Елена Попова
Проект по ЗОЖ «Азбука здорового дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
«Азбука здорового дыхания»
Автор проекта: воспитатели: Попова Елена Александровна
Участники проекта: дети младшей группы «Пчелки», педагоги, родители.
Место реализации проекта: группа
Тип проекта:
По ведущему методу: познавательно-оздоровительный.
По содержанию: ребенок и общество
По характеру участия ребёнка в проекте: участник проекта от зарождения до получения результата.
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы
Публикация «Проект по ЗОЖ „Азбука здорового дыхания“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
По количеству участников: фронтальный
По длительности: краткосрочный (май)
Цель проекта:
Сохранение и укрепление здоровья детей; снижение заболеваемости в группе.
Задачи проекта:
- Создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности.
- Формирование навыков самооздоровления.
- Овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма.
- Развитие осознанного интереса у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни;
- Поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания;
- Активизировать словарь: здоровье, здоровый образ жизни, здоровое дыхание, физкультура, правила, личная гигиена.
- Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Актуальность проекта:
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Изучив мониторинг заболеваемости детей в ДОУ, была определенна устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, которая напрашивается на необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (речевого, спортивного и т. д.). Данный проект поможет родителям задуматься о проблеме «правильного дыхания» и с помощью здоровьесберегающих технологий приобщить детей к здоровому образу жизни.
Проблема: Как можно сохранить и укрепить своё здоровье с помощью дыхания?
Решение проблемы: Почему мы остановили свой выбор на обучении детей правильному дыханию? Мы работаем в детском саду давно, и всегда перед нами стояла проблема посещаемости детей в группе. Дети приходят в детский сад с различными заболеваниями, у каждого из них свой иммунитет и сопротивляемость организма к различным вирусам, заболеваниям. В июне 2016 мы набрали детей раннего и младшего возрастов. Несмотря на то, что адаптация детей прошла успешно, дети часто болели. Поэтому в этом учебном году совместно с родителями мы решили целенаправленно проводить мероприятия, направленные на оздоровление и поддержание здоровья малышей. Перед нами встал вопрос: как и с помощью чего сохранить и укрепить здоровье детей младшего возраста? Мы решили остановиться на обучении детей правильному дыханию. Нарушение функций дыхания препятствует насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Правильное дыхание жизненно необходимо, как и правильное питание для любого ребенка. Поэтому, надо учить детей выполнять дыхательные упражнения. Научить их правильно дышать. Для деток особенно важно заниматься развитием дыхательного аппарата, наиболее приемлемый способ-это в форме игры. Метод проектов оказался удачной для нас находкой. В рамках проектной деятельности можно ненавязчиво, с помощью как традиционных, так и нетрадиционных способов деятельности достичь решения поставленной проблемы. Метод проектов создает условия для включения в образовательную и воспитательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты работы, достижение цели.
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская, двигательная, игровая, трудовая, музыкальная, коммуникативная.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материал:
Оборудование:
Методическое обеспечение:
Воронина Л. П. «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа»
Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
Новотворцева Н. В. «Речевая гимнастика для дошкольников».
Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
Щетинин Н. М. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».
Яковлева Л., Юдиной Р. Дошкольное воспитание. - 1997. - № 2. - С. 14-20.
Этапы реализации:
1. Подготовительный;
2. Основной;
3. Заключительный.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- формирование у детей «правильных» дыхательных привычек; навыков самооздоровления;
- положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике;
- снижение простудных заболеваний у воспитанников.
Для родителей:
- ориентирование родителей на формирование у ребёнка положительного отношения к здоровому образу жизни;
- получение новых практических знаний по данной теме;
Этапы осуществления проекта:
1. Подготовительный
– Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников.
– Определение целей и задач проекта.
– Составление плана работы.
– Изучение методической литературы.
– Подбор статей для консультаций.
– Приобретение и изготовление необходимого оборудования.
– Подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей.
– Разработка наглядной информации для родителей «Дышим правильно, красиво», «Как мы дышим», «Комплекс дыхательной гимнастики для занятий дома»
– Создание картотеки дыхательных упражнений.
– Разработка конспектов бесед, развлечения.
