 Беседа «Каких птиц зимой не увидишь?» Углубить и расширить знания детей о птицах нашего города; объяснить причину перелетов птиц Воспитатели 3-я неделя
12 Беседа «Что ты знаешь о птицах» Обобщение знаний детей о птицах, их повадках, среде обитания. Воспитывать любовь и заботу о птицах. Воспитатели 3-неделя
13. Д. и «Раздели птиц на перелетных и зимующих» Закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Воспитатели 3-неделя
14. Познавательно исследовательская деятельность- «Рецепт пирога для птиц»
Д. и «Докажи, что это птица».
Закрепить умение относить животных, имеющих выделенные признаки, к птицам. Познакомить детей с рецептом «пирога для птиц». Воспитатели 3-неделя
15. П. и «Птичьи стайки».
Закреплять знания о внешнем виде таких зимующих птиц как воробья, синицы, снегиря; развивать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга, наблюдательность, внимание. Воспитатели 3-неделя
16. Аппликация «Снегирь»
Беседа:«Правила поведения возле кормушек» Учить детей передавать в аппликации образ снегиря, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезывая по частям из цветной бумаги, соблюдая относительную величину. Передавать окраску снегиря. Учить красиво, располагать изображения на листе. Закреплять умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему изображению в общей композиции. Развивать эстетическое восприятие. Воспитатели, дети 3-неделя
17. Чтение рассказов:И. Тургенева «Воробей»,
Сухомлинского «О чём плачет синичка»;
Размещение кормушек. Формирование таких качеств, как забота, милосердие, взаимопомощь Воспитатели 3-неделя
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рецепт пирога для птиц:
Растопить 600 грамм маргарина, добавить стакан подсолнечного масла и три стакана проса, добавить очистки яблок, геркулес, семена подсолнечника, сахар, мед, смешать, охладить, повесить среди ветвей в сетке для овощей.
Международный день птиц
Международный день птиц проходит ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" и не случайно отмечается именно в апреле. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц.
День птиц - это не только годовщина Конвенции, но и время прилета пернатых с зимовок. В России праздник отмечали с 1994 года, но и раньше возвращение перелетных птиц праздновалось потому, что означало наступление весны. Одна из старейших традиций - развешивание в этот день скворечников, синичников, гоголятников и прочих "птичьих домиков".
Охрана птиц
С 1600 года во всем мире исчезло, вероятно, около 100 видов птиц. Большинство из них было представлено небольшими популяциями на морских островах. Часто не способные к полету, как дронт, и почти не боявшиеся человека и привезенных им мелких хищников, они стали легкой добычей. В настоящее время многие виды птиц также находятся на грани вымирания или, в лучшем случае, испытывают его угрозу.
Многие страны имеют законы и участвуют в международных соглашениях по охране перелетных птиц. Однако более серьезная угроза для птиц исходит не от охотников, а от вполне «мирных» видов человеческой деятельности. Небоскребы, телебашни и другие высотные постройки являются для перелетных птиц смертельно опасными препятствиями. Пернатых сбивают и давят автомобили. Разливы нефти в море губят множество водных птиц. Не менее серьезную угрозу создает загрязнение среды. Естественные загрязнители – это вещества, постоянно присутствующие в природе.
Искусственные загрязнители – это химические вещества, практически отсутствующие в девственной природе. Прекратить наступление человека на мир пернатых едва ли удастся; единственная надежда – замедлить его. Одной из мер может быть более строгая ответственность за разрушение естественных местообитаний и загрязнение среды. Другая мера – увеличение площади заповедных территорий с целью сохранения на них природных сообществ, в состав которых входят виды, испытывающие угрозу исчезновения.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВОЗЛЕ КОРМУШЕК:
Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:
• громко не кричать,
• не сорить,
• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки
• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить
• корма класть немного, именно для того,чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Кого чем угостить?
• Воробья— крошками хлеба, крупой, семенами
• Синицу—несоленым салом
• Снегиря—ягодами рябины, семечками арбуза, тыквы
• Голубя—пшеном, хлебом
• Свиристеля—семенами подсолнечника
• Ворону—очистками от овощей, любую пищу
Приметы.
• Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
• Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
• Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
• Перед метелью воробьи чирикают.
• Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
• Синицы порхают под окном – к холоду.
• В марте птички щебечут к хорошей погоде.
• Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
• Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание.
• Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.