Елена М
Проект по здоровьесбережению во второй младшей группе «Я здоров!»
▼ Скачать + Заказать документы
СТРУКТУРА
1. Актуальность и обоснование выбора проекта.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Законы РФ N 273-ФЗ «Об образовании», N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России N 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», N 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Установлено, что здоровье только на 7 - 8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Публикация «Проект по здоровьесбережению во второй младшей группе „Я здоров!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в младшем возрасте, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка.
2. Цели и задачи проекта.
Цель: формирования основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Для детей:
• укреплять и охранять собственное здоровье;
• сформировать навыки здорового образа жизни;
• формировать простейшие представления о себе, как отдельном человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека;
Для родителей:
• повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
• способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
• дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены.
Для педагогов:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
• создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблеме друг друга;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
3. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта).
1) Подготовительный этап (сентябрь). Накопление информации. Наблюдение за детьми. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников.
2) Практический этап (октябрь-апрель). Проведение цикла тематических бесед с детьми, спортивных праздников, досугов, развлечений с родителями. Организация просветительской деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки ЗОЖ, организации активного отдыха в семье.
3) Заключительный этап (май). Исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга. Подведение итогов реализации проекта.
На подготовительной этапе с целью определения перспектив взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и по результатам анкетирования и опросов родителей воспитанников мы получили следующие результаты:
Большинство (56%) родителей оценивают состояние здоровья своих детей как хорошее, часть родителей (44%) – как удовлетворительное, плохое – 0%.
Анкетирование показало, лидирующие позиции в способах укрепления здоровья занимают меры, не требующие специальных затрат времени, а занятия упражнениями, спортом и закаливание находятся не на первом месте. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья детей должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к ЗОЖ, создание традиций семейного физического воспитания. Детский сад может выступить важным звеном в решении этих социально-значимых задач.
Проводился опрос детей 2 младшей группы для выявления знаний детей о ЗОЖ. По проведенному опросу мы сделали следующий вывод: дети не знакомы с понятием «ЗОЖ», они не осознают значимость и ценность здоровья и не знают, как его сохранять и укреплять.
На подготовительном этапе определили направления работы по формированию и приобщению к основам ЗОЖ на основе тесного взаимодействия с семьями воспитанников:
1. Просветительская деятельность-работа по вопросам формирования навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
2. Практическая деятельность-включению родителей в образовательный процесс способствуют дни открытых дверей, привлечение родителей к проведению соревнований, праздников, развлечений, опыта семейного воспитания.
На основе направлений разработан план работы с родителями и детьми, коллегами по вопросам формирования ЗОЖ.
В реализации практического (второго) этапа широко будем использовать разнообразные формы работы с детьми и родителями, а также коллегами ДОУ.
Считаю, что такие мероприятия будут способствовать приобщению детей и родителей к ЗОЖ. У детей будет развиваться координация и ловкость движений, мышечная сила, выносливость, умение ориентироваться в пространстве.
4. Формы проведения здоровьесберегающих мероприятий.
№
п/п Название формы организации проекта Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения
1 Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
2 Гимнастика пробуждения, дорожка «Здоровья». Ежедневно после дневного сна, 5-7 мин.
Перед проведением необходимо хорошо проветрить помещение.
3 Прогулки и игры на свежем воздухе.
Ежедневно, согласно режиму дня.
Прогулка проводится в соответствии с подобранной картотекой. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
4 Динамические паузы
(вид активного отдыха снимают нервное напряжение от перегрузок)
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
5 Подвижные и спортивные игры
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.
6 Релаксация (снижение тонуса скелетной мускулатуры)
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
7 Пальчиковая гимнастика
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
8 Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
9 Гимнастика бодрящая
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
10 Гимнастика корригирующая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
11 Гимнастика ортопедическая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
12 Минутки тишины (развитию волевых качеств детей). Использовать на разных этапах занятия в соответствии с темой и целями. Рекомендуется в 1 младшей группы.
13 Минутки шалости (психологическая разгрузка) Игры для поднятия настроения Рекомендуется со 2 младшей группы.
14 Физкультурное занятие 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз в неделю на улице. Длительность согласно нормам. Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ.
Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
15 Технологии музыкального воздействия
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
5. План итоговых мероприятий реализации проекта.
срок проведения мероприятия по реализации обр. проекта
(форма, цель, методическое сопровождение)
организация РППС, разработка дидактического обеспечения
организация взаимодействия с детьми организация взаимодействия с родителями организация взаимодействия с коллегами
сентябрь 01.09.-20.09. Рассматривание иллюстраций «В здоровом теле – здоровый дух», репродукций, картин и др Анкетирование «Растём здоровыми?» (приложение №1)
Памятки «Закаливающие мероприятия» Выставка нетрадиционного физкультурного оборудования.
21.09.-30.09 Беседа «Как стать сильным здоровым?»
День открытых дверей «Эй, родители, ну-ка вставайте, на зарядку выбегайте!».
