Наталья Устюгова
Проект «Почему листья желтеют и опадают» в старшей группе 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Детский сад № 217»,
Центрального района города Барнаула
Проект
«Почему листья желтеют и опадают?»
старшая группа (5-6 лет)
Разработали:
воспитатели
Устюгова Н. П. ,
Каперская С. А.
г. Барнаул,2021
Проект «Почему листья желтеют и опадают?»
Тема: «Почему листья желтеют и опадают?»
Публикация «Проект „Почему листья желтеют и опадают“ в старшей группе 5–6 лет» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Актуальность: Осень - чудесная время года. Такое разнообразие красок. Это чудо дарят нам осенние листья. Мы привыкли листья собирать, рисовать, делать из них поделки, рассказывать детям почему листья меняют цвет, почему опадают. Но одно дело рассказать, другое - показать, а еще лучше, чтобы ребенок сделал это сам. Дети по своей природе экспериментаторы, им интереснее и понятнее будут не просто слова, а опыты и игры. Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Осень».
Вид проекта : Познавательно-исследовательский проект
Сроки реализации: среднесрочный (13.09.2021 – 30.09.2021)
Форма реализации: групповой
Участники: дети старшей группы (5-6 лет) воспитатели, родители.
Интеграция с другими образовательными областями: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Создать условия для развития познавательных и исследовательских способностей детей в процессе получения представлений об изменениях в природе в осенний период.
Задачи:
- Расширять и систематизировать представления детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях, об изменениях происходящих в природе;
- Выявить причины природно-климатического явления – листопад;
- Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы; видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- Совершенствовать умение осуществлять экспериментальную деятельность, учить устанавливать причинно-следственные связи, исследовать природные явления;
- Развивать любознательность, формировать стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы;
- Воспитывать нравственные и духовные качества детей во время общения с природой, через произведения живописи и музыки, желание заботиться о ней.
- Воспитывать желание участвовать в экспериментальной деятельности и высказывать собственное суждение.
Предполагаемый результат:
1. Дети получат ответы на вопросы: «Почему осенью листья меняют свою окраску?», «Что такое листопад?», «Куда исчезают опавшие листья?», «Почему деревья сбрасывают листья?». Умеют правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу.
2. Дети научатся наблюдать, исследовать, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Дети научатся ответственному отношению к природе, как к основе экологических условий жизни.
4. Дети научатся эмоционально откликаются на музыкальные произведения и произведения живописи, отражают свои эмоции в собственной изобразительной деятельности.
5. Расширится познавательный интерес и кругозор детей.
Описание проекта :
Постановка проблемы: У детей появились вопросы познавательного характера: «Почему осенью бывает листопад?», «Почему листья желтеют,
ведь летом вся листва зеленая?», «Откуда же берется желтая краска?». Мы с детьми решили раскрыть эту тайну!
Ресурсы необходимые при реализации проекта : иллюстрации, репродукции, настольно-печатные и дидактические игры, детская художественная литература, подборка загадок, музыкальные произведения, магнитофон, оборудование для экспериментирования.
Подготовительный этап:
- подбор методической и художественной литературы по теме проекта;
- подбор дидактического и наглядного материала, материала для игровой, продуктивной и творческой деятельности.
Основной этап:
Совместная деятельность воспитателя и детей:
Оформление мини-музея: «Такие разные осенние листья»;
Экскурсия по участку детского сада. Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, расширять представление детей о деревьях произрастающих в нашей местности, разъяснять их значимость для жизни на земле, способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде.
Рассматривание осенних деревьев и кустарников
Цель: Способствовать развитию представлений детей об изменениях происходящих осенью в природе. Активизировать в речи названия деревьев и кустарников.
Рассматривание и сравнение листьев
Цель: Учить сравнивать листья по форме, размеру, длине черенка
Рассматривание: «Пожелтевшая листва»
Цель: Развивать восприятие, умение обследовать объект. Расширять тактильные ощущения.
Составление описательного рассказа об осенних листьях.
Цель: Учить детей рассказывать: описывать осенний лист. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Побуждать детей активно использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Беседы:
- «Осень в гости к нам пришла». Цель: Обобщить и систематизировать представление детей об осени по основным, существенным признакам. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно. Подвести детей к выводу, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных.
- «Сколько красок у осени?». Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность. Воспитывать любовь к природе.
- «Чудесные листья» Цель: учить детей замечать красоту природных явлений.
- «Красота осеннего парка». Цель: Учить детей рассказывать о своем настроении и ощущениях во время прогулки по осеннему парку; подбирать яркие эпитеты для описания.
