Екатерина Нестеренко
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Пасхальная ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Над проектом работал старший воспитатель по основам православной культуры Нестеренко Екатерина Александровна.
Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели.
Проект : информационный, краткосрочный, межгрупповой.
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников „Пасхальная ярмарка“» размещена в разделах
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта : Сейчас проводится активная работа по духовно- нрав-ственному воспитанию детей, но проблема духовности еще существует в нашем об-ществе. Все семьи каждый год готовятся к великому празднику Пасхи. Ведь Пасха – это особый праздник, великий и торжественный. И при его подготовке царит осо-бая атмосфера. У детей часто появляются вопросы по этому поводу – почему его празднуют, зачем красят яйца на этот праздник, ведь красить яйца деткам очень нравится, почему нужно говорить «Христос Воскрес» и так далее. К сожалению, у родителей не всегда есть ответы на такое большое количество вопросов. Поэтому моим решением было создать этот проект, чтобы расширить знания об этом празд-нике у детей, у родителей и педагогов.
Цель проекта : приобщать детей и их родителей к православной культуре, к тра-дициям русского народа.
Задачи:
– Расширить знания о празднике Пасха
– Познакомить с обычаями и традициями празднования святой Пасхи
– Рассказать детям историю праздника, его значение в Христианстве.
– Развивать позитивное отношение к празднику Пасхе.
Предмет исследования – Православный праздник «Светлая Пасха»
Срок реализации проекта : с 6 апреля по 17 апреля.
Методы и приемы:
1. Работа с литературой.
2. Экскурсии.
3. Сбор и обработка информации.
4. Рассматривание иллюстраций, презентаций.
5. Творческая работа.
6. Практический метод (изготовление поделок).
Планируемые результаты:
• Обогащение знаний у детей и взрослых о великом православном празднике «Святой Пасхе»
• Заинтересованность детей совместно с родителями к подготовке и проведении праздничных мероприятий.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательней активности, коммуникационных навыков.
• Активное участие родителей и педагогов в реализации проекта.
Этапы работы:
1. Теоретический (организационный)
Сбор информации: беседы, чтение литературы, рассматривание карти-нок и т. д.
Подготовка конспектов бесед, сценариев, мастер- классов, консульта-ций, буклетов, анкет, презентаций.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Создание плана работы по проекту.
2. Практический.
Работа с педагогами (консультация «Православный праздник «Светлая Пасха», анкетирование, мастер- класс «Готовимся к Пасхе»)
Работа с родителями (анкетирование, изготовление общего фотоальбо-ма «Пасха в кубанской семье», консультация «»Светлая Пасха», мастер- класс «Пасхальное дерево пожеланий», спектакль «Мудрый царь», пас-хальная выставка совместного творчества детей и родителей, буклеты)
Работа с детьми (беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр пре-зентаций, экскурсия в храм, беседа с батюшкой, праздничные утренни-ки, изготовление пасхальных открыток, дидактическая игра «Построй храм», «Собери яйцо», день пасхальных игр : «Найди яйцо», «Кто дальше покатит», «Кто быстрей перенесет», «Кто найдет больше яиц» и др.)
3. Заключительный этап.
Подведение итогов и выводы.
Презентация проекта.
Продукты проекта :
1. Пасхальное дерево пожеланий.
2. Фотоальбом «Пасха в кубанской семье».
3. Пасхальные открытки.
4. Выставка совместного творчества детей и родителей.
Литература:
1. Л. Н. Гончарова- «Основы Православной Культуры. Программа и примерные конспекты занятий».
2. «Детский церковный календарь» В. Н. Крупин М., 2002
3. Журнал «Свечечка» №2, 2013г.
4. «Как мы любим наших детей?». Стратегии семейного воспитания. А. Наумова, Г. Калинина М., 2007
5. «Лесенка чудесенка» литературно-художественный православный календарь для детей и родителей на 2013г. Е. Баум, А. Фомкина М., 2012
6. Методическое пособие «Самые главные праздники» О. М. Потаповской М., 2004
7. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений «Основы хри-стианской культуры» С. Афанасьева 2002
8. «Православные праздники» А. С. Ананичев М., 2006
9. Православное воспитание детей дошкольного возраста Р. И. Киркос 2006г.
10. «Православие» полная энциклопедия. – СПб. : ИГ «Весь», 2007. -448с.
11. Учебно-методическое пособие для педагогов детских садов «Мир – прекрас-ное творение» Л. П. Гладких
12. «Энциклопедия православной жизни» Г. Калинина, Г. Стромынский, 2009
13. «Энциклопедия детского фольклора» Т. Пиксасова, Р. Триндицкая М., 2008
Пояснительная записка.
Не секрет, что в последние годы Российская политика стала поднимать во-просы по духовно- нравственному воспитанию личности ребенка, но проблема ду-ховности еще существует в нашем обществе. Когда-то традиции передавались в се-мье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Православ-ные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богат-ством культурных традиций, приобщать детей к православию.
Проект рассчитан на детей всех возрастных групп дошкольного возраста (от 2 до 7 лет). Он знакомит малышей с великим православным праздником «Светлой Пасхой» через игры, сказки, песни, рукоделие, рисунки.
Система работы проекта по духовно - нравственному воспитанию строится с опорой на содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка, обеспечивая развитие его духовного, психического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культу-ры и при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
Все семьи каждый год готовятся к великому празднику Пасхи. Ведь Пасха – это особый праздник, великий и торжественный. И при его подготовке царит особая атмосфера. У детей часто появляются вопросы по этому поводу – почему его празднуют, зачем красят яйца на этот праздник, ведь красить яйца деткам очень нравится, почему нужно говорить «Христос Воскрес» и так далее. К сожалению, у родителей не всегда есть ответы на такое большое количество вопросов. Поэтому моим решением было устроить ознакомительное занятие, чтобы расширить знания об этом празднике у детей, родителей и педагогов ДОУ.
