Аникина Лариса Михайловна
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей на основе краеведческого материала к 100-летию исторических событий 20 века
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дарование»
ПРОЕКТ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ОСВЯЩЕНИЕ ПОДВИГА НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ В ТАШЛИНСКОМ РАЙОНЕ
Автор:
музыкальный руководитель Аникина Л. М.
Ташла 2015
Содержание
1. Краткая справа-аннотация…. 3
1.1. Цель проекта…. 3
1.2. Задачи проекта…. .3
1.3. Актуальность проекта…. 4
1.4. Ожидаемые результаты реализации проекта… .5
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию детей на основе краеведческого материала к 100-летию исторических событий 20 века» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
1.5. Механизм выполнения проекта…. 6
2. Описание проекта…7
2.1. Предмет исследования….8
2.2. Программа выполнения работ по проекту….8
2.3. Подготовительный этап…8
2.4. Основной этап…. 9
2.5. Заключительный этап…. 13
3. Ресурсное обеспечение проекта…. 15
3.1. Кадровое…. .15
3.2. Материально-техническое и
информационное обеспечение проекта …15
3.3 Риски…. 16
4. Представление результатов. … …. 16
5. Научно-методическое обеспечение проекта…. 16
6. Финансово-экономическое обеспечение проекта… 16
7. Нормативно-правовое обеспечение проекта… 16
8. Список использованной литературы…. 17
1. Краткая справка – аннотация по проекту
Проект разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом.
Работа над проектом вызвана необходимостью организации воспитательной работы по духовно-нравственному просвещению на основе краеведческого материала. Для создания условий успешной реализации ФГОС в дошкольном образовании и для духовно-нравственного воспитания детей, гармоничного развития личности дошкольников, создания более тесного взаимодействия между образовательным учреждением, школой и семьей. Для создания единого воспитательного пространства на основе сохранения исторической преемственности поколений, развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Для создания механизма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социумом для решения актуальных задач духовно-нравственного становления личности ребенка.
Анализ и содержание материалов в СМИ показал, что в современных условиях глобализации, когда наблюдается отрыв человека от национальных корней, подлинной культуры, остро ощущается потребность духовного обновления общества. Поэтому данный проект разработан и для обмена опытом.
1.1. Цель объединить родителей и детей в поиске информации о своих родных пострадавших от политических репрессий; и дать урок детям, как важно не повторить жестоких уроков истории.
1.2. Задачи
1. Воспитывать чувство ответственности, патриотизма.
2. Учить детей различать добро и зло, быть в состоянии творить добро и жить по заповеди, усвоенной всем христианским миром: «Возлюби ближнего своего, как самого себя и поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
3. Учить детей в реальных жизненных ситуациях принимать высоконравственные решения.
4. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
5. Способствовать восстановлению духовных связей между поколениями.
6. Развивать познавательный интерес к изучению истории родного села.
7. Вызвать интерес к жизни наших земляков.
8. Способствовать восстановлению духовных связей между поколениями.
9. Поощрять пересказы историй о близких людях, услышанных дома.
10. Пополнять активный словарь детей;
1.3. Актуальность проекта
Работа педагога над духовно – нравственным воспитанием детей как никогда актуальна в наше время. Отсутствие духовных ценностей – одна из главных проблем современного общества. Отрадно, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников, в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Это значит, что содержание образования сегодня ориентировано на воспитание личности ребенка, которое понимается как процесс становления духовного образа "Я" ребенка, где в первую очередь создаются условия для развития ценностно-смысловой сферы сознания ребенка, его способностей, умения жить в гармонии с собой, окружающим миром. А воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей села, его людьми, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, кто окружает детей, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Политические репрессии - это хоть и позорная, но часть истории нашей Родины. И эту часть надо также принимать и не оказываться от нее, не прятаться, а наоборот обнажать, чтобы дети, начиная с дошкольного возраста, уже знали, как важно жить в мире и как важно любить ближних, чтобы такие уроки истории не повторялись.
Это доказывает особую практическую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному воспитанию и образованию детей на основе краеведческого материала.
1.4. Ожидаемые результаты реализации проекта
Расширение знаний детей по истории России, возрастание интереса традициям, своей семьи, ее истории, генеалогическому древу.
Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников в увековечивании памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды. Дети приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся различать свои поступки, давать им оценку и правильно поступать.
Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании. Значительное повышение компетентности педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании детей. Тесное взаимодействие и единое воспитательное пространство образовательного учреждения с семьей и социумом.
