Анна Серкова
Проект по формированию ЗОЖ у детей средней группы «Быть здоровым-здорово!»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела воспитатель:
Серкова А. А.
Паспорт проекта
Наименование проекта:
«Быть здоровым – здорово!»
"Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
В. А. Сухомлинский.
Вид проекта: групповой, информационный, игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели февраля)
Возрастная группа: средняя
Публикация «Проект по формированию ЗОЖ у детей средней группы „Быть здоровым-здорово!“» размещена в разделах
Участники проекта: воспитатели, дети и их родители, инструктор по физической культуре.
Актуальность проекта:
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Ведь здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Цель проекта: формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни, повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы.
Задачи проекта:
1) укреплять и охранять здоровье детей;
2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
4) дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека.
5) дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены и т. д. ;
6) способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
7) заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
8) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
9) создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
10) активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в проекте:
Физкультурные занятия
Утренняя гимнастика
Музыкотерапия
Сказкотерапия
Игротерапия
Релаксация
Дыхательная гимнастика
Зрительная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Профилактика плоскостопия
Профилактика нарушения осанки
Массаж и самомассаж
Физкультминутки
Гимнастика пробуждения
Изотерапия
Хромотерапия
Этапы реализации проекта:
[/b]
1 этап — организационный
Задача этапа: создание комплексной оздоровительной системы работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, обновление и расширение здоровьесберегающей среды в группе, привлечение родителей к предстоящей оздоровительной работе в инновационном режиме.
2 этап — основной – реализация и актуализация проекта
Задачи этапа: формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья
3 этап: — итоговый
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ожидаемые результаты проекта:
1) обновление и расширение образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
2) усвоение детьми основ здорового образа жизни; понимание детьми значимости здоровья в жизни каждого человека; проявление заботы и уважения к своему здоровью и здоровью окружающих;
3) снижение показателя заболеваемости;
4) положительная динамика показателей физического развития детей.
5) формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
План реализации проекта
Содержание работы с детьми. Задачи. Срок реализации.
Утренняя гимнастика. Формировать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья. Ежедневно
Физкультурные занятия. Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья. 3 раза в неделю
Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.) Развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников; Ежедневно
Массаж и самомассаж, массажные дорожки. Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Ежедневно
Гигиенические прцедуры. Формирование у детей представлений о правилах личной гигиены. Ежедневно
Гимнастика пробуждения. Снять вялость, пробудить организм ото сна, продолжать укреплять и закаливать растущий организм. Ежедневно
Беседы: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Что такое здоровье и как его приумножить?», «Микробы и вирусы» Научить ребёнка заботиться о своём здоровье, рассказать о значении питания в жизни человека. Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций. Вторая-третья недели февраля.
Подвижные игры: «Делай, как я», с мячом «Школа мяча», «Ловишки в кругу», «Черное и белое» и т. д. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. Развивать двигательную активность детей. Ежедневно
Дидактические игры «Мяч на поле», «Азбука здоровья» «Что лишнее?» и др. Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. Вторая-третья недели февраля.
Чтение худ. литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», С. Семёнов «Как стать неболейкой», С. Михалков «Про мимозу» и т. д. Дать представление детям о значимости двигательной деятельности. Заинтересовать детей укреплять здоровый образ жизни. Вторая-третья недели февраля.
НОД по аппликации «Веточка мимозы». Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием техники «рваной» и «мятой бумаги» Третья неделя февраля.
НОД по рисованию «Что такое доброта?» Используя «хромотерапию» и «изотерапию» учить детей выражать свои эмоции и чувства с помощью рисунка. Третья неделя февраля.
Экспериментальная деятельность «Огород на окне» Расширять и уточнять знания детей о наличии витаминов в овощах и фруктах, создать условия для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем столе. 1-3 недели февраля
НОД. Лепка, аппликация. Декоративно-прикладное творчество. «Роспись на тарелочке.»
Ознакомление с техникой аппликации семенами и злаками и создание декоративных тарелочек. Развитие мелкой моторики рук. Вторая неделя февраля
Конструирование из бумаги. «Куклы для театра» Конструировать куклы для театра из бумаги. Используя куклотерапию, способствовать психическому здоровью детей. 2-3 недели февраля
НОД по рисованию. «Прекрасный сад».
Развивать групповую сплочённость, сотрудничество, осознания группы как целого, восстановление гармонии личности с собой. Используя хромотерапию и изотерапию, способствовать психическому здоровью детей. Третья неделя февраля
Содержание работы с родителями. Задачи. Срок реализации.
Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье» Выявить уровень знаний родителей по вопросам ЗОЖ. Сотрудничество с родителями в процессе физического воспитания
Вторая неделя февраля
Консультации для родителей по формированию физического, психического здоровья детей. Содействие становлению культуры здоровья и валеологическому просвещению родителей. Вторая – третья неделя февраля
Выставка родительского-детского творчества «Чистая планета - здоровый ребёнок -здоровая нация» Заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни. Третья неделя февраля
Консультация «Нестандартное физкультурное оборудование своими руками»; Повышение уровня образования родителей по формированию здорового образа жизни у детей с использованием нестандартного оборудования. Вторая неделя февраля.
Изготовление нестандартного спортивного оборудования и пополнение спортивных уголков в групповых помещениях; Пополнение физкультурного зала, спортивных уголков в группах спортивным оборудованием и инвентарём. Третья неделя февраля.
Индивидуальные беседы о физических качествах, умениях и навыках каждого ребенка, о значении совместной двигательной деятельности с детьми. Тесное сотрудничество с родителями в целях сохранения и укрепления здоровья детей и обучения активному здоровому образу жизни в кругу семьи. Вторая – третья неделя февраля
Родительское собрание на тему «Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ». Ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в ДОУ. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания и др).;
Третья неделя февраля
Итоговая презентация по реализации проекта. Упрочение связей между детским садом и семьёй; Тесное сотрудничество с родителями в целях сохранения и укрепления здоровья детей и обучения активному здоровому образу жизни в кругу семьи.
Третья неделя февраля
Результаты проекта:
- В процессе реализации проекта была создана благоприятная здоровьесберегающая среда, позволяющая расширить знания детей о способах укрепления своего здоровья.
- У детей появился интерес и желание вести здоровый образ жизни, заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.
- Пропаганда валеологических знаний среди родителей способствовала тому, что они больше стали уделять внимание своему здоровью и здоровью своих детей.
Список используемой литературы:
1. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.
2. Здоровьесберегающая система дошкольного образования. Журнал «Дошкольное воспитание» №2 -1992г.
3. Учебно-методические журналы: «Обруч», «Практика управления ДОУ»,2014
Интернет ресурсы.
4. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду М. : Сфера, 2003 – 88 с.
5. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ;ВЛАДОС,2003-304 с
6. Каштанова Т. В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М. :2002
7. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004
8. Колабанов В. В. Валеология – СПб: Деан, 2001
9. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. : АРКТИ, 2002 – 64 с.
10. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
11. Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
Приложения
Гимнастика для глаз.
Упражнения для глаз заключаются в основном в фиксации зрения на различных точках, движении взгляда по тренжерам В. Базарного и некоторых движениях глазными яблоками и веками (по методу йогов). Эти упражнения способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нарушений (близорукости или дальнозоркости). Упражнения рекомендуется выполнять 2 раза в день до тех пор, пока они выполняются легко. После них нельзя в течение 20 минут писать, рисовать или смотреть телевизор.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких. Удаляет мокроту. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Детям, страдающим заболеванием органов дыхания помогают упражнения с акцентом на выдох, произнесением различных звуков. В детском саду со старшими дошкольниками можно частично использовать методику парадоксального дыхания А. Н. Стрельниковой (в игровой форме, задержку дыхания (по К. П. Бутейко) и некоторые дыхатеьные упражнения йогов. В конце занятий можно проводить релаксационное дыхание под музыку. Структуру релаксационного дыхания составляют длина, частота и соотношения между вдохом и выдохом. Вдыхать и выдыхать можно ртом и носом. Релаксационное дыхание хорошо сочетается с упражнениями мышечной релаксации.
Дыхательные упражнения выполняются от 2 до 5 мин. Заниматься можно стоя, сидя, лежа на спине.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Потягивание.
И. П. – из позиции «лежа на спине».
1) На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука – вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, ноги и руки максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а».
Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой стороны тела.
2) Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука – вверх, вдоль туловища – вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а».
3) Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки – вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».
2. Массаж живота.
И. П. – лежа на спине.
1) Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке. Похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.
Цель: улучшить работу кишечника.
2) С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.
3. Массаж грудной области.
И. П. – сидя по-турецки.
1) Поглаживание области грудной клетки со словами: «Я милая (милый, чудесная (-ый, прекрасная (-ый).
2) «Заводим машину».
Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз, делает вращательные движения 5–6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». Затем 5–6 раз вращательные движения против часовой стрелки.
3) Сняв все пальцы с грудины со звуком «пи-и-и», нажимает на точку между грудными отделами в области сердца (сигнал – «машина завелась»).
4. Массаж шеи.
И. П. – сидя по-турецки.
1) Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.
2) Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
3) Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.
5. Массаж ушных раковин.
И. П. – сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго слоника.
1) Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.
2) Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5–6 раз в каждую сторону).
3) Нажимает на мочки ушей (вешает на них «красивые сережки»).
4) Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковин делает 7–8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).
5) С усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин –проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1–1,5 см.
