татьяна марченко
Мини-музей «Подводное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями
Мини-музей «Подводное царство»
МБДОУ № 16 Ленинск-Кузнецкого городского округа
1. Описание мини-музея.
• Мини-музей называется «Подводное царство».
• Он посвящен одному из компонентов природы – подводному миру и его обитателям.
Публикация «Мини-музей „Подводное царство“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Музейная педагогика в детском саду
- Подводный мир. Мини-музеи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
• Музейные экспонаты собраны по принципу создания коллекций, соответствующих названию мини-музея «Подводное царство» (необычные, редкие объекты живой и неживой морской природы). Экспонаты собирались педагогами, детьми и родителями, которые не только пополняли фонды, но и помогали в оформлении музея. Родители вместе с детьми, возвращаясь из летних путешествий, привозили необычные экспонаты (раковины, фотографии моря и морских обитателей)
• Для оформления музея мы выбрали небольшой шкаф с полками, изготовили вывеску с темой, расположили ее на стенке шкафа. Музей расположили в групповой комнате в зоне развития речи и ознакомления с окружающим.
• Музей может развиваться, потому что он ориентирован на детей, на семью, является интерактивным и предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам. Дети вместе с воспитателем изготавливают поделки из ракушек, оформили и совершенствуют сухой аквариум, размещают новых обитателей, которых самостоятельно мастерят из пластилина и других материалов, коллекции постоянно обновляются, появляются новые разделы, родители принимают активное участие в работе по данному направлению.
• С новыми педагогическими задачами развитие музея возможно, если он будет ориентирован на детей определенного возраста, на семью и дошкольное учреждение. Главной его функцией будет образовательная и воспитательная. Он будет интерактивным и будет предполагать активное поведение ребенка по отношению к экспонатам. Главное в таком музее – не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. Закрытие музея возможно, если предметы будут находиться в постоянном поле зрения ребенка, но делать с ним практически ничего нельзя, интерес к ним ослабевает: предметы становятся частью окружающего фона. Если с новыми педагогическими задачами будет неправильно организована работа в мини-музее, то музей станет элементом дизайна, не будет решать поставленных перед ним задач и неизбежно приведет к его закрытию.
2. Система работы мини-музея «Подводное царство»
• На базе музея проходят экскурсии, занятия, праздники и досуги.
• Родители воспитанников принимают активное участие в создании музея и его работе. Они заинтересованы в работе музея и привозят новые экспонаты из поездок и путешествий. В начале и конце учебного года воспитатели обращаются к папам и мамам с просьбой внимательно посмотреть на окружающий мир и найти что-нибудь интересное для музея. Перед летним отдыхом проводятся родительские собрания, на которых воспитатели объясняют, как именно и для чего собирать коллекции, показывают отдельные раковины, фотографии. Кроме того, для родителей вывешивается красочное объявление. Многие семьи путешествуют и привозят экспонаты из разных регионов России, разных стран.
• Наиболее интересной и значимой в музейном «деле» для родителей стала совместная деятельность с ребенком по подбору и поиску необычных экспонатов. Экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка, однако, возможности посещения этих учреждений ограничена, поэтому родители рады тому, что имеют возможность не только посещать мини-музей, но и принимать участие в его развитии.
• В ходе работы над созданием музея и в процессе «музейной жизни» возникли такие формы работы как: экскурсии, мастер-классы, занятия; беседы, игры, развлечения, театрализованные постановки; изготовление поделок, аппликаций; конкурсы детского творчества, рассматривание фотоальбомов, самостоятельная деятельность.