Людмила Терентьева
Программа по здоровьесбережению в ДОУ в соответствии с ФГОС «Азбука здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Введение 3
- Актуальность 3-5
- Цель и задачи Программы 5-6
II. Работа с детьми 11-28
III. Работа с родителями 29-31
IV. Результаты работы по Программе за 2015-2016 учебный год 32
V. План работы по Программе на 2016-2017 учебный год 32
Приложение 33
I. Введение
В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности детей и укрепление здоровья.
Публикация «Программа по здоровьесбережению в ДОУ в соответствии с ФГОС „Азбука здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии – это психологические приемы и методы работы, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Реализация здоровьесберегающих технологий – это такая организация образовательного процесса, при которой происходит качественное развитие без нанесений ущерба здоровью ребенка.
Для группы применение здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности является актуальной темой, так как за последние пять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей и подростков.
Актуальность
Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период закладываются фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Актуальность проблемы укрепления и сохранения здоровья дошкольников обусловлена еще и тем, что этот период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению в школе. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.
Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся : гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и прочее. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М. Д. Маханевой, В. Г. Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т. е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением
Одним из приоритетных направлений работы МАДОУ «Детского сада № 92 общеразвивающего вида» является здоровьесбережение воспитанников. В настоящее время в ДОУ применяется личностно-ориентированная модель взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих детскому саду, педагогам создать оптимальные условия для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Программа «Азбука здоровья» разработана для сохранения и укрепления здоровья детей, исходной оценки всей системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ :
научно–методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);
материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);
комплексная оценка здоровья дошкольников ( анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка);
анализ результатов физической подготовленности детей;
характеристика физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).
Разрабатывая программу «Азбука здоровья», стремились к тому, чтобы разработанная система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь маленького ребенка, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. Дошкольники должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Программа предполагает использование различных методик, позволяющих использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.
Цель Программы :
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование педагогов, у родителей, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Реализация Программы предусматривает решение следующих задач:
1. Повысить профессиональную культуру педагогов в вопросах здоровьесбережения посредством повышения качества методической работы.
2. Внедрить в работу ДОУ современные здоровьесберегающие педагогические технологии оздоровления дошкольников.
3. Сохранять и укреплять здоровье детей.
4. Формировать привычку к здоровому образу жизни.
5. Создавать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности.
6. Прививать культурно-гигиенические навыки.
7. Развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками и чувствами.
8. Оказывать помощь семье в воспитании детей, адаптации к жизни в социуме.
Законодательно – нормативное обеспечение Программы :
• Закон «Об Образовании в Российской Федерации».
• Конвенция ООН «О правах ребёнка».
• «Семейный кодекс РФ».
• Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
• ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.)
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
• Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания».
• Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.
• Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.
• ФГОС ДО утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 115
• Устав ДОУ
Участники Программы :
• Дети ДОУ;
• Педагогический коллектив;
• Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ.
Сроки реализации Программы :
2 года: 2015-2016 учебный год, 2016-2017 учебный год.
Основные принципы программы :
• научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками)
• доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
• активности (участие педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
• сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью).
Ожидаемый результат:
1) Снижение заболеваемости воспитанников и обучающихся;
2) Сформированная мотивация на здоровый образ жизни;
3) Заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса;
4) Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов.
5) Эффективное использование предметно-развивающей здоровьесберегающей среды.
Основные направления Программы :
Профилактическое:
обеспечение благоприятного течения адаптации;
выполнение санитарно-гигиенического режима;
решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.
Организационное:
организация здоровьесберегающей среды в группе;
определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;
изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
систематическое повышение квалификации педагогов;
пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей.
Разделы Программы
1.
Укрепление материально – технической базы.
II. Работа с детьми
Полноценное питание
Система эффективного закаливания
1. Основные факторы закаливания закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей.
2. Комплекс закаливающих мероприятий соблюдение температурного режима в течение дня;
правильная организация прогулки и её длительности;
соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;
облегченная одежда для детей в детском саду;
дыхательная гимнастика после сна
3. Методы оздоровления :
ребристому коврику после сна;
дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года);
НОД на улице в течении учебного года;
хождение босиком (летом);
хождение по дорожке здоровья (летом);
закаливание «Апшероном» в течении учебного года;
релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия).
Оздоровительно - профилактическое направление
Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, психолого-педагогических, направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.
Посещение детьми спортивных кружков и секций:
Вид спорта Численность детей, занимающихся в секциях, кружках.
