Светлана Фахриддинова
Проект «Почему нужно беречь воду»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический паспорт проекта
«Почему нужно беречь воду?»
Название проекта «Почему нужно беречь воду?»
Руководитель проекта Воспитатель Фахриддинова Светлана Павловна
Консультанты проекта Родители
Направление, по которому проводится проект • Окружающий мир
• Экология
Возраст детей, на которых рассчитан проект 6-7 лет
Публикация «Проект „Почему нужно беречь воду“» размещена в разделах
Состав проектной группы (участники) Дети подготовительной группы, родители, педагоги групп
Тип проекта Информационно-практический, средней продолжительности (две недели
Цели проекта • Формирование у детей знаний о значении воды в жизни всего живого на земле, вода - источник жизни.
• Формирование у детей экологически грамотного поведения по отношению к воде в быту и в природе.
Задачи проекта
по образовательным
областям Социально-коммуникативное развитие
• Воспитывать бережное отношение к воде.
Познавательное развитие
• Совершенствовать навыки элементарного экспериментирования, направленные на выявление свойств объектов.
• Расширять представления о свойствах и состояниях воды.
• Сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле.
Речевое развитие
• Приучать детей к самостоятельности суждений.
• Развивать память при заучивании стихотворений, поговорок и пословиц о воде.
Художественно-эстетическое развитие
• Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Физическое развитие
• Расширять представления о роли воды в жизни человека и её влиянии на здоровье.
Проблемная ситуация Дети посетили Музей Воды г. Санкт-Петербург, где им рассказывали о ценности воды в настоящее время. Через некоторое время во время умывания ребенок не закрыл после себя кран. Дети сделали ему замечание, сказав, что воду надо беречь. В ответ они услышали: «А почему?»
Вопросы проекта • Из чего сделана вода?
• Какие микробы живут в воде?
• Почему летом идет дождь, а зимой – снег?
• Почему человек не может жить без воды?
Необходимое оборудование, материалы • Презентация «Зачем нужно беречь воду?», «Берегите воду».
• Мультфильмы: «Над нами не каплет», «Капля», «Секреты воды», «Капля за каплей», «Круговорот» (из серии мультфильмов про Лунтика).
• Дидактические и настольно-печатные игры: «Где живет вода?», «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Природные и погодные явления», «Воздух, земля, вода», «Береги живое».
• Плакаты: «Где в природе есть вода?», «Круговорот воды в природе».
• Набор «Лаборатория».
Аннотация (актуальность проекта, краткое содержание) Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Дети получат представления о некоторых видах водоемов. Узнают, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
Предполагаемые продукты проекта • Создание дидактического объекта – лэпбука по теме проекта.
• Демонстрация выставки «Почему нужно беречь воду?» (по собранным материалам с детьми и родителями).
График работы над проектом (этап – сроки – содержание) • См. Приложение
Предполагаемое распределение ролей Педагоги помогают детям распределиться на группы, опираясь на интересующие их вопросы.
• 1 группа - проведут опыты с водой.
• 2 группа - исследуют круговорот воды в природе.
• 3 группа - нарисуют рисунки по теме.
План реализации проекта
Образовательная область Формы работы
Социально – коммуникативное развитие Сюжетно ролевая игра: «Лаборатория».
Познавательное развитие Беседы с детьми: «Вода на Земле»
«Вода источник жизни».
«Для чего и для кого нужна вода».
«Круговорот воды в природе».
Занятия
Ознакомление с окружающим:
«Вода в жизни человека».
Занятие – экспериментирование «Свойства воды».
Лепка «Микробы», «Молекулы воды».
Просмотр презентаций: «Зачем нужно беречь воду?», «Берегите воду».
Просмотр мультфильмов: «Над нами не каплет», «Капля», «Секреты воды», «Капля за каплей», «Круговорот» (из серии мультфильмов про Лунтика).
Опыты с водой: «Свойства воды», «Очищение воды (фильтрование)», «Выращивание кристалла», «Растворение веществ в воде», «Проращивание семян».
Дидактические и настольно-печатные игры: «Где живет вода?», «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Природные и погодные явления», «Воздух, земля, вода», «Береги живое».
Речевое развитие Чтение художественной литературы:
Б. Заходер «Что случилось с речкой?»
Э. Мошковская «Речка»
М. Д. Перина «Живая вода»
Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды»
Н. Гернет «Хорошая вода»
Петр Синявский «Кто не умывается»
Н. Рыжов «Жила-была река»
Г. Остер «Петька - микроб»
Пословицы и поговорки о воде.
Художественно-эстетическое развитие Лепка «Молекула воды
Рисование плакатов «Берегите воду!»
Ручной труд «Плетение из резиночек: микробы»
Физическое развитие Подвижные игры: «Караси и щука», «Берег – море», «Переправа», Ручейки – озера» «Море волнуется»
Этапы реализации проекта Деятельность педагога Деятельность детей
Подготовительный этап Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи: Почему нужно беречь воду? Непонимание ребёнком ценности воды.
