Галина Касаткина
Проект по здоровьесбережению «Копилка здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Копилка здоровья"
1. Анализ ситуации.
Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Проблема здоровья дошкольников осознаётся в современном мире как общенациональная и государственная. Все понимают, что полноценное развитие человека невозможно без хорошего здоровья.
Именно в детстве закладывается фундамент здоровья и некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребёнка.
2. Актуальность проблемы.
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста является основной глобальной задачей укрепления здоровья нации и подрастающего поколения. Вследствие этого, несомненно, с введением Федерального государствен-ного образовательного стандарта дошкольного образования в основной общеобразовательной программе дошкольного образования особое место отведено укреплению и поддержанию здоровья дошкольников с выделением отдельной образовательной области «Физическое развитие» как важного компонента воспитания и образования детей дошкольного возраста. Забота о здоровом образе жизни является основой физического и нравственного воспитания. Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа формирования здоровой личности, с большими адаптационными возмож-ностями в разных социальных условиях. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья. Появление компьютерной техники слепо облегчили некоторые воспитательные функции семьи, но при этом забыта образовательная сторона воспитательской функции семьи и совсем не отводится место пропаганде здорового образа жизни и поддержки здоровья детей в семье. Родителям просто необходимо пройти школу ЗОЖ, получить доступ к информацион-ным ресурсам по воспитанию здоровой личности, здоровой как физически, так и психически, готовой к адаптации в разных жизненных условиях. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематичес-ких занятиях физической культурой и спортом.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности с образовательной, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
3. Выявление проблемы.
В настоящее время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
4. Цель проекта.
Создание условий, способствующих сохранению и укреплению физического и психологического здоровья детей, формированию у них основы здорового образа жизни, осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
5. Задачи проекта :
-Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни;
-Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья;
-Способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно-важных привычек;
-Развивать умение элементарно описывать своё самочувствие, умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания;
-Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения;
-Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
- Создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- Способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни путём просветительской работы и привлечения к участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
6. Участники проекта :
дети 6-7 лет, воспитатель, родители, инструктор по физвоспитанию, учитель-логопед, медсестра.
7. Ожидаемый результат:
Снижение заболеваемости детей, у детей воспитан устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, стремление к нему, развита самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно-важных привычек, сформирована стойкая потребность в заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.
8. Приоритетные образовательные области:
Физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
9. Интеграция познавательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
10. Формы проведения:
Cовместная деятельность, непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность.
11. Схема реализации проекта «Копилка здоровья» :
Составление плана проекта, помещение его в физкультурный уголок, сбор материалов и информации, периодические отметки о выполнении пунктов плана, самостоятельная деятельность детей.
12. Материал и оборудование:
Подборка различных комплексов для проведения утренней гимнастики, гимнастики после сна, массажа и самомассажа, гимнастики для глаз, физминутки, подборка подвижных игр, атрибуты физкультурного уголка, уголка ряжения, уголка "Поликлиника. Больница", энциклопедии, книги, различные познавательные материалы, оборудование для экспериментирования, магнитная доска, иллюстрации, фотографии.
Этапы реализации проекта :
1-й этап – подготовительный.
1. Составление плана работы по проекту. Определение целей и задач по теме проекта. Ответственный: воспитатель.
2. Определение проблемы. Сформулированы проблемные вопросы детей: «Бывают ли другие копилки, кроме денежных?", «Существует ли "копилка здоровья"? Как она может выглядеть? Может ли человек стать "копилкой здоровья"? Что нужно складывать в " копилку здоровья"? Наметить темы и пути исследования. Ответственный: воспитатель, дети.
3. Проведение анкетирования родителей. Раздать анкеты. Ответственный: воспитатель, родители.
4. Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций и фотографий, материала из интернета. Сделать подборку информативного и наглядного материала. Ответственный: воспитатель, родители.
5. Разработка предполагаемых идей по теме проекта :
- Найти в интернете, что можно сделать, чтобы не болеть часто. (Ева, Таня, Дарина).
-Спросить у мамы и папы, что они знают о здоровом образе жизни (Денис Б., Данил П.).
-Сделать ЛЭП-бук (Дима Ф.)
-Попросить родителей сделать совместно с детьми книжки- малышки о ЗОЖ. (воспитатель).
-Сделать с детьми аппликацию- коллаж "Королева Зубная Щетка" (воспитатель, дети).
-Сделать репортаж-газету о ЗОЖ в семье (воспитатель, дети, родители) .
-Работа экспериментальной "лаборатории" (воспитатель).
- "Чтобы зубки не болели"- сюжетно-ролевая игра (воспитатель, родители, дети).
-Проведение экскурсии в медицинский кабинет. (воспитатель, медсестра).
Упражнять детей в планировании своих предполагаемых действий. Поместить план проекта в физкультурном уголке и периодически делать пометки о выполнении. Ответственный: воспитатель, дети.
2 этап. Основной (практический).
Работа с детьми:
1. Экскурсия в медицинский кабинет. Светлана Владимировна рассказала детям о том, какие приборы и оборудование находятся в кабинете, для чего они нужны. Кроме этого она в очередной раз напомнила им о том, как следить за чистотой своих рук.
2. "Экспериментальная лаборатория".
Чтобы ответить на вопросы: "Зачем надо мыть руки с мылом?", "Где живут микробы?" и многие другие, вместе с детьми мы решили открыть "Экспериментальную лабораторию" для проведения опытов.
Опыт № 1 :"Воздушный шарик и дудочка". Как объяснить детям, почему нельзя надувать шарик после кого-то? (то же самое с дудочкой). Мы взяли клейстер, подкрасили пищевым красителем красного цвета - это наша слюна с микробами. После того, как кто-нибудь из детей надул шарик, мы окунули край шарика в клейстер. Естественно, после этого никто не захотел снова надуть шарик.
