Ася Исакова
Непосредственно-образовательная деятельность по ФЭМП в средней группе «Математическое царство, геометрическое государство»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность по ФЭМП в средней группе
Цель: Закреплять знания о круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике и овале. Узнать о кубе, о том что куб – это геометрическое тело.
Задачи:
1. Учить детей находить решение проблемных задач и выполнять логические задания, составлять цепочки из геометрических фигур.
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по ФЭМП в средней группе „Математическое царство, геометрическое государство“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения, опыт самоконтроля.
3. Формирование навыков сотрудничества, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, поощрять желание помочь слабому и беззащитному в беде.
Материалы и оборудование :
Изображения геометрических фигур, поляна с ловушками, геометрические фигуры - персонажи сказки, имитация пропасти, камня с надписью, извилистой дорожки и кочек, листы А5 с заданиями.
Предполагаемый результат:
Владеют – знаниями о круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике и овале.
Умеют – самостоятельно преодолевать затруднения.
Знают – отличия геометрических фигур.
Этапы мероприятия
Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность Предпосылки учебной деятельности
Контроль результатов деятельности
Введение в ситуацию (2-3 мин.) Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь ….) Воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Ребята, а вы любите помогать друзьям в беде? Всегда ли у вас это получается? Ребята, сейчас я вам расскажу одну историю, которая произошла с геометрическими фигурами.
В некотором математическом царстве Геометрическом государстве жили-были геометрические фигуры : Круг, Квадрат и Треугольник (каждый ребенок получает геометрическую фигуру). Жили они дружно, не тужили. И все было бы не плохо у наших фигур, но вот однажды приключилась с ними беда. Фигуры просят нас помочь им.
- Хотите помочь?
- Сможете это сделать?
постановка детской цели: Зачем? Целеполагание, Фиксация затруднения в деятельности
Обдумывание и планирование своих действий Вопросы: Хотите?
Сможете?
Актуализация знаний (5-6 мин.) Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; - Ребята, пролетал над царством-государством злой волшебник, увидел как весело играют фигуры, и решил он украсть одну из них. И знаете, ребята, кого он украл? Нет? Тогда я вам подскажу: три стороны, три угла, похож на крышу дома. (треугольник). И остались круг и квадрат одни. Поплакали, погоревали они, да делать нечего, надо идти друга из беды выручать. Давайте, пойдем ребята, вместе с кругом и квадратом из беды треугольник выручать! Хотите? Тогда в путь…
И вдруг перед ними возникла пропасть, а рядом с ней камень, на котором написано: «Преодолеть эту пропасть сможет только тот, кто правильно составит логическую цепочку из геометрических фигур : первым должен быть треугольник, за ним должен стоять круг, а за ним квадрат и т. д.». Ребята, здесь даже образец дан. Дети садятся на ковер и составляют логические цыпочки, а воспитатель помогает тем, кто испытывает затруднения. Кто правильно составит логическую цепочку, тот проходит через пропасть.
Идут наши геометрические фигуры дальше. И вот на конец пришли они к Зеркальному царству - государству, в котором и жил злой волшебник, укравший треугольник. А зеркала в этом царстве-государстве были заколдованные : изображения всех, кто в них смотрелся- искажались и оживали. Подбежал квадрат к зеркалу посмотрелся в него, и вдруг оттуда выскочила фигура, немного похожая на квадрат: все углы прямые и стороны, смотрящие друг на друга, одинаковой длины. Что это за фигура? (ответы детей). Такое же чудо произошло и с кругом: посмотрелся круг в зеркало, и выскочила оттуда навстречу кругу новая фигура: без углов, вытянутая какая – то. Что это за фигура? (ответы детей). Так появились еще две новых фигуры: прямоугольник и овал.
Пошли они все дальше и наткнулись на дверь в тайную комнату, открыв дверь они увидели большое зеркало. Квадрат решил посмотреть на себя в большое зеркало. Встал он передом, смотрит вроде как он на себя похож, а немного повернулся и заметил, что он изменился. У него стало больше углов и сторон.
- Ребята, а вы знаете, что это за фигура? (нет).
- С могли вы помочь квадрату и кругу (нет, не смогли).
- Почему не смогли? (потому что не знаем, что за фигура показалась в зеркале).
- Что же нам сделать? (узнать, что это за фигура). Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания Мотивация к самостоятельной деятельности Фиксирование в речи затруднения и его причины
Затруднение в ситуации (2-3 мин)
Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;
Пошли они все дальше и наткнулись на дверь в тайную комнату, открыв дверь они увидели большое зеркало. Квадрат решил посмотреть на себя в большое зеркало. Встал он передом, смотрит вроде как он на себя похож, а немного повернулся и заметил, что он изменился. У него стало больше углов и сторон.
- Ребята, а вы знаете, что это за фигура? (нет).
- С могли вы помочь квадрату и кругу (нет, не смогли).
- Почему не смогли? (потому что не знаем, что за фигура показалась в зеркале).
- Что же нам сделать? (узнать, что это за фигура). Анализ детьми возникшей ситуации
Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину
Выявление уровня затруднения
Открытие нового знания (способа действия)
(3-4 мин.)
Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; Как можно узнать то, что ты не знаешь? (Можно спросить у того, кто знает). А как вы думаете, кто знает? (Воспитатель).
Воспитатель предлагает пройти к столам, на которых лежат кубы и квадраты.
- Ребята, чтобы нам узнать, что это за фигура, нужно вспомнить какую фигуру увидел квадрат в большом зеркале. (похожую на квадрат, но у этой фигуры больше сторон и углов).
Воспитатель спрашивает у детей, сколько углов у квадрата и сколько сторон. А сколько углов и сторон у этой фигуры.
- Ребята это куб. Куб - это геометрическое тело. Они отличаются с квадратом тем, что у куба много углов и сторон.
Вывод: у куба много углов и много сторон.
Формирование опыта успешного преодоления затруднения
Умение определять способы и средства для достижения цели
Теперь вы знаете как?
Включение нового знания в систему знаний и умений (3-4 мин) Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами
1 задание: Игра «Найди предмет формы куба». На столе разложены различные предметы. Воспитатель предлагает детям найти предметы формы куба. Узнать у детей формы оставшихся предметов.
2 задание: «Размести фигуры по полкам». Воспитатель выкладывает на стол разные геометрические фигуры и листы бумаги с нарисованными полками на каждого ребенка. Дети должны выполнить задание воспитателя, разложить те фигуры по полкам, какие попросит воспитатель.
3 задание: «Правильно ли сделано фото». На столе разложены карточки с изображениями фигур и фото этих фигур, нужно узнать правильно ли поросёнок сфотографировал эти фигуры.
Практическое выполнение задания Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия Самоконтроль
Осмысление (2 мин) Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь - Ну что, ребята понравилась вам помогать?
- А кому мы помогали?
- Чем мы помогли?
- Какие знания нам пригодились?
Дети должны прийти к выводу о том, что сделать это помогло знание всех геометрических фигур.
Рефлексия (личная оценка) Умение достигать поставленной цели Что хотели сделать? Получилось? Почему?