Елена Петренко
Проект «Подготовка диких животных к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
На земле живут тысячи различных животных. Нет человек, который не любил бы зверей и птиц, не ухаживал бы за ними.
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие окружающего мира.
Считаю, что благодаря разработке данного проекта дети познакомятся с описанием жизни диких животных в зимний период, повадками животных в природе, получат научно-достоверные знания, обогатится их речь.
Публикация «Проект „Подготовка диких животных к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Проблема: в ходе занятий с детьми проводимых воспитателями было выявлено, что дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том как они готовятся к зиме в лесу. Не все дети владеют обобщающим понятием - дикие животные.
Участники проекта:
• Дети второй младшей группы «Солнышко»;
• Воспитатели;
• Родители.
Вид проекта: познавательно-информационный, групповой.
Сроки реализации проекта – краткосрочный.
Цели проекта: формирование знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи проекта:
• Развивать устойчивый познавательный интерес к диким животным, как к живым существам; закрепить понятие – дикие животные;
• Познакомить детей с образом жизни диких животных с наступлением холодов;
• Создавать в группе условия для расширения представления о животных;
• Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках;
• Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
• Привлечь родителей к сотрудничеству (макет «Дикие животные»).
Предварительная работа: рассматривание пособий с изображением диких животных; рассматривание альбома «Времена года»; беседы об осени; чтение стихотворений об осени, загадки о животных; чтение сказок о животных; д/и «Дикие животные», «Мир животных»; чтение сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка», Т. Александрова «Медвежонок Бурик», Л. Воронкова «Снег идёт».
Ожидаемый результат: обогащение знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных, об их особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме, почему нужно помогать им; воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе, закрепить полученные знания о мире природы, побуждать к самостоятельным размышлениям, родителям принимать активное участие в совместной деятельности.
Разработали проект: Петренко Елена Юрьевна, Гришина Светлана Сергеевна.
Этапы работы:
І этап: информационно-аналитический (подготовительный)
1. Проанализировать учебно-методическую литературу.
2. Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, музыкальных произведений, презентации, интернет-ресурсов по теме проекта.
3. Подготовить дидактические игры и материал по данной теме.
4. Организация предметно-развивающей среды.
5. Подготовить консультации для родителей по данной тематике.
II этап: творческий (основной)
Работа с детьми: НОД, чтение художественной литературы, загадки, беседы, рассматривание иллюстраций, подвижные и дидактические игры, наблюдение, продуктивные виды деятельности;
Сотрудничество с родителями: консультации, оформление папок передвижек, изготовление макета.
Реализация:
Познавательное развитие:
1. «Дикие животные».
Цель: Обогащать представление детей о животных, отличать характерные признаки представителей диких животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло и т. д. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
2. «Заяц и волк – лесные жители»
Цель: Дать первоначальное представление о лесе и его обитателях: зайце и волке (лес – место, где растет много деревьев; заяц живет в лесу, зимой ест ветки и грызет кору деревьев, он белого цвета, норы не имеет, прячется и спит в снегу под ёлками; белого цвета заяц и снег – его совсем не видно; волк тоже живет в лесу, охотится за зайцами и другими животными, заяц боится волка, убегает от него).
3. «Медведь и лиса – обитатели леса»
Цель: Расширять первоначальные представления о лесе и его обитателях (в лесу кроме зайца и волка обитают лиса и медведь; медведь зимой спит под снегом в берлоге, лиса бегает по лесу, охотится за зайцами).
4. «Поможем зайке».
Цель: Формировать умение дифференцировать животных по окраске, повадкам, внешним отличительным признакам. Воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы.
Игровая деятельность:
Д/игры: «Кто в домике живет?»; «Дикие животные»; «Назови ласково»; «Кому что дадим».
Цель: Расширять представление детей об образе жизни животных, которые живут в лесу (чем питаются, где живут). Воспитывать интерес и любовь к ним.
Развивающие настольные игры: лото, домино, пазл.
Цель: Научить детей различать виды животных, развивать логическое и художественное мышление, внимание, мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Кто живет в лесу?», «Норка для мышонка»; «Берлога для мишки».
Цель: учить передавать мазками следы зверей, развивать творческое воображение, сюжетно-ролевой замысел. Закрепить знание детей о жилище зверей.
Лепка: «Ежик»; «Морковка для зайчика».
Цель: Закрепить знание детей о том, чем питаются дикие звери.
Аппликация: «Поменяем зайке шубку».
Цель: закрепить знания детей о том, как зайчик готовится к зиме.
Раскрашивание диких животных.
Речь и речевое развитие.
Рассматривание картины «Медведь». Цель: помочь детям понять содержание картины. Отвечать на вопросы по содержанию картины (что они видят на картине? к каким животным относится медведь? описать внешний вид, какой он).
Рассматривание сюжетной картины «Лиса с лисятами». Цель: Формировать способность к диалогической речи; умение отвечать на вопросы словом и предложениями (из 3-4 слов). Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные названия детёнышей животных, соотносить наименования детёнышей животных в единственном и множественном числе с изображением на картинках.