6. Массаж головы.
1) Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.
2) Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
3) Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
4. «Догонялки»: сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
5. С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок».
7. Массаж лица. Лепит красивое лицо.
1) Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.
2) Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делает вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5–6 раз.
3) С усилием, надавливая, рисует желаемый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.
4) Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
5) Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.
Цель: предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица.
8. Массаж шейных позвонков.
Игра «Буратино».
Буратино своим длинным носом рисует солнышко, морковку, дерево.
1) Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке. Затем против часовой стрелки.
2) Повороты головы в стороны, вверх, вниз.
3) Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.
9. Массаж рук.
1) «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.
2) Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
3) Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.
4) Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».
10. Массаж ног.
И. П. – сидя по-турецки.
1) Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы. Делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. То же с правой ногой.
2) Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра, «надевает» воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки.
Антистрессовый массаж
1. Массаж пальцев рук:
а) нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева;
б) массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз.
2. Массаж запястья круговыми движениями.
3. Массаж рук. Упражнения «моем руки», растирание ладоней и «погреем щеки».
4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем лоб, щеки, шею и сбросить.
5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.
6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и сбросить.
7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить.
8. Массаж головы. Над ушами к верхней чарке, ото лба к верхней чарке.
9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить.
10. Массаж ушных раковин, наушники.
Консультация для родителей «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить»
В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов, только родители способны и должны оградить его от вредных привычек, неправильного питания, пассивного, малоподвижного образа жизни и других опасных факторов сокращающих человеческую жизнь.
Если вы, родители сейчас уделите достаточно внимания здоровью своего ребенка, то в будущем он обязательно оценит вашу заботу и внимание о нем, он навсегда будет вам благодарен за самый важный подарок в жизни каждого человека- здоровье…
Уважаемые родители не забывайте, что ключ к успеху в укреплении и сохранении здоровья вашего ребенка- в разумном физическом, интеллектуально-личностном развитии.
Оздоровление малыша должно включать в себя различные компоненты, совокупность которых можно назвать как «здоровый образ жизни» ребенка. Здоровье ребенка обеспечивается с помощью организации здорового образа жизни, компонентами которого являются:
- физическое здоровье ребенка (закаливание, правильное питание, режим дня, гимнастика, подвижные игры, личная гигиена и др.)
- психологическое здоровье ребенка (интерес, желание, потребности, эмоциональный комфорт)
- социальное здоровье (поведение, общение, опыт, практика)
- нравственное здоровье (здоровый образ жизни, дружба, доброжелательность, сотрудничество)
- интеллектуальное здоровье (навыки, знания, способности, умения)
Вот эти все компоненты нужно внести в жизнь ребенка, чтобы сохранить и укрепить здоровье малыша. Рациональная организация двигательной активности - важное условие для роста и развития детского организма, ведь чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. Нагружая мышечную систему мы не только воспитываем ребенка сильным и ловким, но и развиваем его внутренние органы, сердце, легкие, таким образом напряженная работа скелетно-мышечной система ведет к совершенствованию всех органов и систем, делает организм ребенка особенно прочным, а главное здоровым.
Уделите внимание психическому здоровью - ведь счастлив тот ребенок которому комфортно и уютно.
Режим дня ребенка, должен быть стабильным, гибким и динамичным, должен предусматривать разнообразную деятельность ребенка с учетом состояния здоровья детей и возрастных особенностей. Родители и педагоги мы не должны забывать, что нужно создавать такие условия, которые бы удовлетворяли детское любопытство. У детей должна быть насыщенная разными событиями жизнь! И тогда вашему малышу времени болеть просто не будет…
Обязательно нужно уделить внимание эффективному закаливанию, в коже ребенка заложено огромное количество нервных окончаний, воздействие на них благотворно повлияют на всю нервную систему, а через нее и на все органы. Закаливание поможет улучшить деятельность нервной системы, сердца, обмен веществ, аппетит, организм ребенка адаптируется к окружающей обстановке, повысится сопротивляемость к заболеваниям.
Спорт должен стать неотъемлемой частью любого человека заботящегося о своем здоровье, поэтому малыш должен видеть пример родителей, не стоит целый день проводить за компьютером или телевизором, а лучше погуляйте с ребенком, покатайтесь на велосипеде, или лыжах, при нормальном состоянии ребенка можно определить в спортивную секцию, танцы, хоккей- все зависит от потребностей и желания родителей и ребенка. Главное нужно помнить, чтобы вы не выбрали, важная задача- поддерживать детский организм в нормальном физическом состоянии и сохранять здоровье малыша.
Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни, как в семье, так и в детском саду. Ведь здоровый ребенок сегодня- наше успешное завтра!
Дидактическая игра «Азбука здоровья»
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: иллюстрации
Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов
Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.
- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?
Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.