Елена Ковалева
Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Наименование проекта : «Хлеб – всему голова»
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный :
Публикация «Информационно-практико-ориентированный проект „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
По количеству участников: групповой
Участники: дети подготовительной группы, учитель – логопед, воспитатели, родители. В работе над проектом осуществлялось взаимодействие с музыкальным руководителем.
Сроки и этапы реализации
По времени: краткосрочный.
Сроки реализации проекта : одна неделя - 21.09.2018 - 27.09.2018
Актуальность: Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб -батюшка, хлеб – кормилец остается самой большой ценностью. У каждого свой хлеб. Каждый по – своему помнит, вспоминает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб – это жизнь. О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети наши не росли невеждами, чтобы для них, как и для нас, отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом – солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. maam.ru/detskijsad/sochinenie-hleb-vsemu-golova.html
Проблема: Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски). Мне хочется в доступной игровой форме, донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей, на то какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям, разных профессий, вырастивших его.
Цель: Формирование у детей представлений о том, что хлеб – это ценный продукт, производство которого требует большого труда.
Задачи проекта :
Познакомить с процессом выращивания и изготовления хлеба, начиная со старины и до наших дней;
Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих профессий людей;
Приобщать детей к художественной литературе: знакомить с рассказами, стихами, сказками, пословицами и поговорками о хлебе;
Показать значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;
Помочь проследить процесс превращения маленького зёрнышка до буханки хлеба;
Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность;
Расширять представление детей о многообразии хлебобулочных изделий;
Развивать любознательность к процессу изготовления солёного теста;
Вызвать интерес к лепке кондитерских и кулинарных изделий из солёного теста для обыгрывания в сюжетно – ролевых играх;
Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки; активизировать приёмы декорирования лепных образов;
Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
Закрепить словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;
Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве.
Ресурсы: материально-технические: фотоаппарат, ноутбук, интерактивная доска, репродукции картин (Т. Яблонская «Хлеб», С. Виноградов «На пашне», художественная литература.
Интернет-ресурсы: www. dohcolonoc. ru, maam.ru, doshvozrast. ru, nsportal. ru vospitatel.com.
Человеческие: родители, повара детского сада, музыкальный руководитель, логопед.
Целевая аудитория: воспитанники подготовительной группы. Возраст: 6-7 лет. Количество участников: 21 человек.
Ожидаемые результаты:
Образовательные: Формирование у детей представлений о ценности хлеба. Получение знаний о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
Воспитательные: Воспитание интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в его выращивании. Воспитание бережного отношения к хлебу.
Социальные: Формирование доброго отношения друг к другу, уважения к старшим, умения не перебивать ответы товарищей; развивать умение работать самостоятельно и по подгруппам.
• 1 этап. Поисковый
• Подбор литературы, картин, иллюстраций, подготовка презентации;
• Создание временного уголка проектной деятельности;
• Объявление детям и родителям о начале проекта, анкетирование детей по теме проекта; • Индивидуальное заучивание детьми стихов, пословиц, поговорок о хлебе;
2 этап. Практический
План работы на неделю
Понедельник
Образовательная деятельность в режимные моменты
Утро
Рассматривание колосьев (предметные картинки, засушенные колосья)
Задачи: Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур
(рожь, пшеница, овёс).
Учить различать и называть колосья разных злаковых культур.
Чтение стихотворений В. Воронько «Вот и лето пролетело…», «Вешний день, пахать пора…».
Задачи: Поддерживать интерес к литературным произведениям. Расширять
представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнёра.
Пальчиковая гимнастика «Божья коровушка…»
Непосредственно образовательная деятельность
ОО «Познавательное развитие». Тема: «Откуда хлеб пришёл»
Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей,
выращивающих хлеб.
Развивать внимание, память, речевую активность, восприятие.
Учить детей узнавать хлеб по внешнему виду, по вкусу и запаху.
Формировать представления о том пути, который проходит хлеб, чтобы появиться у нас на столе.
Формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий.
Формировать представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб.
Рассматривание сюжетных картинок и рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришел».
Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке)
ОО «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация из цветной бумаги «На мельнице»
Задачи: Закрепить умение детей вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое, развивать зрительный контроль за действием рук при пользовании ножницами.
Развивать умение выполнять работу в определённой последовательности, опираясь на образец и схему. Прививать художественный вкус, учить красиво располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать аккуратность при работе с клеем, осторожность при работе с ножницами.
Вечер
Загадки о хлебе.
Задачи: Воспитывать уважение к ответам товарищей.
Развивать умение дослушивать загадку до конца.
Учить понимать иносказательный смысл загадок.
Чтение М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
Работа с родителями. Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел».
Вторник
Образовательная деятельность в режимные моменты:
Утро:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Как хлеб на стол попал».
