наталья ручьёва
Познавательный проект «Математика в театре» (Подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Актуальность. 3
Цели и задачи проекта 4
Предполагаемые результаты 5
Условия реализации программы «Математика в театре» 5
Средства ИКТ, оборудование, методическое и дидактическое обеспечение для работы проекта «Математика в театре» 6
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Условия для сбережения здоровья детей в ходе реализации проекта «Математика и театр» 9
Этапы реализации проекта 10
Перспективный план работы проекта «Математика в театре» 12
Тематический план 14
Перспективный план взаимодействия с родителями 21
Результаты проекта 22
Список литературы 23
Театральные постановки 25
Приложения 30
Мероприятие с родителями 30
Консультация для родителей 34
Актуальность.
Учить дошкольников детей математике задача не из легких. Чтобы занятия для детей старшего дошкольного возраста стали интересны, их надо проводить весело, чтобы такая строгая наука, как математика, стала интересней игры. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Дети очень любят театр и театральные представления, сказки, забавные рассказы. А ведь именно через театральную деятельность дети могут легко усваивать знания, запоминать цифры, решать несложные задачи, получать первые представления о времени, пространстве, величине, геометрических формах и, самое главное, творчески мыслить и находить правильное решение. Педагог в своей работе непременно должен использовать любовь детей к театральным представлениям, к героям сказок и мультфильмов можно придумать задачки – сказки с их участием. Дети будут с удовольствием решать такие сказочные задачи.
Вид проекта : познавательно – игровой.
Срок реализации: долгосрочный (3 месяца).
Состав участников: групповой (воспитатель, дети подготовительной группы, родители).
Цели и задачи проекта
Цель проекта : формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
2. Содействовать развитию умения считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
3. Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
4. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
5. Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
6. Побуждать родителей к участию в реализации проекта и к занятиям с детьми дома.
Предполагаемые результаты
1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
4. Активизация интереса родителей к сочинению и использованию театральных постановок, математических сказок.
5. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Условия реализации программы «Математика в театре»
разработан и утверждён перспективный план работы проекта «Математика в театре»;
осуществлён подбор средств ИКТ, методическое обеспечение для работы проекта «Математика в театре»;
разработан план взаимодействия с родителями по реализации программы проекта «Математика в театре».
Средства ИКТ, оборудование, методическое и дидактическое обеспечение для работы проекта «Математика в театре»
ноутбук;
проектор;
фотоаппарат;
акустические колонки;
палочки Кюизенера;
игры Воскобовича;
блоки Дьенеша;
игры на воссоздание силуэтов геометрических фигур;
набор занимательных игр : «Сложи узор», «Составь картинку», «Дорисуй», «Считай дальше», «Веселый счет» и др. ;
разрезные картинки;
набор объемных геометрических фигур;
набор цифр;
числовая лесенка;
цветные карандаши;
простые карандаши;
ручки;
тетради в клетку;
костюмы персонажей сказочных героев;
картинки с персонажами сказок;
конструктор;
раздаточный материал;
аудиозаписи;
логические игры;
пособие «Волшебная книга театра».
Игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр: интерес, познание, творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича», «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше – «Прозрачный Квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки».
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) — это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, дошкольники создают его своеобразную модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств, становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Палочки Х. Кюизенера. С помощью цветных палочек развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Как дидактическое средство палочки в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Условия для сбережения здоровья детей в ходе реализации проекта «Математика и театр»
использование новых моделей средств ИКТ (соответствие международным стандартам безопасности);
включение в ход образовательной деятельности игр, направленных на профилактику нарушения зрения и отработку зрительно – пространственных отношений;
смена нескольких видов деятельности детей (для снятия мышечного и нервного напряжений);
использование компьютера исключительно для работы интерактивной доски и мультимедийного проектора (исключение прямого воздействия компьютера на ребёнка);
строго дозированное использование средств и форм ИКТ в работе с детьми (непрерывная продолжительность просмотра презентаций, фрагментов видео файлов, продолжительность интерактивных игр – не более пяти минут в течение одного дня в неделю);
обеспечение гигиенической рациональной организации рабочего места (влажная уборка, проветривание, соответствие мебели росту ребёнка, достаточный уровень освещённости, соотношение расстояния от экрана доски до первого ряда детей – 2-2,5 м. Детей рассаживают с учётом их роста и медицинских показателей).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап :
Определение темы проекта.