- «Листопад». Цель: Расширять представления детей о причинах природно-климатического явления – листопад;
Отгадывание загадок об осени. Цель: Развивать слуховое внимание, мышление.
Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Чудеса под микроскопом» (рассматривание листьев под микроскопом и через лупу). Цель: Изучение детального строения листьев деревьев.
- «Занимательная хроматография». Цель: Формировать у детей познавательный интерес к окружающей нас природе, желание узнавать, экспериментировать;
- «Почему желтеют листья?». Цель: Подвести детей к осознанию причинно – следственных связей, пониманию значения света (солнца) для роста растений; развивать у детей наблюдательность, мыслительную деятельность;
Словесные игры по развитию речи:
- «Один - много» Цель: Закреплять умение образовывать форму множественного числа существительных (лист – листьев, береза — берез и т. д.);
- «Что лишнее?» (береза, дуб, малина). Цель: Развивать мышление, кругозор, познавательный интерес.
Творческая игра:
«Осенние листья-фанты». Цель: Развивать воображение, творчество.
Игра на развитие внимания, мышления, памяти
«Раз-два-три! Лист бери!».
Игровые упражнения: «Сосчитай листочки», «Было-стало».
Цель: Упражнять в счете в пределах 5;
Лепка «Отпечатки листьев». Цель: Учить детей приемам лепки из соленого теста. Учить передавать особенности строения листьев. Развивать моторику, мышление, фантазию.
Рисование
- «Рисуем листьями». Цель: Знакомить с нетрадиционной техникой – печать листьями; учить смешивать краски прямо на листьях; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; учить подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для осеннего сезона.
- «Осенний лес». Цель: Отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья. Закреплять приемы работы кистью и красками.
- Раскрашивание раскрасок «Осень». Цель: Учить подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для осеннего сезона. Упражнять в умении правильно штриховать изображение.
Аппликация:
- «Дорожка из листьев», «Образы из листьев». Цель: Закреплять умение изготавливать композицию из природного материала (листьев). Развивать художественный вкус, развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции.
- «Яркие листочки». Цель: Учить детей вырезать симметричные изображения из бумаги, сложенной пополам, а также используя способ обрывания.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес».
Цель: Совершенствовать умение объединяться в игре. Распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами игровым замыслом. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Активизировать диалогическую речь детей.
Дидактические игры:
- «С какого дерева листок?». Цель: Закреплять знания о листьях деревьев и кустарников; подбирать их по принадлежности к растению.
- «Собери картинку» Цель: Учить составлять целостное изображение из частей. Развивать внимание, мышление.
Настольно-печатная игры:
Лото «Собирай-ка». Цель: знакомить с различными растениями. Формировать интеллект, развивать мелкую моторику рук, логику, воображение.
Подвижные игры: «Добеги до дерева», «Лети, лети листок», «Чья команда быстрее соберет букет?» (эстафета). Цель: Развивать координацию движений, ловкость, ориентировку в пространстве. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Игра малой подвижности: «Найди сокровище»;
Чтение художественной литературы:
А. С. Пушкин «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», И. Бунин «Листопад», А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», чувашская народная сказка «Почему сосна и ель вечно зеленые?», Л. Н. Соколов-Микитов, «Осень», М. Пришвин «Листопад», Е. Трутнева «Осень», И Токмакова «Деревья», К. Ушинский «Четыре желания», Г. Симаков «Деревца у дороги».
Цель: Формировать умение детей слушать произведения и отвечать на вопросы воспитателя. Формировать ценностное отношение к положительным и отрицательным качествам героев.
Слушание музыкальных произведений:
Шопен «Осенний вальс», П. И. Чайковский (отрывок из альбома «Четыре времени года», «Осень пришла к нам…», «Урожайная», «Листопад» муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко
Рассматривание иллюстраций «Осень», «Деревья осенью»;
Цель: Учить правильно называть головные уборы, закреплять обещающее понятие;
Рассматривание репродукций картин:
В. Поленов «Золотая осень», Е. Волков «Октябрь», И. И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Осень». Цель: Знакомить с произведениями живописи и изображением родной природы. Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства. Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями.
Работа с родителями:
- Консультация: «Как провести с ребёнком осенний день»;
-организация домашнего чтения по теме проекта;
-совместная деятельность родителей с детьми по сбору гербария для «Большой книги о деревьях»;
-совместная деятельность родителей с детьми по изготовлению поделок из природного материала.
Заключительный (обобщающий) этап:
- систематизация материалов;
- подведение итогов;
Заключение:
- Оформление проектного уголка;
- Оформление мини-музея: «Такие разные осенние листья»;
- Оформление «Большая книга о деревьях»;
- Создание презентации по проекту «Почему листья желтеют и опадают?»;