Очень важно объяснить значение праздника Паcхи, ведь должно формиро-ваться правильное понимание каждого праздника.
Комплекс мероприятий.
1. Работа с педагогами ДОУ.
№ Мероприятие Тема Задачи
1 Анкета «Что вы знаете о Пасхе». Выявление знаний о празднике Пасхе, про-гнозирование этапов ра-боты.
2 Консультация Православный праздник «Светлая Пасха», Знакомство с праздни-ком «Светлой Пасхи», с его историей и традици-ями.
3 Мастер- класс «Готовимся к Пасхе» Изготовление пасхаль-ных подарков для близ-ких.
4. Буклет «Духовно- нравственное вос-питание ребенка» Памятка для педагогов при проведении работы по духовно- нравствен-ному воспитанию до-школьников.
2. Работа с родителями воспитанников.
№ Мероприятие Тема Задачи
1 Анкетирование «Празднуем Светлую Пасху» Выявление потребности в организации меропри-ятий по ознакомление с праздником, изучение семьи по данному направлению.
2 Изготовление фо-тоальбома «Пасха в кубанской семье» Приобщать родителей к православным тради-циям. Познакомиться с традициями празднова-ния Пасхи в семьях вос-питанников.
3 Консультация «Светлая Пасха» Познакомить с право-славным праздником Светлой Пасхи, с его ис-торией.
4 Мастер- класс «Пасхальное дерево пожела-ний» Изготовление пасхаль-ных открыток с пожела-ниями для пасхального дерева.
5 Выставка «Пасхальный перезвон» Изготовление поделок детей и их родителей.
6 Буклет Рекомендации для родителей «О воспитании детей» Рекомендации для роди-телей в помощь при вос-питании нравственности у детей.
3. Работа с детьми.
№ Мероприятие Тема Задачи
Вторая группа раннего возраста (2- 3 года)
1 Беседа «Что такое Пасха» Познакомить малышей с православным праздни-ком Пасха.
2 Рисование ( нетра-диционным спосо-бом: пальчиками). «Украшаем пасхальные яйца». Приобщать детей к пра-вославной культуре.
Учить создавать пас-хальные открытки.
3 Кукольный театр «Пасхальный колобок» Расширять представле-ния о празднике Пасха.
Способствовать благо-приятному микроклима-ту в группе.
Средние группы (4-5 лет)
1 НОД «Светлая Пасха» Познакомить детей с православным праздни-ком Пасха, с его истори-ей.
2. Аппликация «Пасхальная открытка» Приобщать детей к тра-диции дарить пасхаль-ные подарки.
Знакомить с православ-ной культурой.
3. Праздник «Пасхальный теремок» Приобщать детей к пра-вославным праздникам.
Способствовать поло-жительному эмоцио-нальному отклику от участия в спектакле.
Старшая группа (5- 6 лет)
1. Беседа «Что такое Пасха?» Познакомить детей с православным праздни-ком Пасха, с его истори-ей.
2. Рассматривание презентации. «Как празднуют Светлое Хри-стово Воскресение. Приобщать детей к пра-вославной культуре, к традициям русского народа.
3. Экскурсия в храм. Посещение Свято- Успенского храма, беседа с батюшкой. Расширение и обогаще-ние знаний о празднике Пасха.
4. Праздник «Пасхальные кролики» Приобщать детей к пра-вославным праздникам.
Способствовать поло-жительному эмоцио-нальному отклику от участия в спектакле.
5 Художественное творчество Пасхальные открытки Приобщать детей к тра-диции дарить пасхаль-ные подарки.
Группа ЧБД и логопедические (5-7 лет)
1 Показ настольно-го театра «Предание о красном яйце» Познакомить детей с православным праздни-ком Пасха, с его истори-ей.
2. Праздник Пасхальная история «Красная Шапочка» Приобщать детей к пра-вославным праздникам.
Способствовать поло-жительному эмоцио-нальному отклику от участия в спектакле.
3. Художественное творчество Пасхальные открытки Приобщать детей к тра-диции дарить пасхаль-ные подарки.
Подготовительная к школе группа (6- 7 лет)
1. Беседа «Что такое Пасха?» Познакомить детей с православным праздни-ком Пасха, с его истори-ей.
2 Просмотр презен-тации. «Как готовятся к пасхе» Знакомство с детей с пасхальными традиция-ми
3. Беседа с показом настольного теат-ра и дидактиче-ской игрой. «Почему мы красим яйца?» Обогащать знания детей о празднике.
4. Экскурсия в храм Посещение Свято- Успенского храма, беседа с батюшкой. Расширение и обогаще-ние знаний о празднике Пасха.
Приобщение детей к православию.
5. Художественное творчество Пасхальные открытки Приобщать детей к тра-диции дарить пасхаль-ные подарки.
6. Праздник «Предание о красном яйце» Приобщать детей к пра-вославным праздникам.
Способствовать поло-жительному эмоцио-нальному отклику от участия в спектакле.
Группы старшего дошкольного возраста (5- 7 лет)
1. День пасхальных игр. «Найди яйцо», «Кто дальше по-катит», «Кто быстрей перене-сет», «Кто найдет больше яиц» и др. Способствовать поло-жительному эмоцио-нальному настроению детей.
Закреплять знания о празднике.