Задачи: Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Развивать внимание, память, расширять словарный запас, речь. Закреплять представления о том, какой путь проходит зерно от посева до уборки урожая, и о тех людях, которые его выращивают.
Пальчиковая гимнастика «Тесто»
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: Учить собирать изображение различных видов хлебных изделий из 6-9 частей.
Непосредственно образовательная деятельность
ОО «Речевое развитие». Логопедическое занятие. Тема: Составление рассказа «Как хлеб на стол попал».
ОО «Художественно-эстетическое развитие». Музыка. Пение русской народной песни «Блины» в обработке А. Абрамского.
ОО «Художественно-эстетическое развитие». Рисование «Колосья в вазе»
Задачи: Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к хлебу. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать внимание, восприятие, логическое мышление. Развивать умение рисовать натюрморт с натуры, соблюдая пропорции и цветовую гамму. Учить детей рисовать колосья в вазе, соотносить свой рисунок с натурой и образом. Расширять представления о натюрморте.
Вечер:
Сюжетно-ролевые игры «Булочная» (дид. материал «Набор хлеба», «Семья», «Ярмарка»
Словесная игра «Образуй словечко».
Цель: Учить образовывать слова прилагательные от существительных (хлеб – хлебный,
пшеница – пшеничный, рожь – ржаной и т. д.)
Опытная деятельность «Как получается мука?»
Словесная игра «Продолжи пословицу»
Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе.
Среда
Образовательная деятельность в режимные моменты:
Утро:
Пальчиковая гимнастика «Тесто», «Божья коровушка»
Игра «Угадай на вкус»
Цель: Учить детей угадывать на вкус и называть виды хлебобулочных изделий (батон, ржаной хлеб, сушки, пряник, пирог и т. п.)
Хороводная игра «Каравай»
Чтение сказки «Колосок»
Непосредственно образовательная деятельность
ОО «Художественно-эстетическое развитие». Лепка изделий из солёного теста по образцам
Задачи: Познакомить с технологией замешивания теста. Учить лепить фигурки из солёного теста по образцам – рисункам. Развивать навыки лепки: скатывание, раскатывание, соединение деталей, сглаживание неровностей, сплющивание, вдавливание.
Воспитывать аккуратность при работе с тестом.
Вечер
ОО «Речевое развитие». Заучивание стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство!»
Задачи: Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, умение работать со схемами. Развивать интонационную выразительность, силу голоса, умение
правильно расставлять акценты при чтении стихотворения.
Подвижная игра (Скажи и покажи) Игра «Кто что делает?» (пекарь – печёт, комбайнёр – водит комбайн, убирает урожай и т. п.)
Игра на сообразительность и долговременную память «Сядет тот, кто хлебобулочное изделие назовет».
Чтение стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство»
Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.
Рассказывание стихотворения по «цепочке», хором и индивидуально.
Упражнения со счётными палочками «Мельница», «Колос».
Цель: Развивать мелкую моторику рук. и бережное отношение к хлебу, уважение к людям.
Четверг
Образовательная деятельность в режимные моменты:
Утро:
Беседа на тему: «Народные пословицы о хлебе».
Задачи: Воспитывать уважение к народному творчеству. Развивать внимание, память, логическое мышление, речевую активность. Познакомить детей с народными приметами, пословицами и поговорками о хлебе.
Словесная игра «Продолжи пословицу».
Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе.
Пальчиковая гимнастика «Тесто», «Божья коровушка», «Колосок»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Непосредственно образовательная деятельность
ОО «Речевое развитие». Логопедическое занятие. Тема: Пересказ русско-народной сказки по картинкам «Колосок».
Вечер: Чтение М. Глинская «Хлеб», Н. Самкова «О хлебе». Беседа по прочитанному.
Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к старшим. Развивать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту. Учить понимать главный смысл произведения, выделять поучительный момент.
Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена.
Раскрашивание изделий из соленого теста.
Работа с родителями. Принести красиво оформленный рецепт хлебобулочных изделий для составления кулинарной книги.
Пятница
Образовательная деятельность в режимные моменты:
Утро:
Организация выставки домашней выпечки: «Вот он – хлебушек душистый!».
Цель: Воспитывать у детей гордость за результат своего труда и своих родителей.
Закреплять представления о разнообразии изделий из теста.
Непосредственно образовательная деятельность
ОО «Речевое развитие». Логопедическое занятие. Словообразование. Образование родственных слов.
Пальчиковые игры. Испечем пирожки и плюшки
ОО «Художественно-эстетическое развитие». Конструирование из деревянного конструктора «Мельница», «Хлебозавод»
Задачи: Воспитывать стремление добиваться поставленной цели. Развивать умение работать по схеме и образцу, уметь самостоятельно подбирать детали строителя. Учить детей строить многоэтажное здание. Совершенствовать представления о производстве хлеба. Закреплять умение обыгрывать постройку, аккуратно разбирать постройку после занятия.
