Вера Бекдамирова
Проект «Подводное царство — волшебное государство»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в подготовительной группе «Подводное царство – волшебное государство»
Проект в подготовительной группе «Подводное царство – волшебное государство».
Тип проекта : познавательно-игровой;
Продолжительность проекта : 7 дней;
Участники проекта : воспитатели, дети.
Публикация «Проект „Подводное царство — волшебное государство“» размещена в разделах
Актуальность проекта : Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Дает возможность самостоятельно анализировать полученные результаты.
Цель проекта : расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.
Задачи проекта :
Образовательные:
Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.
Развивающие:
Развивать умение сравнивать и анализировать.
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.
Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Основная проблема:
Где бы жили рыбы, если не было рек, морей и океанов?
Почему рыбы не летают?
Ожидаемый результат:
Получение информации из разных источников;
Владеть понятиями «Морские животные», «Рыбы», и т. п. ;
Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
Продукты детской деятельности (рисунки, поделки, рассказы, плакаты «Подводного царства»);
Изготовление макета «Подводное царство и его обитатели»;
1 этап. Организационный.
1. Создание проблемной ситуации.
Цель: Заинтересовать детей данной темой.
2. Определение задач воспитательно- образовательной работы.
Цель: Выявить у детей знания о подводном мире.
3. Анализ проблемы.
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Где мы можем это все узнать?
4. Формулировка проблемных вопросов.
Цель: Учить ставить проблемные вопросы.
5. Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы.
Цель: Составить план работы, обсудить способы оформления конечных результатов.
6. Подбор энциклопедической, методической, справочной литературы по теме проекта.
Цель: Пополнить объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность, кругозор.
7. Подбор подвижных и дидактических игр, стихов, загадок.
Цель: Пополнить объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность, кругозор.
2 этап. Реализация проекта
Организованная форма деятельности.
Цель: Закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания; учить образовывать притяжательные прилагательные.
Расширять знания об экосистеме «море» и его обитателях.
1. Коммуникация:
«Рыбы»
«Морское путешествие»
2. ФЭМП:
«Решение задач»
«Ориентировка в пространстве»
Формирование целостной картины мира:
«Где живет Капелька?»
Художественно-эстетическая деятельность:
Цель: Совершенствовать умения и навыки, воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Рисование:
«Рыбки играют, рыбки сверкают»;
Лепка:
«Веселый осьминог»;
Конструирование из бумаги (оригами) :
«Рыбки».
Непосредственная образовательная деятельность.
Беседы с детьми:
«Что такое подводное царство?».
Подводное царство – богатое государство?».
«Чем питается рыбы?».
Чтение художественной литературы:
Цель: Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: — источник жизни.
Чтение энциклопедической литературы о рыбах подводного мира;
Чтение:
С. Сахаров «Морские сказки»;
С. Воронина «Добрая раковина»;
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
Сказка «По щучьему велению».
Разучивание стихов, загадок о рыбах.
Игровая деятельность.
Цель: Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи. Формировать умение вести координированный диалог между педагогом и ребенком, друг с другом.
Дидактические игры:
«Узнай рыбу по описанию».
«Чей плавник? Чья голова? Чье туловище?».
«Кто чем питается?».
«Поймай больше слов».
«Четвертый лишний».
«Да — нет».
«Царство рыб».
Расшифруй рыбку».
Сюжетно ролевые игры:
«Подводное плавание».
«Путешественники».
«Кругосветное путешествие».
Подвижные игры :
«Удочки».
«Рыбалка».
Приложение. (Конспект)
Конспект занятия по формированию представления о рыбах «Обитатели морей» (подготовительная группа)
Цель: Сформировать у детей представления об особенностях проживания, питания и строения рыб.
Программное содержание
Образовательные задачи:
Расширять у детей знания и представления о рыбах, их внешнем виде, повадках, местах обитания, о пользе рыб.
Развивающие:
Развивать связную речь, умение рассуждать, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы, учить составлять рассказ по плану.
Формировать навыки словообразования, употребления существительных с увеличительными суффиксами.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к морским обитателям.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением моря.
2. Беседы о жизни морских рыб.
3. Чтение и обсуждение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
4. Беседа об аквариумных рыбках.
5. Разучивание подвижной игры «Где спит рыбка».
6. Рисование «Морские жители».
7. Коллективная аппликация «Аквариум».
8. Индивидуальная работа: составление одно и двуслоговых слов.
Словарная работа:
Морские обитатели, чешуя, метать икру, вытянутое тело, гибкий хвост, жабры, зубастая пасть.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображением моря.