Постановка цели и задач проекта.
Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
Изготовление развивающих игр по математике.
Составление плана основного этапа проекта.
Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности.
Привлечение родителей к совместной работе над проектом :
- творческое задание: сочинить математические сказки и красочно оформить этот материал;
- помощь родителей в оформлении книжки математических сказок
Проведение анкетирования родителей.
Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».
Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»
Основной этап:
НОД согласно календарно-перспективному планированию в подготовительной группе :
- НОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;
- НОД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», конструирование «Лего» - «Цветные цифры», лепка «Веселые цифры».
Постановка математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
Просмотр компьютерной презентации «Жили, были цифры», «Предметы и формы».
Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
Конструирование.
Работа со счетными палочками.
Дидактические игры с математическим содержанием : «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Домино», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Чудо крестики», «Танграм», блоки Дьенеша, «Волшебные круги», «Чудесный мешочек» и т. д.
Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
Подвижные игры: «Море волнуется», «Построй фигуру».
Пальчиковые гимнастики.
Заключительный этап:
Оформление книжки математических сказок
Выставка книжек – малышек с математическими заданиями.
Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
Использование математических сказок на НОД.
Итоговое мероприятие – интегрированная НОД «Играем с Машей и Медведем».
Обработка и оформление материалов проекта.
Перспективный план работы проекта «Математика в театре»
Тема
1 Путешествие по страницам русской народной
сказки «Три медведя»
2 Путешествие по страницам русской народной сказки
«У страха глаза велики»
3 Путешествие по страницам русской народной сказки
«Лиса и журавль»
4 Путешествие по страницам русской народной сказки
«Гуси-лебеди»
5 Путешествие по страницам русской народной сказки
«Царевна – лягушка»
6 Путешествие по страницам русской народной сказки
«По щучьему веленью»
7 Путешествие по страницам сказки
С. Писахова «Апельсин»
8 Путешествие по страницам сказки
К. И. Чуковского «Доктор Айболит»
9 Путешествие по страницам сказки
Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»
10 Путешествие по страницам сказки
Г. Х. Андерсена
«Снежная Королева»
11 Путешествие по страницам сказки
Г. Андерсена «Принцесса на горошине»
12 Путешествие по страницам сказки
С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
13 Путешествие по страницам сказки
А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»
14 Путешествие по страницам сказки
братьев Гримм «Госпожа Метелица»
15 Путешествие по страницам сказки
братьев Гримм «Спящая красавица»
16 Путешествие по страницам сказки
братьев Гримм «Золушка»
17 Путешествие по страницам сказки
братьев Гримм «Бременские музыканты»
18 Путешествие по страницам сказки
братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»
19 Путешествие по страницам сказки
А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»
20 Путешествие по страницам сказки
Алан Александра Милна «Приключения Винни - Пуха»
21 Путешествие по страницам сказки
Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
22 Путешествие по страницам сказки
В. Катаева «Цветик – семицветик»
23 Путешествие по страницам сказки
Ш. Перро «Красная Шапочка»
24 Путешествие по страницам сказки
Ш. Перро «Кот в сапогах»
25 Путешествие по страницам сказки
С. Михалкова «Три поросёнка»
26 Путешествие по страницам арабской сказки
«Аладдин и волшебная лампа»
27 Путешествие по страницам сказки
Л. Королл «Алиса в стране чудес»
28 Путешествие по страницам сказки
А. Лингрен «Пеппи – длинный чулок»
29 Путешествие по страницам сказки
В. Гаршина «Лягушка – путешественница»
30 Викторина.
Поле чудес