Всего
Баскетбол 1
Волейбол 1
Дзюдо 2
Каратэ 3
Конькобежный спорт 1
Лыжные гонки 2
Плавание 5
Спортивная гимнастика 5
Танцевальный спорт 5
Фигурное катание на коньках 2
Фитнес-аэробика 1
Футбол 3
Хоккей 3
Хоккей с мячом 1
Художественная гимнастика 3
Шашки 1
Итого: 39
Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и других, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Циклограмма здоровье сберегающих мероприятий в течении дня
Оздоровительные и здоровьесберегающие технологии, реализуемые в группе
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы Во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Воспитатели
Стретчинг Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы воспитатели
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В группе используем лишь элементы спортивных игр Воспитатели, руководитель физического воспитания
Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог
Игровой час во вторую половину дня Для всех возрастных групп, в игровых зонах
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения Все педагоги ДОУ
Гимнастика пальчиковая С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) Воспитатели
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Все педагоги
Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Все педагоги
Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, самомассаж стоп, ходьба по ребристым дощечкам Воспитатели
Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Воспитатели
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное НОД 2-3 раза в неделю в физкультурном зале.
Подготовительная группа 30 – 35 минут Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение Воспитатели
Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Воспитатели
НОД из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 мин. Подготовительная группа Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития Воспитатели
3. Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Все педагоги
Создание условий организации оздоровительных режимов для детей
упражнений для профилактики нарушений осанки, плоскостопия
упражнений на релаксацию
дыхательных упражнений
закаливающие мероприятия
сниженная температура воздуха
облегченная одежда детей
проведение спортивных праздников, развлечений, Дней, Недель здоровья
проведение НОД по образовательной области «Здоровье»
проведение с детьми оздоровительных мероприятий :
дыхательной гимнастики
релаксационных
упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки
пропаганда методов оздоровления в коллективе детей
Материально-техническое обеспечение Программы оздоровления в группе
Пути реализации:
а) Обновление материально-технической базы (Приложение) :
подбор столов и стульев для групп в соответствии с ростом детей,
приобретение спортинвентаря в группу: мячи разных размеров, массажные мячи, обручи, ленты, скакалки, кольцебросы.
б) Преобразование предметной среды:
оборудование прогулочной площадки (Приложение) :
«полосой препятствий» для развития выносливости, гимнастической стенкой и бревном, различными малыми формами для организации двигательной активности детей на свежем воздухе,
«дорожкой здоровья» для профилактики плоскостопия,
метание в цель;
сухой бассейн из шаров;
шахматный стол;
ворота для футбола.
Пополнение спортивной зоны в группе (Приложение) :
изготовление своими руками в группе мячей разных размеров,
массажных ковриков, гантелей, обручи.
оформление альбомов о спорте.
Создание представлений о здоровом образе жизни
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
привитие стойких культурно – гигиенических навыков;
обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
формирование элементарных представлений об окружающей среде;
формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения;
обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Лечебно-профилактическая работа
Осуществляет инструктор по физической культуре, воспитатели.
Она включает в себя:
физкультурные занятия;
подвижные игры и физические упражнения на улице;
хождение на лыжах;
дыхательная гимнастика после сна;
спортивные игры и соревнования;
пальчиковые упражнения для укрепления здоровья;
закаливание после дневного сна.
Летняя оздоровительная работа
Формы организации оздоровительной работы :
закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
физкультурные занятия в природных условиях (на спортивной площадке);
физкультурные досуги и развлечения;
утренняя гимнастика на воздухе;
витаминизация: соки, фрукты, ягоды.
III. Работа с родителями
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Если хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Для себя определили следующие задачи работы с родителями:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
4. Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
5. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары.
6. Просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
7. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Формы работы с родителями:
1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3. Дни открытых дверей.
4. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.
5. Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).
6. Совместные занятия для детей и родителей.
7. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (инструктора по физической культуре, медицинской сестры, ПДД, МЧС).
8. Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями используем план изучения семьи:
структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения);
основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т. п.);
стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов;
социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка;
воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.
С целью улучшения профилактической работы проведен с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
6. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
7. О питании дошкольников.
8. Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей.
9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка.
IV. Результаты работы по Программе за 2015-2016 учебный год
В данной программе подобраны и апробированы эффективные системы работы в группе, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечила комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование образовательного процесса с дошкольниками.
Анализ общего количества детей в группе переболевших и не переболевших ОРВИ и ОРЗ за учебный год
2015-2016 учебный год
май 2016 год
Не переболели ОРВИ и ОРЗ 4
Переболели ОРВИ и ОРЗ 41
Группы здоровья в группе №9 в 2015-2016 учебном году
1 группа здоровья 2 группа здоровья 3 группа здоровья 4 группа здоровья
14 11 4 -
V. План работы по Программе на 2016-2017 учебный год
1. Продолжить работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.
2. Продолжить работу по формированию привычки к здоровому образу жизни.
3. Продолжить прививать культурно-гигиенические навыки.
4. Продолжить развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками и чувствами.
5. Продолжить закаливание по методу «Апшерона».
6. Добиваться улучшения сохранения здоровья детей применяя апробированные методики по здоровьесбережению.
7. Продолжать по созданию предметно-развивающей среды в группе по здоровьесбережению.
8. Продолжать работу с родителями, социальными партнерами по здоровьесбережению.