октябрь 01.09.-20.09. Игры «Если хочешь быть здоров…» Наглядная информация «Использование лекарственных растений для оздоровления ребенка» (приложение №2). Индивидуальная консультация. Пополнение картотеками «Зрительная и дыхательная гимнастика» (игры - картотеки по дыхательной гимнастике, зрительной гимнастике).
21.09.-30.09 Ситуация общения «Что надо кушать, чтобы быть здоровым?» Рекомендации «Режим дня как средство воспитания здорового ребенка». Стенгазета «Наша здоровая, спортивная семья».
ноябрь 01.09.-20.09. СОД «Я такой» (на развитие представлений о мире и о себе). Информационный стенд «Закаливание детей в домашних условиях» (приложение №3) Презентация изготовленного нетрадиционного оборудования. Пополнение картотеками (психоэмоциональные игры)
21.09.-30.09 Игровая ситуация «Пейте, дети, молоко будете здоровы» Тренинг на тему: ЗОЖ (приложение№4)
декабрь 01.09.-20.09. Совместная продуктивная деятельность «Творческая мастерская» Родительское собрание «Оздоровительные коктейли и их свойства» (приложение №5). Индивидуальная консультация. Выставка художественной литературы и альбомов для рассматривания.
21.09.-30.09 Беседа с детьми «Чем полезны разные лекарственные растения» Создание памятки «Обувь дошкольника и здоровье» (приложение №6) Пополнение картотеками (пальчиковая гимнастика, упражнения для коррекции плоскостопия)
январь 01.09.-20.09. Чтение детской литературы, заучивание стихотворений, потешек «На книжной полке» Папка-передвижка для родителей «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки» Презентация книг о ЗОЖ. Фотовыставка «С физкультурой мы дружны».
21.09.-30.09 Беседа с детьми «Как я буду заботиться о своем здоровье» СОД с детьми рисунки на тему «Я расту сильным и здоровым». Картотека загадок «Овощи и фрукты»
февраль 01.09.-20.09. Игровая деятельность «Веселись, детвора!» Круглый стол для родителей «Здоровье ребенка в ваших руках» (приложение №7) Индивидуальная консультация. Изготовление лепбука «Защищаем зрение».
21.09.-30.09 Отгадывание загадок об овощах и фруктах Спортивный праздник с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья» Пополнение картотеками (оздоровительные игры, игровая терапия; КГН, закаливание)
март 01.09.-20.09.
Совместное создание плаката «Мы за здоровый образ жизни» Открытое занятие – развлечение совместно с родителями «Если хочешь быть здоров!» (приложение №8) Оформление папки-передвижки «Защищаем зрение». Создание плаката «Мы за здоровый образ жизни».
21.09.-30.09 Ситуация общения «Витами полезны для здоровья» Информационный стенд «Лук от семи недуг» Выставка рисунков совместно с родителями на тему «Я расту сильным и здоровым».
апрель 01.09.-20.09. Ситуация общения «Как я буду заботиться о своем здоровье». Практикум «Пальчиковая гимнастика в детском саду». Презентация фотовыставки Фотовыставка «С физкультурой мы дружны».
21.09.-30.09 Игровая ситуация «Правила гигиены» Консультация «Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду» (приложение №9)
май 01.09.-20.09. Беседа «Микробы на ладошках» Спортивный праздник «Неболейка» (приложение №10) Индивидуальная консультация. Выставка нетрадиционного оборудования.
21.09.-30.09 Конспект развлечения «Чтобы каждый был здоров!» (приложение №11) Фотовыставка «Отчет по проекту»
6. Ожидаемые результаты
• Укрепление здоровья, снижение заболеваемости у детей, посещающих детский сад.
• Увлечение детей спортивными и подвижными играми.
• Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка.
• Улучшение здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в детском саду.
Образ конечного результата Критерии оценки
Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни.
- активность родителей при участии в мероприятиях и совместной деятельности;
- анкетирование родителей;
- отзывы родителей.
Создана здоровьесберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду. - дорожка здоровья;
-массажеры;
- картотека дидактических игр и др.
У детей сформированы первоначальные представления об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. Воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания. - наблюдения за детьми.
7. Перспективы дальнейшего развития проекта.
Необходимость продолжение проекта направленного на здоровьесбережение во всех возрастающих группах с подключением специалистов детского сада.
8. Материально-техническое обеспечение, продукты проекта.
Изготовлены ортопедические дорожки «здоровья», мешочки с песком, тренажеры для дыхательной гимнастики, «чупчики», разнообразные воланчики, пластиковые гантели, дорожка-лабиринт, маски – шапочки. Приняли участие в оформлении плакатов: «Наша здоровая, спортивная семья», «Путешествие в страну здоровья», «Мой режим дня» и др.
9. Литература.
Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд. : Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд. : Москва Линка – Пресс 2009 г.
Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд. : ЦГЛ Москва 2003 г.
Иванова Н. В., Кривовицына О. Б. «Социальная адаптация малышей в ДОУ» Изд. : Москва Творческий центр «Сфера» 2011 г.
Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд. : Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
Кравченко И. В., Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду» Младшая группа