Работа с родителями:
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.
Размещение справочной информации по теме бесед, занятий, опытов с водой.
Распределение между родителями тем рисунков при оформлении выставки «Почему нужно беречь воду?»
Консультация на тему: «Какую воду можно пить?».
Опрос родителей по методу 3-х вопросов.
Буклет для родителей.
Подбор художественной литературы, поговорок, пословиц по теме проекта.
Подбор наглядно дидактического материала по теме проекта.
Создание условий для проведения проекта. 1. Вхождение в проблему проекта.
2. Дети принимают задачи, предложенные воспитателем.
Реализация проекта Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
• Сюжетно ролевая игра: «Лаборатория».
Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Какие микробы живут в воде?
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Беседы: «Вода источник жизни», «Вода на Земле», «Для чего и для кого нужна вода», «Круговорот воды в природе».
Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Почему летом идет дождь, а зимой – снег? Почему человек не может жить без воды?
• Занятие по ознакомлению с окружающим «Вода в жизни человека».
• Занятие – экспериментирование «Свойства воды».
Решение проблемных вопросов: Почему летом идет дождь, а зимой – снег? Почему человек не может жить без воды?
• Исследовательская деятельность: опыты с водой: «Свойства воды», «Очищение воды (фильтрование)», «Выращивание кристалла», «Растворение веществ в воде», «Проращивание семян».
Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Почему летом идет дождь, а зимой – снег? Почему человек не может жить без воды? Какие микробы живут в воде?
• Просмотр мультфильмов: «Над нами не каплет», «Капля», «Секреты воды», «Капля за каплей», «Круговорот» (из серии мультфильмов про Лунтика).
Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Почему летом идет дождь, а зимой – снег? Почему человек не может жить без воды? Какие микробы живут в воде?
• Дидактические и настольно-печатные игры: «Где живет вода?», «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Природные и погодные явления», «Воздух, земля, вода», «Береги живое».
Решение проблемных вопросов: Почему человек не может жить без воды?
Образовательная область «Речевое развитие» :
• Чтение художественной литературы по теме:
Б. Заходер «Что случилось с речкой?»
Э. Мошковская «Речка»
М. Д. Перина «Живая вода»
Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды»
Н. Гернет «Хорошая вода»
П. Синявский «Кто не умывается»
Н. Рыжов «Жила-была река»
Г. Остер «Петька – микроб»
Пословицы и поговорки о воде.
Решение проблемных вопросов: Почему летом идет дождь, а зимой – снег? Почему человек не может жить без воды? Какие микробы живут в воде?
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
• Слушание звуков бегущего ручейка, горной реки, водопада, шума моря.
• Лепка «Молекула воды», «Микробы».
• Рисование плакатов «Берегите воду».
• Оформление лэпбука «Вода» педагогов с детьми
Решение проблемных вопросов: Почему человек не может жить без воды? Какие микробы живут в воде?
Образовательная область «Физическое развитие» :
• Подвижные игры: «Караси и щука», «Берег – море», «Переправа», «Ручейки – озера».
• Совместная творческая работа детей и родителей по созданию выставки «Почему нужно беречь воду?» :
Родители подбирают интересную информацию о воде, ориентируясь на проблемные вопросы предложенные детьми.
Дети вместе с родителями рисуют плакаты для выставки «Почему нужно беречь воду?».
• Оформление выставки совместно: педагоги, дети, родители. 3. Объединение детей в рабочие группы, распределение направлений работы над задачами проекта :
1 группа - проведут опыты с водой.
2 группа - исследуют круговорот воды в природе.
3 группа - нарисуют рисунки по теме.
4. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий.
5. Разучивание игр, подвижных и дидактических.
6. Исследовательская деятельность, рисование плакатов, лепка микробов, молекул воды.
7. Оформление выставки, лэпбука.
Итоговый этап (презентационный этап) • Демонстрация выставки «Почему нужно беречь воду?» детям старшей группы.
• Рефлексия: что думают дети о своем проекте.
• Рефлексия: что думают педагоги о своем проекте.
• Вручение наград детям – участникам проекта.
• Подготовка презентации «Почему нужно беречь воду?» (как мы работали над проектом).
• Объявление благодарности родителям за участие в проекте «Почему нужно беречь воду?». 8. Презентация выставки детям старшей группы.
Итоги проекта :
• У детей возрос познавательный интерес к воде, как объекту природы.
• Начала формироваться привычка экономно расходовать воду при умывании.
• Дети получили представления о свойствах и состояниях воды.
• У детей закрепились знания о значении воды для всего живого на земле.
• Закрепились навыки коллективной работы при создании лэпбука.
• Расширились представления о роли воды в жизни человека и её влиянии на здоровье.
Проект был интересен, не только детям, но и взрослым. Дети были активными участниками, направляя своей любознательностью на исследование мира Воды. Дружно радовались получившимся опытам, дружно огорчались, что проект закончился…
Или нет!