Ольга Долматова
Проект по формированию основ ЗОЖ «Азбука дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Изучив мониторинг заболеваемости детей в ДОУ, была определенна устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, которая напрашивается на необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (речевого, спортивного и т. д.). Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Данный проект поможет родителям задуматься о проблеме «правильного» дыхания. Актуален он так же для работников образовательных учреждений, так как, используя его, можно научить дошкольника «правильному» дыханию, тем самым снизив уровень заболеваемости детей в ДОУ.
Публикация «Проект по формированию основ ЗОЖ „Азбука дыхания“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Цель проекта : воспитание физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
К числу основных задач, которые решались в ходе реализации проекта относятся :
- развитие осознанного интереса у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни;
- поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания;
- овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;
- создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности;
Продолжительность проекта : 6 месяцев
Технологичность: данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении.
Направленность проекта : познавательно – оздоровительная.
Принципы проекта :
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода (учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);
- принцип социальной безопасности (дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания это показатель, как коррекции речи, так и снижения заболеваемости);
- принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка);
- принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения);
- принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей);
- принцип цикличности и систематичности;
- принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей.
Образовательная область: «физическая культура».
Области интеграции: «здоровье», «познание», «коммуникация», «социализация», «безопасность», «музыка», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «труд».
Участники проекта :
дети старшего дошкольного возраста педагоги,
музыкальный руководитель родители воспитанников
Формы работы :
с детьми с родителями
- беседы
- объяснение
- показ
- опыты
- непосредственно – образовательная деятельность
- самостоятельная деятельность детей
- совместная со взрослым деятельность
- дидактические игры
- дыхательные упражнения
- дни здоровья
- развлечения, досуги, спортивные праздники
- фотовыставки
- анкетирование
- консультирование
- беседы
- показ
- объяснение
- индивидуальные беседы
- совместная деятельность с детьми
- презентация дидактического материала, детской деятельности
- мастер – класс (изготовление нетрадиционного оборудования)
- день открытых дверей
- развлечения, досуги, спортивные праздники
- фотовыставки
Ресурсное обеспечение:
кадровые ресурсы материальные ресурсы методические ресурсы
- педагоги ДОУ
- медицинский персонал - материалы, необходимые для изготовления оборудования
- денежные средства на приобретение музыкальных духовых инструментов - справочная литература
- научно – методическая литература
- художественная литература
Этапы осуществления проекта :
организационно – подготовительный
(1 месяц) - Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников.
- Анкетирование родителей «О здоровье всерьез».
- Обсуждение целей и задач с участниками проекта (воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители).
- Составление плана работы.
- Вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта по укреплению здоровья детей.
- Изучение методической литературы.
- Подбор познавательных статей.
- Приобретение и изготовление необходимого оборудования.
- Подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей.
- Разработка компьютерных презентаций «Дышим правильно, красиво», «Как мы дышим» (Приключение Кислородинки).
- Создание картотеки дыхательных упражнений.
- Разработка конспектов спортивных праздников, досугов и развлечений.
основной
(4 месяца) - Просмотр компьютерной презентации «Как мы дышим» (Приключение Кислородинки).
- Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.
- Рассуждалки с детьми «Что такое здоровье, что такое болезнь?», «Чем отличается здоровый человек от больного?»,
«Что нужно делать, чтобы быть здоровым?».
- Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.
- Включение дыхательных упражнений в различные режимные моменты.
- Фотосессия воспитанников «За здоровьем в детский сад».
- Проведение консультаций для родителей «Умеем ли мы правильно дышать», «Правильное дыхание - основная составляющая развития речи дошкольника».
- Мастер – класс для родителей по изготовлению пособий для формирования «правильного» дыхания.
- Проведение семинара - практикума для педагогов и родителей по теме
«Использование дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой».
- Организация совместной творческой деятельности детей с родителями.
Практическое занятие «Учусь дышать вместе с мамой» с использованием предметов окружающего мира.
заключительный
(1 месяц) - Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников (сравнительный анализ).
- Выставка пособий.
- Фотоколлаж «За здоровьем в детский сад».
- Конкурс семейных комплексов дыхательной гимнастики «Будьте здоровы!».
- Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проведению дыхательной гимнастики.
- Презентация проекта для педагогов и родителей «Дышим правильно, красиво».
- Спортивный праздник «Путешествие в страну Здоровейка».
Ожидаемые результаты:
- повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми;
- положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта;
- снижение простудных заболеваний у воспитанников;
- формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;
- изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
- использование здоровьесберегающих технологий в семье;
- обобщение и распространение опыта работы по данной теме (презентация проекта на ГМО, представление в СМИ).
Литература.
1. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья». – Волгоград: Учитель, 2006. – 147 с.
2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Физическое воспитание и познавательное развитие дошкольников. – М. : Школьная пресса, 2007. – 96 с.
3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
4. Валошина Л. Н. Играйте на здоровье. М. : АРКТИ, 2005. – 144 с.
5. Галанов А. С. Игры, которые лечат. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
6. Доскин В. А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка. – М. : Просвещение, РОСМЭН, 2006. – 250 с.
7. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
8. Орлова Л. Большая энциклопедия дыхательных гимнастик. – Минск: Харвест, 2007. – 224 с.
9. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста. – М. : Владос, 2002. – 113 с.
10. Полищук Л. П. Проекты по физическому воспитанию в ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. - № 1. – С. 82-87.
11. Соловьева Н. Об использовании дыхательных упражнений в работе с дошкольниками// Дошкольное воспитание. – 1995. - № 4. – С. 78-82
12. Широкова Г. А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/ Д: Феникс, 2009. – 222 с.
13. Щетинин, М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 109с.