Ольга Сердюк
Проект «Зимующие птицы Братска» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: познавательно - информационно - творческий
По характеру контактов: внутригрупповой.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: среднесрочный.
Срок реализации проекта: 16-20 января
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Проект „Зимующие птицы Братска“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Цель:
• Формировать у детей представления об особенностях жизни зимующих птиц г. Братска.
Задачи:
для детей:
• Познакомить детей с историей празднования дня зимующих птиц.
• Познакомить детей с жизнью зимующих птиц г. Братска.
• Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие, размножение).
• Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц.
• Учить правильному поведению в природной среде.
• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
• Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
для родителей:
• Привлечь родителей к ознакомлению детей с жизнью зимующих птиц в разных условиях жизни
• Повысить уровень экологической культуры личности родителей.
• Совершенствовать навыки общения с детьми
Реализация проекта:
1. Подбор необходимой для реализации проекта литературы
Цель:Подготовить теоретический и практический материал по теме
2. Выявить заинтересованность детей по теме
Цель: Узнать у детей, что они знают о зимующих птицах
3. Беседы с родителями, анкетирование
Цель: Определить уровень осведомленности родителей о птицах нашего края
4. Зарождение проблемы (вход в игровую ситуацию)
Цель: Введение детей в тему проекта
5. Беседа с детьми «15 января – день зимующих птиц»
Цель: Познакомить с историей возникновения праздника
Основной этап:
День первый:
6. Д\игра «кто прилетел на кормушку»
Цель: Расширять знания детей о зимующих птицах и их названиях
7. Обведи и заштрихуй силуэт птицы
Цель: Закрепить умения детей отрабатывать навык обведения фигуры по контуру раскрашивать силуэты птиц, не выходя за контур, закрашивать в одном направлении.
8. Логическая игра: «Какие птицы спрятались?»
Цель: Развитие внимания, логического мышления, речь
9. Хотите, верьте – хотите, проверьте. Народные приметы о зимующих птицах.
Цель: Познакомить с приметами, расширить кругозор
10. Наблюдение: «Ищем птичьи следы»
Цель: Развивать наблюдательность, умение ухаживать за птицами
11. Образовательная деятельность, рисование «Прилетели свиристели»
Цель: Закреплять умение рисовать птицу, передавая окраску тонами, используя разную силу нажима.
Работа с родителями:
12. Предложить изготовить совместно с ребенком страничку для альбома «Зимующие птицы г. Братска»
Цель: Вовлечь родителей в проектную деятельность. Совершенствовать навыки общения с детьми.
День второй
13. «Лакомый кусочек»- изготовление корма для птиц
Цель: Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
14. Разучивания пальчиковой игры «Птичья кормушка»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, память, речь.
15. д/игра «Чей хвост, клюв, ноги»
Цель:Углубление и обобщение знаний о строении птиц.
16. Графический диктант: «Птица»
Цель: Формирование глазомера, зрительной памяти; развитие мелкой моторики; развитие устойчивого, сосредоточенного внимания, развитие зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений
17. Речевая грамматическая игра «Чье? Чья? Чьи?»
Цель: Развивать умение детей употреблять притяжательные прилагательные
18. Экспериментальная деятельность: «Какой материал более устойчив к влаге для строительства кормушки»
Цель: Побуждать детей экспериментировать с предметами, умение делать выводы
19. Рассматривание альбома о свиристелях
Цель: Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
20. Ситуативный разговор: «Чем накормить свиристелей, если не будет их любимой еды»
Цель: Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
21. Отгадывание загадок про зимующих птиц
Цель: Развивать логическое мышление, память.
Работа с родителями:
22. Консультация для родителей: «Как сделать кормушку для птиц»
Цель: Привлечь родителей к изготовлению кормушек, проявить творчество и фантазию.
День третий
23. П\и «Совушка – сова», «Перелет птиц»
Цель: Развивать координацию движений, повысить положительный настрой.
24. ОД: обрывная аппликация «Совушка – сова большая голова»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев, аккуратность, цветовосприятие
25. Пальчиковая игра – попевка «Сова»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, память, речь.
26. Настольная игра «Найди пару»
Цель: Развивать умение находить пару птиц (маму птицу и папу птицу)
27. Просмотр презентации «Зимующие птицы нашего края»
Цель: Расширять знания детей о зимующих птицах нашего края.