1.5. Механизм выполнения проекта
Организация опыта освоения содержания. Знакомство дошкольников с историей родного села и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к истории родного края можно достичь только систематической работой. Для успешной реализации проекта необходимо взаимодействие администрации района, Управления образования, коллектива ОУ, родителей. Для достижения намеченной цели всем педагогам нужно работать над пополнением знаний по истории политических репрессий глубже изучать научно-методическую литературу, знать родительскую психологию.
От того, как слажено, будет работать педагогический коллектив, зависит успех дела. Необходима работа в тесном контакте с Управлением образования, епархиальным отделом катехизации Оренбургской епархии, священнослужителем, районным краеведческим музеем, районной библиотекой, со школами райцентра.
Необходимо выделить конкретные этапы в организационно-исполнительной деятельности, которые позволяют спроектировать содержание работы каждого педагога.
Распределение обязанностей между всеми членами коллектива позволит рационально использовать силы, повысить результативность по разным направлениям работы и улучшить её качество в целом.
Главным аспектом в работе проекта является работа с родителями. Поэтому необходимо провести родительское собрание с привлечением священнослужителя, а также привлекать родителей к совместному проведению мероприятий.
Координация является не только инструментом получения качественного результата, но и одной из эффективных форм делового сотрудничества, средством создания единомышленников в лице педагогов, родителей и социума.
2. Описание проекта
В контексте стратегических приоритетов системы дошкольного образования, воспитание предусматривает формирование нового человека, гармонически сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В настоящее время Россия переживает один из сложнейших периодов. Огромная опасность для нашего общества сегодня - разрушение личности. Между тем исторический опыт нашей страны, да и всего человечества свидетельствует : благополучие общества находится в прямой зависимости от его духовно-нравственного состояния.
В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. Самовыживание нации не бывает без сохранения источников, питающих жизненные силы человека и государства, без национального воспитания. Гуманизация на современном этапе позволяет говорить о проблеме воспитания духовности как приоритетной.
2.1. Предмет исследования
В мае 2014 года я начала работу над проектом «Освящение подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в Ташлинском районе». Итогом этого проекта станет установка безвинно расстрелянным ташлинцам и составление книги «Политические репрессии ХХ века в Ташлинском районе». А также слайдовой презентации книги. Но эту работу невозможно вести одному человеку. Поэтому я обратилась за помощью в администрацию района, в районный краеведческий музей, в районную библиотеку, в районную газету «Маяк». Также вовлекла в процесс сотрудников своего учреждения и родителей с детьми. Для того, чтобы собрать сведения о всех пострадавших от политических репрессий жителей нашего района. А так как репрессии имели массовый характер и почти в каждой семье были жертвы сталинского произвола. Поэтому, я предложила родителям и детям, чьи родственники были пострадавшими собрать сведения о них и составить генеалогическое древо. Для решения возникших вопросов мною был разработан долгосрочный педагогический проект : «Освящение подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в Ташлинском районе».
Вид проекта – исследовательский с применением творчества
Тип проекта – долгосрочный с сентября 2014 года по май 2015 года
2.2. Программа выполнения работ по проекту
Этапы подготовки проекта
1 этап — подготовительный
Информирование родителей о теме и задачах проекта.
Подбор методической литературы, иллюстраций для детей и родителей
2 этап - основной
Перспективный план работы с дошкольниками 6-7 лет
№
п/п Время проведения Тема Форма проведения
1. Сентябрь История нашего села. Занятие
2. Октябрь История нашего храма Занятие
3. Ноябрь Конкурс «Генеалогическое древо» Досуг
4. Ноябрь Жизнь и быт крестьянской семьи Экскурсия в музей
5 Декабрь XX век. Политические репрессии Занятие
6. Январь Политические репрессии в Ташлинском районе Экскурсия в библиотеку
7. Февраль История казачества в Ташлинском районе Экскурсия в музей
8. Март «Забыть нельзя, а вспомнить страшно» Просмотр авторского фильма
9. Апрель Защита проекта Конференция
10. Май Памятник новомученикам и исповедникам Ташлинского района Экскурсия
Формы совместной работы с родителями:
Семейный досуг
Конкурс «Генеалогическое древо».
Посиделки-чаепития
Экскурсии
Посещение районного краеведческого музея на темы : «Жизнь и быт крестьянской семьи», «Политические репрессии в Ташлинском районе».
Посещение музея на тему «История казачества на земле Ташлинской»
Посещение районной библиотеки с целью знакомства с историей политических репрессий.
Лекторий для родителей с участием священника;
Борьба с собственным народом. Уничтожение рода.
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка
О православном браке и христианском воспитании в семье
Родительские собрания
Совместные беседы-диспуты с родителями;
Помощь родителей детскому саду во время проведения итогового мероприятия: презентация проекта «Освящение подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в Ташлинском районе».