Модели-схемы для рассказывания.
Картинки морских обитателей.
Энциклопедия «Обитатели морей».
Природный материал - ракушки.
Макет моря.
Ход деятельности
В. Ребята, сегодня у нас с вами необычный день, а самое настоящее уникальное путешествие, причём не простое, а речное. Вам хочется этого?
Д. Да.
В. Но есть одна проблема: под водой мы не можем дышать. Как же нам её решить?
Д. Надеть водолазный костюм.
В. Закрывайте глаза, представьте, что вы на берегу моря. Надевайте водолазные костюмы. Произнесём волшебные слова :
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать!
Сколько водорослей разных,
Звёзд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!
В. Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных! Вы кого - ни будь узнаёте?
Д. (называют известных им обитателей моря) .
Игра «Подбери похожее словечко» к слову рыба.
Д. Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.
В. Верно. Зверей и птиц ловят охотники, а рыбу?
Д. Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.
В. А чем можно поймать рыбу?
Д. Удочкой, сетью, неводом.
В. А как вы думаете, есть ли у рыб голова?
Д. Нет, Голова сразу переходит в туловище.
В. Для чего нужны плавники?
Д. Плавники и хвост помогают рыбам плавать.
В. Чем рыба дышит в воде?
Д. Рыбы дышат жабрами.
В. Закрывает ли рыба глаза когда спит?
Д. Нет. У рыб глаза открыты постоянно.
В. Всё вы знаете, молодцы! Скажите, есть ещё какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?
Д. У рыб вместо ног плавники и хвост, с их помощью они плавают.
В. А чем покрыто туловище рыб?
В. Вы просто умницы! В море живут множество обитателей, которые часто совсем не похожи на тех, кто живёт на суше. Есть морские коровы, морские коньки. А сейчас к нам заплыли самые настоящие морские обитатели. Они приготовили для вас загадки. Я предлагаю всем занять места на песчаном дне (садятся на ковёр) и попытаться угадать, кто к нам заплыл.
Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле – нет. Оно кормит своих детёнышей молоком. У одних есть зубы, у других нет. У беззубых вместо зубов – усы. Когда оно
плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: «чудо – юдо».
Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывёт - вода бурлит.
Это чудо – рыба (кит) .
Про эту рыбу К. Чуковский писал: «… - каракула, правым глазом подмигнула». Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны. (акула) .
Этот обитатель моря похож на на шахматную фигурку. Он цепляется за веточки подводных растений и висит, как свеча или игрушка на новогодней ёлке. Очень смешной на вид.
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет инее пашет,
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови, его дружок,
Рыбок друг… .(морской конёк) .
Это – самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде грациозны, а на суше медлительны.
Кто так медленно ползёт,
Словно груз большой везёт?
Панцирь твёрдый, очень прочный,
Защитит и днём и ночью.
Но всегда дрожит от страха
Долгожитель…. (черепаха) .
В. Молодцы ребята! Плывет дальше.
Упражнение на дыхание.
Руки на грудь, глубокий вдох через нос, выдох через рот.
В. Составление рассказа по плану.
1. Как называется?
2. Как выглядит?
3. Где живёт?
4. Чем питается?
5. Как размножается?
6. Что вы знаете о ней интересного? .
Физминутка.
Рыбка рыбке говорила,
«Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три прихлопа,
Головою два кивка».
В. Проводит игру «Подбери похожее словечко» к слову РЫБА
Д. Рыбка, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.
В. Верно. Зверей и птиц ловят охотники, а рыбу?
Д. Рыбаки и рыболовы.
В. А чем можно поймать рыбу?
Д. Удочкой, сетью, неводом.
В. С заданием справились отлично. Рыба _ любимая еда на нашем столе, очень полезная. А вы знаете как её готовят?
Д. Солят, коптят, маринуют, Консервируют, жарят, сушат.
В. Вспомните, какие рыбы, где живут?
Д.
В аквариуме – аквариумные (гуппи, неоны, скалярии, сомики) .
- в реке – речные (щука, сазан, плотва, пескарь,
- в море – морские (акулы, камбала, мурена, сёмга,
- В океане – океанические (кит, рыба – меч, касатка) .
В. Много у рыб сходств и различий. Одно из них по способу питания – одни едят водоросли (травоядные, другие – мальков, икринок, мелких рыб (хищники). Что ж, про рыб сказали мы немало. Настало время возвращаться домой.
Подвижная игра «Море волнуется….»