Фащенко Ольга
Практико-ориентированный проект для детей 5–7 лет «Подружись с планетой Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида
Проект «Подружись с планетой Земля»
Воспитатель:
Фащенко Ольга Николаевна
п. ВНИИССОК 2018 г.
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Практико-ориентированный проект для детей 5–7 лет „Подружись с планетой Земля“» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Продолжительность проекта : долгосрочный: сентябрь 2017 г. – май 2018г.
Тип проекта : практико-ориентированный.
Механизм реализации проекта : Проект реализуется через взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса «педагоги + дети + родители».
Возраст детей : от 5 до 7 лет.
Актуальность:
«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…
И охранять природу – значит охранять Родину»
(М. М. Пришвин)
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – самый важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания. Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе, её эстетического восприятия.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Цель проекта : Углубить экологические знания детей.
Задачи:
для детей :
1) Совершенствовать представления о планете Земля, о ее богатствах.
2) Формировать активную жизненную позицию и экологическую культуру воспитанников на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность детей, родителей и педагогического коллектива.
3) Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.
4) Прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты.
5) Развивать познавательные умения дошкольников через экспериментальную и исследовательскую деятельность.
6) Формировать предпосылки поисковой деятельности у детей.
7) Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
8) Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей.
9) Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе.
10) Формировать элементарную систему знаний о живой и неживой природе.
11) Создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.
12) Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений.
13) Развивать эстетические чувства, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.
для воспитателя:
1) дать представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
2) сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
3) обеспечить благоприятные условия для развития у детей творческих способностей;
4) переработать полученные знания через продуктивную деятельность;
5) учить охранять окружающую среду.
для родителей:
1) создать условия для совместного сотрудничества родителей, детей и педагогов.
Ожидаемые результаты:
для детей :
1) дети должны знать, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых существ;
2) дети должны знать и соблюдать нормы и правила поведения в природе;
3) дети должны проявлять интерес к творческой и трудовой деятельности;
4) дети должны демонстрировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
5) проявится готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным, растениям, насекомым, птицам, человеку;
6) внесение личного вклада каждого участника проекта в улучшение экологического состояния и благополучия окружающей среды;
для педагога:
1) организация педагогического поиска по средствам реализации инновационных программ;
2) повышение теоретического уровня профессионализма педагога;
3) внедрение современных форм и новых методов работы;
4) самообразование и самореализация воспитателя;
для родителей:
1) получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает вероятность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
2) формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;
3) развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;
4) возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада.
Этапы реализации проекта :
I этап подготовительный:
• Определение темы проекта.
• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
• Изучение методической литературы по данной теме.
• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
• Подбор литературы для бесед с воспитанниками: стихи, рассказы.
• Перспективное планирование проекта.
• Выбор форм работы с детьми и родителями.
• Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержания работы для внедрения проекта.
• Создание образовательной ситуации игровой среды.
• Определение и формулировка ожидаемых результатов.
II этап основной:
• Тематические беседы, занятия по теме проекта с использованием ИКТ.
• Знакомство детей с художественными произведениями детских писателей М. Пришвина, В. Бианки, В. Драгунского, К. Паустовского, И. Бунина, И. Тургенева, К. Ушинского, Л. Толстого, Н. Сладкова, Э. Шима, Г. Скребицкого, В. Арсеньева, Г. Снегирёва, Н. Некрасова, Д. Мамина-Сибиряка.
• Создание экологической развивающей среды в детском саду и на территории детского сада.
• Разработка экологической тропы и объектов наблюдения.
• Посадка аллеи сирени. Уход за саженцами.
• Реализация экологического проекта «Красная книга животных России и Московской области».
• Продуктивная деятельность. Лепка «Животные, занесенные в Красную книгу России». Рисование «Животные, занесенные в Красную книгу России», «Осеннее дерево», «Зимний лес», «Зимний пейзаж», «В лесу родилась елочка», «Пингвины на льдине» «Подснежники», «Грачи прилетели». Аппликация «Дары осени», «Пингвины» «Прилет птиц». Лепка из соленого теста «Подсолнухи». Пластилинография «Осеннее дерево», «Верба», «Божья коровка».
• Дидактические игры: «Экологический светофор», «Чистый город», «Что в корзину мы берем», «Вершки и корешки», «Природа и человек», «Четвертый лишний», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Найди нужное слово», «Найди нужное дерево» и тд.
• Обсуждение экологических ситуаций.
• Занятие по экологии «Правила поведения в лесу».
• Участие в акции «Сдай макулатуру – сохрани дерево».
• Раскрасили скамейку по теме «Лесное озеро».
• Операция «Помоги природе» : уборка опавших листьев на территории детского сада.
• Конкурс осенних детских работ из природного материала, коллективная работа из природного материала «Дом для снеговика».
• Викторина «Знаем ли мы растения нашего края».
• Участие во Всероссийском Празднике белых Журавлей.
• Открытое занятие по экологии «Путешествие в осенний лес»
• Участие во Всероссийской природоохранной экологической акции «Кормушка 2017» : изготовление кормушек совместно с родителями и развешивание их на территории детского сада.
• Посадка лука и уход за ним.
• Приняли участие во Всероссийском творческом конкурсе «Прекрасный день весны» и были награждены дипломами I степени.
• Участие детей и родителей в субботнике.
• Посадка бархатцев и уход за ними.
• Экологическая акция «Каждой птичке по домику» : изготовление скворечников своими руками и размещение их на деревьях, расположенных на территории участка.
• Экологический десант «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан», приуроченный ко Дню воды.
• Участие в акции «Лес Победы».
• Опытно-экспериментальная деятельность.
III этап – заключительный:
• Оформление выставок по продуктивной деятельности.
• Создание на территории участка группы «Радуга» одного из объектов экологической тропы – «Лесное озеро».
• Оформление результатов проекта в виде презентации.
• Фоторепортаж по теме «Подружись с планетой Земля».
Результаты проекта :
дети:
• Дети узнали, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых существ.
• Дети узнали и соблюдают нормы и правила поведения в природе.
• Дети проявляют интерес к творческой и трудовой деятельности.
• Дети демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно.
• Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным, растениям, насекомым, птицам, человеку.
• Каждый участник внес вклад в улучшение экологического состояния и благополучия окружающей среды.
• Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.
• Дети научились рассказывать о природе и Земле.
• Дети познакомились с художественными произведениями, посвященными природе.
• Заложены такие нравственные качества, как любовь к природе, к планете Земля.
• У детей повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях.
• Оформили выставки по продуктивной деятельности.
• Обогатили эмоции воспитанников.
воспитатель:
• повысил личностный профессиональный рост;
• была создана качественная предметно-развивающая среда.
родители:
• приняли активное участие в проекте «Подружись с планетой Земля»;
• повысили уровень личностного сознания;
• укрепили взаимоотношения с детьми.
Вывод: В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Объекты экологической тропы приобрели научные характеристики. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.
Литература
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по экологии».
2. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников, Москва 2000.
3. Колонина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. Экологические проекты в детском саду, 2011.
4. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) .
5. Машкова С. В. и др. Познавательно - исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / С. В. Машкова и др. - Волгоград: Учитель, 2011
6. Егоренко Л. И. экологическое воспитание дошкольников и младших школьников.
7. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / Под ред. С. Н. Николаевой. - Москва «Мозаика - синтез» 2010
8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. - Москва. «Просвещение», 2000г.
9. Соломнникова О. В. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, 2011г.
10. Шалаева Г. Г. «Энциклопедия дошкольника» - Москва. «Просвещение», 2000г.