Формы работы с педагогами
Лекторий, беседы, беседы-диспуты;
Подбор художественных произведений по теме «Политические репрессии»
Формы работы с детьми по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие
моделирование жизненных ситуаций требующих нравственного выбора
экскурсии
встречи с интересными людьми
детская благотворительность
2. Познавательное развитие
занятия
чтение художественной литературы
посещение храма
целевые прогулки к Вечному огню, на аллею славы
экскурсии в районный краеведческий музей
посещение библиотеки
встречи со священнослужителем
встречи с заслуженными людьми района
3. Речевое развитие
беседы
беседы-обсуждения
разучивание песен и стихотворений
игры
4. Художественно-эстетическое развитие
вечера поэзии
организация выставок
5. Физкультурное развитие
спортивные конкурсы
игры: подвижные и назидательные (на духовную тематику, ролевые и строительные
прогулки
Основной источник информации - интернет ресурсы. Беседы, рассказы прослушивание песен сопровождали просмотром слайдов.
Работа с родителями.
Родители помогли нам рассказать детям о политических репрессиях через судьбы близких людей - прадеда или прабабушки.
Семья Кочергиных, нашла архивные данные о своем дедушке у своих родственников, хотя до этого ничего не знала о том, где и как он умер. Сохранились документы тех лет - пожелтевшие от времени, но такие дорогие сердцу.
В итоге с помощью родителей и детей мы нашли данные о 40-ка пострадавших от политических репрессий в нашем районе.
III этап - заключительный (контрольный) – май 2015 года.
Презентация проекта «Освящение подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в Ташлинском районе». Дети, участвовавшие в проекте, награждены грамотами.
Открытие памятника. Презентация книги.
3. Ресурсное обеспечение проекта
3.1Кадровое
Педагогический коллектив
Родители
Дети в возрасте 6-7 лет
3.2. Материально-техническое и информационное обеспечение:
Для реализации проекта в детском саду созданы все необходимые условия. Большой музыкальный зал, центр караоке, DVD караоке, компьютерная техника, подключенная к локальной сети Интернет. Детский сад располагает библиотекой, мини-музеем, игровыми площадками. Имеется уголок «Патриотическое воспитание». В наличие 5 компьютеров, мультимедийный проектор, экран, МФУ Xerox : принтер, сканер, ксерокс. Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по духовно-нравственному воспитанию, электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», игры духовно-нравственного содержания, библиотечный фонд, включающий учебную, художественную и православную литературу.
3.3. Риски
Слабая заинтересованность родителей.
Путь преодоления:
Разнообразные формы работы с родителями, совместные мероприятия с детьми и родителями.
4. Представление результатов
Уровень проработанности
Выполненный объем работ, полученные результаты:
Ребята изменились в лучшую сторону: стали послушными, доброжелательными и приветливыми, умеют слушать и слышать другого. Стараются быть лучше. Стремятся жить по библейской заповеди, усвоенной всем христианским миром: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Благоговейно относятся к православным святыням. У детей сформированы такие понятия, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь. Дошкольники любят свой край и свою Родину, уважают и принимают ценности семьи и общества.
5. Научно-методическое обеспечение проекта
Книга памяти жертв политических репрессий в Оренбургской области. Оренбургское литературное агентство «Золотая аллея» Калуга 1998
6. Финансово-экономическое обеспечение проекта
Проект довольно экономичен и не требует больших затрат. Финансирование осуществляется через различные источники : бюджетные средства, внебюджетные средства (собственные средства детского сада, спонсорская помощь).
7. Нормативно-правовое обеспечение проекта
Проект «разработан в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации,
Федеральным Законом «Об образовании РФ» № 273-ФЗ от 29.12. 2012 г. ,
Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г.,
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
«Всеобщей декларацией прав человека».
Уставом детского сада.
Соглашения о сотрудничестве в области духовно-нравственного и патриотического воспитания с Оренбургским Епархиальным Управлением;
Соглашение о сотрудничестве в области образовательно-воспитательной деятельности.
8. Список литературы
1. Араловец Н. А. Потери населения советского общества в 1930-е годы: проблемы, источники, методы изучения в отечественной историографии 1995г.
2. Попов В. П. Государственный террор в советской России. 1923—1953 гг. : Источники и их интерпретации. 1992г.
3. www.vi.krsk.ru – сайт программы “Возвращенные имена”
4. www.genproc.gov.ru – сайт Генеральной прокуратуры РФ
5. www.memorial.ru – сайт общества “Мемориал”.