28. Заучивание стихотворения «Совенок»
Цель: Формировать умение заучивать стихотворение с помощью мнемотаблицы
29. Рисование Совы по схеме
Цель: Закрепить умение работать по схеме
30. Дидактическая игра «Придумай новую птицу»
Цель: Развивать творческое воображение
31. Оригами «Сова»
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных схеме
32. Рассматривание птичьих следов.
Цель: Научить различать птичьи следы (в сопоставлении с рисунками птичьих следов)
33. Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц: «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели».
Цель: Учить составлять рассказ о зимующих птицах с опорой на схему, использовать слова: зимующие, корм, кормушка.
Работа с родителями:
34. Изготовление лэпбука «Зимующие птицы»
Цель: Привлечь родителей к изготовлению лэпбука, проявить творчество и фантазию.
День четвертый
35. Лепка «Снегирь на ветке рябины»
Цель: Обогащать знания детей о птицах, лепить птиц, используя различные приемы: скатывание, сплющивание; учить передавать движение.
36. Экспериментирование «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы». Цель: Расширить знания детей о птицах, о том, зачем им нужны перья, на что они похожи, какую роль играет перо в жизни птиц.
37. Просмотр картины «Птичья столовая», иллюстраций зимующих птиц, рассказ воспитателя о зимовании птиц.
Цель: Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
38. Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П. И. Чайковского «Времена года».
Цель: Научить детей различать голоса птиц через музыкальное произведение.
39. Беседа «Жалобная книга природы»
Цель: Повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны
40. Изготовление шапочек – масок птиц для театрализованной деятельности
Цель: Развивать творческие способности, речь детей
41. Подвижная игра «Снегири»
Цель: Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.
42. Дидактическая игра «Счёт птиц»
Цель: Закрепить умение согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)
43. Наблюдение «Какие звуки издают птицы»
Цель: Побуждать детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.
44. Викторина «Зимующие птицы»
Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.
Работа с родителями:
45. Буклет «Помогите птицам»
Цель: Расширить кругозор знаний о птицах у родителей
День пятый
46. Экологическая сказка «Воробышек»
Цель: Развивать в детях творческие способности по составлению сказки, воспитывать любовь к природе через художественное слово.
47. Трудовая деятельность: подкармливание птиц.
Цель: Побуждать детей учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах
48. Театрализация: «Где обедал воробей».
Цель: Развивать творческие способности, речь детей
49. Пальчиковая игра «Птицы»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, память, речь.
50. Дидактическая игра «Узнай птицу по силуэту»
Цель: Углубление и обобщение знаний о строении птиц.
51. Кормление птиц. Наблюдение за птицами в естественной среде, за их поведением во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом.
Цель: Воспитание гуманного отношения к пернатым.
Заключительный этап:
52. Конкурс-смотр кормушек «Покормите птиц зимой» совместно с родителями.
53. Презентация страничек альбома «Зимующие птицы г. Братска»
Развивать умение детей презентовать свои работы, развивать речь
Результаты реализации проекта:
У детей:
– обогатилась предметно-развивающая среда в группе;
– сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;
– дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях;
У родителей:
– появилось активное участие в жизни группы и детского сада
- повысился уровень экологической воспитанности
- установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями
Оценка результата проекта:
На нашем участке были развешаны кормушки, изготовленные родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.
В период проведения проекта проводилась следующая работа:
• Ежедневное кормление птиц;
• Наблюдение за их поведением;
• Использование разных кормов;
• Учет количества птиц, их видов.
Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.
За время проведения акции к кормушкам прилетали:
• Синицы – 30;
• Снегири – 4;
• Воробьи – 15;
• Вороны – 11;
• Голуби – 14;
• Свиристели – 13;
• Сороки – 7.
В результате проведенной работы дети узнали:
• Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
• Как различить птиц по окраске;
• Какие корма предпочитают птицы.
Были сделаны следующие выводы:
• Птицы становятся заметными и более активными когда ярче светит солнце;
• В ветреные дни птицы не прилетают;
• Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
• Воробьи, голуби, свиристели прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – по одиночки;
• Кормушку посетили 7 видов птиц;
• За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Список литературы:
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2014.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург, Детство-Пресс. 2014
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».