Рассматривание сюжетных картинок к сказке «Три медведя».
Цель: Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами; упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными.
Рассматривание сюжетной картины «Как животные готовятся к зиме».
Цель: Формировать умение детей отвечать на вопросы, составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.
Художественная литература, фольклор.
«Сидит белка на тележке …»; «Заинька попляши…».
Чтение русских народных сказок: «Маша и медведь», «Снегурочка и лиса», «Лиса и волк», «Три медведя», «Теремок», «Рукавичка», «Лиса и заяц», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
Чтение рассказов: В. Бианки «Лес и мышонок»; Е. Чарушина «Волчишко», «Медведица и медвежата», «Про зайчат»; А. Пришвин «Ёж»; Б. Заходер «Ёжик»; А. Введенский «Мышка».
Загадывание загадок о животных, разучивание стихов.
Просмотр видео мультфильмов «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Теремок».
Физическое развитие.
Подвижные игры: «У медведя во бору…», «Поможем белочке сделать запасы на зиму», «Заинька выйди в сад», «Зайка серый», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Дети и волк», «Жмурки с мишкой», «Зайцы и медведь».
Работа с родителями.
Привлечение и оказание помощи для создания макета «Дикие животные леса».
Консультации по теме: «Что рассказать детям о диких животных», «Дикие животные и их детёныши», «Влияние животных на полноценное развитие ребёнка».
Продукт проектной деятельности.
Выставка детских работ: лепка «Ежик», аппликация «Поменяем зайке шубку», макет «Дикие животные».
Выводы:
Проект «Подготовка диких животных к зиме» направлен на знакомство детей с дикими животными, их связью со средой обитания, осознанно-правильное отношение к представителям животного мира.
В результате проведенной работы отмечено:
- развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – диким животным;
- активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Благодаря проведенным занятиям, беседам, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.
Используемая литература:
1. Т. И. Петрова, Е. С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников., 2007г.
2. Е. А. Алябьева «Читаем детям 3-7 лет» 2009г.
3. Л. М. Смирнова, С. Н. Овчинников «Развитие речи у детей 3-4 лет 2009г.
4. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» 2008г.
5. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду 2 младшая» 2014г.
6. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением 2 младшая» 2014г. Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года».
7. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина «Стихи и рассказы о животном мире».
8. Г. В. Давыдова «Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи».
Приложение 1.
Аппликация «Поменяем зайке шубку»
Приложение 2.
Лепка «Ёжик», «Обитатели леса»
Приложение 3.
Приложение 4
Конспект занятия по лепке «Мышка-норушка» во второй младшей группе.
Программное содержание:
- учить детей передавать в лепке сходство и характерные особенности мышки;
- закреплять приемы создания круглой и овальной формы: скатывание небольших шариков и сплющивание их, раскатывание и присоединение мелких частей и деталей;
- вызывать у детей удовольствие от того, что получится похожее изображение, а также умение любоваться своей работой и работами других.
Материалы и оборудование: игрушка мышки, предварительно вылепленная мышь для образца, пластилин, доска, материал для глазок, ушей, хвоста.
Предварительная работа: рассматривание картинки мышки, беседа о ней (какой формы мышка, какого она цвета, где она живет, что ест). Вспомнить в каких сказках есть мышка (вспомнить сказку «Репка» вместе с детьми). Выделить характерные свойства мышки: маленькая, быстрая, с острыми зубками и длинным хвостиком.
Ход занятия:
Воспитатель подзывает всех детей к себе, а в руках держит «волшебную коробочку».
- Ребята, посмотрите какая у меня коробочка, в ней кто-то живет и чтобы узнать, кто это – попробуйте отгадать загадку:
Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки…
Дети отвечают, что это мышка.
- Правильно это мышка (достаем из коробочки игрушку мышки.) Давайте поздороваемся с нашей гостьей и внимательно ее рассмотрим. Посмотрите, какое у нее туловище, голова, ушки, глазки и длинный хвост.
- Ребята, а вам не хотелось бы вылепить нашей гостье подружек, таких же мышек?
Услышав утвердительный ответ, рассаживаем детей за столы, с приготовленным оборудованием для лепки. Посередине стола кладем образец мышки предварительно вылепленный из пластилина.
Показываем приёмы по лепке:
- Беру комочек пластилина белого (серого) цвета и раскатываю в ладонях, как шарик круговыми движениями ладоней. Получился шарик, но он совсем не похож на мышку. Поэтому превращаем шарик в морковку: катаю ладошками «туда-сюда» прямыми движениями ладоней и сдавливаю, с одной стороны. Теперь немножко похоже на мышку. Вытягиваю пальцами острую мордочку; прикрепляю глазки из бусинок, ушки из семечек и хвостик из веревочки - вот какая красивая и веселая мышка получилась!
- А теперь, прежде чем начать работу, давайте немножко отдохнем и сделаем физкультминутку:
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз-два-три-четыре-
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон-
Убежали мышки вон.
Дети принимаются за работу. Воспитатель помогает детям, если они затрудняются.
Ребята ставят своих мышек к большой мышке и проводят анализ проделанной работы.