Перспективный план работы с детьми по теме:
«Азбука здорового дыхания»
Время
проведения Виды деятельности Содержание деятельности с детьми Участники
Май
1 неделя Беседа с детьми «Как мы дышим» (вводная)
Рассуждалки с детьми «Что такое здоровье, что такое болезнь?», «Чем отличается здоровый человек от больного?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?».
Проведение консультаций для родителей «Правильное дыхание – основная составляющая профилактики заболеваний дошкольника».
Май
2 неделя Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики
Опыты на тему «Воздух», «Как увидеть воздух, которым я дышу?», «Сколько во мне воздуха?»
Проведение консультаций для родителей «Умеем ли мы правильно дышать»,
Май
3 неделя Включение дыхательных упражнений в различные режимные моменты.
Привлечение родителей к изготовлению пособий для формирования «правильного» дыхания.
Консультация для родителей «Использование дыхательной гимнастики в повседневной жизни».
Май
4 неделя Фотосессия воспитанников «Как мы дышим».
Изготовление совместно с родителями нестандартного оборудования по дыханию.
Разработка методических рекомендаций для родителей по проведению дыхательной гимнастики.
Развлечение «Шоу мыльных пузырей»
2. Основной
Познавательно-оздоровительный.
Придя в детский сад, дети обратили внимание на то, что на столе стоит сундучок. У детей сразу возник вопрос: А что это? А что там спрятано? Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили открыть и посмотреть.
Открываем сундучок. А в нем много воздушных шариков. Объясняем детям, что воздушные шарики – это уникальный тренажерный аппарат для развития дыхательной системы. Надуть воздушные шарики могут не все, а только те люди, кто умеет правильно дышать. Вспомните, какой сказочный герой тоже умел правильно дышать и использовал силу своего дыхания для разрушения домов? (волк из сказки «Три поросенка».)
Как же нам надуть столько шариков? С помощью чего люди надувают шарики? С помощью воздуха. Предложила детям сделать глубокий вдох и выдохнуть в шарик; шарик закрутить, чтобы воздух не выходил. Шарик увеличился в объеме, у кого – то больше, у кого – то меньше шарик; объяснила, что это столько воздуха вмещают наши легкие – это орган дыхания. Регулярные занятия спортом, подвижные игры, выполнение дыхательных упражнений способствуют хорошей работе легких. Поэтому мы с вами в детском саду занимаемся гимнастикой физкультурой и выполняем различные оздоровительные упражнения. Предложить поиграть в игру «Кто быстрее надует шарик». У многих детей не получалось, как бы они не старались, поэтому вечером мы раздали родителям буклеты «Научите ребенка правильно дышать» и дома потренироваться с детьми в надувании шариков.
На следующий день дети пришли восторженные и довольные, каждый хотел похвастать своими достижениями в надувании шариков. Мы предложили детям порассуждать на темы «Что такое здоровье, что такое болезнь?», «Чем отличается здоровый человек от больного?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?». На каждый вопрос мы записали ответы детей
Чем отличается здоровый человек от больного? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровье, что такое болезнь?
- Здоровый - это когда не делает уколы, и не пьет таблетки;
-Здоровый, когда не чихает, не кашляет, ходит в детский сад; -Заниматься физкультурой;
- Делать зарядку;
- Много гулять;
- Мыть руки; -это когда болит горло;
- когда у тебя температура;
- когда мама вызывает врача;
- когда весело, гуляешь, ешь мороженое – здоровый;
Дети в принципе понимают, что значит «болеть, больной человек», но что здоровье в какой – то мере зависит от того, как мы дышим, об этом никто не знал. Поэтому мы решили научиться правильно дышать, чтобы не болеть и быть здоровыми.
На следующем этапе нашей работы решили разобрать такой вопрос – А с помощью чего люди дышат? Предложили детям рассмотреть плакат с органами дыхания. Отметили, что наши легкие очень похожи на эти воздушные шарики, они тоже как шарики то наполняются воздухом, то сдуваются. Как воздух может попасть к нам в легкие? (через нос и через рот). Правильно дышать носом. Почему? (Ответы детей.) Предложили рассмотреть картинки «Нос» и «Рот». Для чего нам нужен нос?. Ответы детей. «Давайте запомним главное назначение носа – дышать». А для чего нам нужен рот? Ответы детей. «Значит, ртом тоже можно дышать». Но дышать через рот вредно, и такая привычка может повредить здоровью и хорошему самочувствию. В результате неправильного дыхания в легкие поступает меньше кислорода, это причина многих заболеваний. Через рот к нам в организм поступает очень много инфекции.
