Марина Смирнова (Соловьева)
Проект «Под сенью храмов Балахны» по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Д/с №2»
духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет в ДОУ.
Автор: в-ль Соловьева М. А.
г. Балахна, 2016г.
Актуальность проекта.
На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли большие изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В духовно-нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В жизни детей книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в окружающий мир ребенка входит поток негативной, искажённой информации, чуждой нашей русской духовной культуре. Материальные ценности возвысились над духовными и как следствие этого у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Институт семьи в обществе стал носить характер необязательного жизненного явления. В обществе идёт разрушение традиционных, исконно русских ценностей.
Публикация «Проект „Под сенью храмов Балахны“ по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Президент Российской Федерации В. В. Путин в ежегодном послании федеральному собранию сказал: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.»
Данный проект позволит родителям и детям расставить ценностные приоритеты в своей жизни, воспитать в себе и своих детях нравственное и духовное начало.
Цель проекта :
Духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание личности дошкольника, через познание основ православной культуры, истории и традиций русского народа.
Задачи:
Воспитательские задачи :
- Воспитывать любовь и уважение к культуре и традициям своего родного края.
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей;
- формирование эмоционально-положительного взаимодействия и отношения;
- Познакомить детей с православной религиозной культурой, с внешним видом и устройством православных храмов, с произведениями изобразительного искусства (иконопись).
- Закрепить правила поведения в храме.
- Продолжать знакомить детей с храмовой архитектурой Балахны. Закрепить знания детей о своём городе.
- Обобщать и систематизировать ранее полученные знания о достопримечательностях Балахны.
- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения;
- ориентировать семью на духовно- нравственное воспитание детей, формировать представление о формах семейного уклада.
Развивающие задачи:
- Развивать внимание, память, умение сравнивать, обобщать и анализировать.
-приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;
- способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни ребенком через знакомство с миром иконографии;
- знакомство с православными святыми;
- знакомство с наиболее значимыми православными праздниками;
- изучение народных традиций, фольклора, обрядов, обычаев, связанных с православными праздниками;
- совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
- расширять представления детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках).
Психологические задачи:
- активизация познавательной деятельности детей;
- развитие псих. процессов;
- развитие коммуникативных навыков.
Участники:
Дети подготовительных групп, воспитатели, музыкальный руководитель.
Срок реализации:
Долгосрочный;
Тип проекта : Групповой
Вид проекта : Ознакомительно-информационный;
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Формы сотрудничества с родителями
- Изучить отношение родителей к предполагаемой проблеме в рамках проекта;
- Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
- Разработка консультаций, информационных стендов;
Роль родителей в реализации проекта :
- Беседы со своим ребенком по основам духовности народа и традиции уклада жизни, а также об особенностях подготовки и проведения праздничных дней.
- Дать понятие о храме, как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога.
-Познакомить с правилами поведения в храме.
- Проведение акции «Мое родословное древо»;
- Совместные народные праздники и развлечения и др.
- Участие родителей в православных праздниках;
- Участие в тематических выставках, конкурсах;
- Организация выставки фотографий.
План реализации проекта
1. Подготовительный этап :
- Довести до участников проекта важность данной темы;
- Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;
- Составить перспективный план мероприятий.
2. Исследовательский этап:
- Экскурсия в Никольский храм. Адрес: пр. Революции.
- Экскурсия в Спасскую церковь. Адрес: ул. Туполева, 33. Рассказ священника об истории создания Храма, некоторых иконах.
- Экскурсия в храм Рождества Христова на Рождество. Адрес: ул. Энгельса.
- Экскурсия в Знаменский храм, где узнали об истории возникновения храма.
- Рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением икон и картин художников.
- Знакомство с убранством храма, строением храма, церковной утварью.
- Экскурсия в детскую библиотеку, где дети прослушали лекцию «История храмов Балахны».
- Посещение краеведческого музея.
- Беседа: «Милосердие, душевная чуткость – добродетели людские».
- Беседа: «Ознакомление детей с правилами поведения в Храме».
- Беседа: «Что такое церковь?», «Для чего нужны свечи в церкви».
- Беседа: «Православные праздники».
- Чтение «Детская Библия».
- Обсуждение библейских рассказов.
- Слушание духовной музыки, звона колоколов Храма.
- Разучивание стихов и песен к православным праздникам.
- Рассмотрение фотоальбома-презентации «Золотые купола Балахны».
- Д/ игры: «Юный архитектор» - построй храм с целью познакомить с названием частей храма; «Найди два одинаковых храма», «Найди какая тень подходит к храму» с целью развития внимания.
- Изготовление макета «Рождественский вертеп» (совместно с детьми).
- История о Великом Потопе (мультфильм).
- Знакомство с православными пословицами и их значениями.
- Прослушивание аудиозаписей песнопений;
- Конструирование из бумаги «Наши храмы» (коллективная работа).
- Знакомство с Заповедями Божьими.
- Рисование храмов нашего города.
- Выставка рисунков, выполненных с родителями «Храмы нашего города», «Красота Божьего мира».
- Участие в конкурсе «Мама мой ангел».
3. Итоговый этап:
- Открытый показ образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Православный храм».
- Праздник «Пасха - светлый праздник»
Результат
Что дети знали до проекта :
- что в городе есть церкви;
- люди ходят в церкви на праздники;
- слышали колокольный звон по праздникам;
- знали праздник Пасхи и Рождество;
- немногие из детей группы были в церкви.
Что дети узнали в результате реализации проекта :
- познакомились с православной культурой города;
- посетили близлежащие храмы города (пять);
- узнали что такое иконы;
- познакомились с убранством храмов и назначении предметов;
- познакомились с традициями православных праздников;
- познакомились с «Детской Библией»;
- узнали, что балахнинцы - православные люди (посещают церковь, крестят своих детей).