Вечер:
Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом.
Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье)
Организация чаепития с домашней выпечкой.
Цель: Вызвать у детей положительные эмоции, сделать яркий акцент на тему недели.
Вспомните пословицы о хлебе.
Рассказы детей о приготовлении своих хлебобулочных изделий.
Конспект НОД «Откуда хлеб пришёл»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок.
3. Активизация словаря: щедрая, каравай, изобильная, борона, жатва, агроном, пекарь.
4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря; уважения к труду людей, участвующих в его выращивании.
Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; заучивание пословиц и поговорок, экскурсия в хлебный магазин.
Материал: Колосья пшеницы, мука, хлеб черный и белый, каравай, картинки с изображением хлебобулочных изделий, соль, вода, формочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…
1. Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля
Изобильная, родная
Щедрая моя земля!
Ребята, а что значит щедрая земля?
Дети: Земля дает богатые урожая зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.
Воспитатель: Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?
Дети: Хлеб.
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда
Всегда!
Рыба – водица,
Ягода – трава,
А хлеб, как говорится,
Всему голова!
Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! (Воспитатель показывает белый и черный хлеб.) А вы знаете, как относились к хлебу русские люди?
Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
Воспитатель: Как называли хлеб, который пекли к празднику?
Дети: Каравай (Воспитатель показывает каравай).
Воспитатель: а сейчас, Катя расскажет нам, стихотворение про каравай.
Катя: Вот он, каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
Воспитатель: Из чего пекут хлеб?
Дети: Из муки.
Воспитатель: А из чего муку получают?
Дети: Из зерна.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим колосья пшеницы. Оля, иди, покажи на колоске, где кармашки, а где зернышки (Показ ребенком). А что еще пекут из муки?
Дети: Блины, пироги, баранки, торты, кексы. А как, одним словом можно все это назвать? (Показ воспитателем картинок с изображением хлебобулочных изделий)
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Дети, а вы хотите узнать, как раньше в старину люди выращивали хлеб?
Дети: Да.
Воспитатель: в те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали и засевали. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. Как вы думаете, какой должна была быть погода?
Дети: Безветренной.
Воспитатель: Что необходимо для жизни и роста растений?
Дети: Солнце, и дождей в меру.
Воспитатель: И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары. Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю боронами, жали колосья серпами, а молотили цепями. Давайте ребята вспомним пословицы и поговорки, посвященные хлебу.
Катя: Без хлеба – нет обеда.
Маша: Много света – много хлеба.
Лиля: Хлеб всегда надо доедать.
Вероника: Будет хлеб — будет и песня.
Родион: Не трудиться – хлеба не добиться.
Саша: Хлеб – всему голова.
Воспитатель: а сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Скажи иначе» (Дети встают в круг, воспитатель кидает каждому из них мяч, они подбирают к заданным словам синонимы)
Воспитатель: Молодцы дети. Поговорим, с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница! За ее ростом следит – агроном. Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.
Воспитатель: Как вы думаете, куда потом везут зерно?
Дети: Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку.
Воспитатель: а куда доставляют муку?
Дети: Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Правильно, муку везут на хлебозавод, где вымешивают тесто и выпекают его. А что дальше?
Дети: Готовые изделия доставляют в магазины.
Воспитатель: Но и сейчас труд хлебороб, по – прежнему, очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!
А сейчас я предлагаю вам стать пекарями. Надевайте колпаки. Будем печь печенье. Затем испечем его на кухне. Воспитатель насыпает в миску муку и соль. Наливает воду и на глазах детей замешивает тесто. Каждый получает кусочек теста. Каждый из детей делает печенье, используя специальную формочку.
Воспитатель: Ребята, что нового, вы сегодня узнали? (Ответы детей). А что еще делали? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!
Каждому знакомы,
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома
Всему он голова!
Анкетирование детей подготовительной группы (начало проекта)
Обследовано: 21 ребенок
Вопрос знают Не знают
Из чего пекут хлеб? 15 6
Как превращается зерно в муку? 10 11
Как превращается мука в тесто? 7 14
Какие машины помогают выращивать хлеб? 6 15
Какие профессии тружеников села вы знаете? 6 15
Анкетирование детей подготовительной группы (конец проекта)
Вопрос знают Не знают
Из чего пекут хлеб? 21 -
Как превращается зерно в муку? 21 -
Как превращается мука в тесто? 19 2
Какие машины помогают выращивать хлеб? 18 3
Какие профессии тружеников села вы знаете? 18 3
3 этап. Итоговый
В результате работы над проектом дети узнали :
Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.
Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.
Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека. Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе.
Посмотрели презентацию «Как хлеб на стол пришёл».
Создали кулинарную книгу «Рецепты бабушек и мам. Колобок» Познакомились с историей о девочке, наступившей на хлеб по сказке Г. Х. Андерсена.
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.
А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!