Предложили рассмотреть картинки «Ребенок нюхает цветы» и «Ребенок дует мыльные пузыри». Когда мы нюхаем цветы, происходит вот такое явление: воспитатель, втягивая носом воздух, притягивает к носу полоску бумаги. То же самое выполняют дети. Детям предложили высказаться, что происходит. Сделали вывод : когда человек нюхает, он затягивает носом воздух. А можно ли втянуть в себя воздух ртом? Проводим эксперимент.
Аналогично рассматриваем картинку с мыльными пузырями. А можно ли выдохнуть воздух из носа?
А можете ли вы, дети, жить без воздуха? Ответы детей.
Проводим дыхательную гимнастику с задержкой дыхания. Вывод детей.
Можем ли мы обойтись без воздуха? Ответы детей.
Сделали вывод: Дышать нам помогают нос и рот. А дышим мы для того, чтобы жить.
Чтобы научиться правильно дышать, нужно чтобы дети привыкли, для этого родителям приготовили буклеты с комплексом дыхательных упражнений и памятки «Влияние дыхательной гимнастики на здоровье детей».
Далее, чтобы поддерживать интерес детей к данной теме, мы решили немного поэкспериментировать по теме «Как увидеть воздух, которым я дышу?»
Мы предложили рассмотреть пузырьки на стенках сосуда, в котором налита вода. Это пузырьки воздуха, который находится в воде. Чтобы увидеть воздух, который находится в нас, понадобится вода, трубочка. Нужно набрать в себя носом воздух и подышать в трубочку.
Результат эксперимента предложили объяснить детям.
При этом использовали наводящие вопросы: Что вы увидели? Что произошло с пузырьками? С помощью чего вы увидели воздух, которым дышите?
Второй эксперимент «Сколько во мне воздуха?» Детям раздали мешочки, прикрепленные плотно к трубочкам. Ребенок выполнял один длительный выдох в трубочку, видел, как мешочек наполнялся воздухом. Так же предложили сделать вывод. Сравнили, кто больше надул мешочек, значит, больше воздуха выдохнул. Этот эксперимент аналогичный надуванию воздушных шариков, но так как шарики не все дети научились надувать, то с мешочками справляются все.
Чтобы закрепить полученные знания, предложили послушать сказку «Вдох и выдох».
«Однажды человек вдохнул носом воздух. Воздух начал двигаться по трубочкам, а потом попал в мешочки – легкие. Из мешочков - легких воздух покатился на красных кружочках по всему человеку и добрался до сердца, до рук, до ног, до спины. И еще долго-долго он катался по разным дорожкам и тропинкам. И замарался. Увидело сердце, каким грязным стал воздух, и стало выгонять его из человека. Воздух испугался и стал убегать. Он так торопился выскочить снова через нос человека, что застрял. Но тут грязный воздух увидел открытую дверку – рот человека и быстро в него вылетел. Вот так получился вдох и выдох.»
Вопросы: Понравилась сказка? Как называется сказка? Какой воздух вдохнул носом человек? Почему воздух замарался? Как человек выдохнул воздух?
Чтобы выдохнуть весь грязный воздух, нужна помощь живота. Проводим дыхательную гимнастику «Воздушный шарик».
Дети уже много узнали о дыхании. Поступило предложение каждый день выполнять дыхательную гимнастику и дыхательные упражнения для того, чтобы научиться дышать правильно, меньше болеть. Дети с интересом откликнулись на предложение и старались выполнять упражнения как можно лучше.
Важную роль в реализации проекта сыграли родители. Они помогали изготавливать пособия для дыхательных упражнений, выполняли дыхательную гимнастику дома с детьми, следили за тем, как дети дышат, понимая значение проделываемой работы.
Каждый день мы стали выполнять в группе дыхательные упражнения и обязательно добавлять что-нибудь, что очень заинтересовывало и нравилось детям.
3 этап. Заключительный.
Когда работа над проектом была завершена, мы решили организовать «Шоу мыльных пузырей». На этом празднике дети могли проявить свои умения в надувании мыльных пузырей, а ведь это возможно только при правильном дыхании.
Создали фотоколлаж «Как мы дышим».