Опыт № 2: "Гигиеническая помада". Цель опыта та же, что и в первом опыте, но помаду вместо клея окунули в посыпку для куличей. Что же произойдет, когда мы накрасим губы чужой помадой? (-Все микробы переберутся на наши губы). Вывод дети сделали самостоятельно.
Опыт № 3: С помощью подкрашенного клейстера и бумажных носовых платочков мы выработали правило: Не бросай свой носовой платок где-попало, а лучше пользуйся одноразовыми бумажными платочками и сразу после использования выбрасывай в мусорку.
Опыт № 4: После опыта с мукой вместо микробов дети поняли, почему нельзя пользоваться чужой расческой и выработали очередное правило: Если пользоваться чужой расческой, можно заболеть педикулезом или другими болезнями.
Опыт № 5: Еще один опыт с помощью подкрашенного клейстера нам помог разобраться, почему нельзя пользоваться чужой зубной щеткой.
Опыт № 6: Для следующего опыта мы взяли детский крем и насыпали в него декоративные блестки. Предложили детям потрогать любой предмет или поздороваться друг с другом за руку. - Что вы увидели? Естественно, дети ничего странного не увидели. Далее мы намазали руки кремом с блестками и снова потрогали различные предметы или поздоровались. Оказалось, что предметы и руки блестят. -А теперь представьте, дети, что блестки- это микробы. Был сделан вывод: чтобы не заболеть, нужно мыть руки.
2. Гимнастика после сна. (см. приложение)
3. Комплексы зрительной гимнастики. (см. приложение)
4. Упражняемся с помощью атрибутов спортивного уголка.
5. Ходьба с мешочками, сшитыми из медицинской клеенки, наполненные промытым песком и покрытыми снимаемыми чехлами, стираемыми по мере необходимости. Эти мешочки мы берем с собой для передвижения по коридорам детского сада.
6. Динамические упражнения, которые также используем во время НОД.
7. Дыхательная гимнастика. (см. приложение)
8. Пальчиковая гимнастика. (см. приложение)
9. Самомассаж. (см. приложение)
10. Массаж БАТ (Биологически- Активных Точек, способствующий расслаблению мышц лица. (см. приложение)
11. Массаж стоп и ладоней с помощью различных предметов, например, карандашей или орехов. (см. презентацию)
12. Утренняя гимнастика. (см. приложение)
13. Беседы о ЗОЖ: "Сердце бывает сильным и слабым", "Как мы дышим", "Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!", "Если хочешь быть здоров!", "Витамины я люблю - быть здоровым я хочу", "Беседа о здоровье, о чистоте", "Здоровая пища", "Как вести себя в поликлинике".
14. Просмотр мультфильма "Королева Зубная щетка".
15. Выполнение коллективной аппликации. (см презентацию)
16. Сюжетно-ролевая игра "На приеме у стоматолога". (см. презентацию)
17. Сюжетно-ролевая игра "Аптека". (см. презентацию)
18. Сюжетно-ролевая игра "Медицинский консилиум". (см. презентацию)
19. Сюжетно-ролевая игра "Детский сад". (см. презентацию)
20. Настольные игры :
Лото "Режим дня", "Полезные и вредные продукты", " Кому что нужно для работы".
21. Просмотр иллюстраций
22. Изучение детских энциклопедий:
"Мир человека", "Анатомия человека для детского сада", "Как все устроено".
23. Чтение художественной литературы:
К. Чуковский "Мойдодыр", А. Барто "Девочка чумазая", Алхазова Ф. "Что такое витамины",Благинина Е. "Почему кот моется после еды?", Степанов А. "Гигиена", Коростелев Н. "А ты не забыл носовой платок?", Афонькин С. "Почему щиплет мыло?"
24. Тематические прогулки:
"Первый снег", "Золотой луг", "Лето красное пришло", "Когда это бывает",
"Здравствуй, Осень!", "После дождика".
Работа с родителями:
1. Анкетирование родителей с целью выявления их опыта в сохранении и приумножении здоровья детей.
1. Изготовление книжек-малышек и ЛЭП- буков по ЗОЖ.
2. Сбор родителями информации и наглядного материала.
3. Помощь родителей в оформлении «Репортажа-газеты "Мама, папа, я- здоровая семья".
4. Помощь родителей в создании атрибутов для физкультурного уголка.
5. Изготовление атрибутов для театрального уголка и уголка "Поликлиника. Больница".
6. Помощь родителей в проведении спортивных мероприятий.
3 этап. Заключительный.
Цель: Подвести итог проведенной работе. Закрепить и обобщить полученные детьми знания.
1. Спортивное мероприятие в содружестве с инструктором по физвоспитанию.
2. Оформление презентации "Копилка здоровья".
3. Выставка книжек-малышек.
Рефлексия: вопросы:
-Что мы хотели узнать о своем здоровье? Что мы узнали?
-С какими трудностями мы встретились?
-Почему мы справились с трудностями?
-Где могут пригодиться полученные знания?
Выводы: В результате проведенной работы дети поняли, почему необходимо беречь свое здоровье, пополнять его"копилку". У детей повысился познавательный интерес к своему здоровью, появилось понимание его ценности, сформировались полезные привычки, укрепляющие здоровье. Произошло развитие их исследовательской, практической, продуктивной деятельности. Укрепилось сотрудничество родителей с детским садом. Самое главное, дети стали меньше болеть.
Заключение: Реализация проекта познакомила детей с возможностями самим добывать информацию по интересующему вопросу. Дети узнали, почему здоровье необходимо беречь с детства. Дети стали бережнее относиться друг у другу, заботиться друг о друге.