Алла Анатольевна Голик
Проект по здоровьесбережению в первой младшей группе «По ступенькам здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема: «По ступенькам здоровья»
Тип проекта : познавательно-игровой; информационно – исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2019г. - май 2020г.)
Участники проекта : дети 1 младшей группы «Солнышко», родители, воспитатели.
Публикация «Проект по здоровьесбережению в первой младшей группе „По ступенькам здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В. А. Сухомлинский
Аннотация проекта :
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ.
Актуальность проекта
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Законы РФ N 273-ФЗ «Об образовании», N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России N 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», N 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
Установлено, что здоровье только на 7 - 8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в младшем возрасте, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка.
Цель проекта :
Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Задачи:
Для детей:
1. укреплять и охранять здоровье детей;
2. сформировать навыки здорового образа жизни;
3. формировать первоначальные простейшие представления о себе, как отдельном человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека;
4. правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям;
5. воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;
6. повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
Для родителей:
1. повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
2. способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
3. дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены.
Для педагогов:
1. установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
2. создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемы друг друга;
3. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Интегрированное взаимодействие:
В ходе проекта происходит интегрированное взаимодействие детей со сверстниками, родителями, воспитателями, развивающей средой.
Риски: непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации; слабая заинтересованность детей, связанная с индивидуальными особенностями характера и возраста.
Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали.
Риски: слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути реализации: совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
Предполагаемые результаты проекта :
для детей:
1. Повысится двигательная активность; сформируются первоначальные знания о здоровом образе жизни.
2. Привиты простейшие навыки гигиены и самообслуживания; соблюдаются элементарные правила личной гигиены.
3. Дети с удовольствием участвуют в закаливающих и профилактических мероприятиях.
4. Сформируются первоначальные основы безопасности и сохранения своего здоровья.
5. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы, проявляют творчество, активность и деятельность в работе.
6. Активизирован и обогащен словарный запас детей по теме.
для родителей:
Повышение компетентности родителей в вопросах физического воспитания и оздоровления детей и использование полученной в рамках проекта информации в домашних условиях для сохранения и укрепления здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня
Особенности методики проведения
Подвижные игры направлены на общефизическое развитие детей Как часть физкультурного занятия, на прогулке. Ежедневно
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.
В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.
Можно использовать спокойную музыку, звуки природы.
Гимнастика утренняя - это целый комплекс физических упражнений, выполнение которых после сна дает заряд энергии и позитивного настроения на целый день.
Ежедневно, утром, перед завтраком.
В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др.
Гимнастика бодрящая помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Различные варианты проведения.
Гимнастика пальчиковая для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга.
С младшего возраста в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Ежедневно
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз - улучшает кровообращение глаз, что способствует уменьшению утомляемости глаз.
Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Гимнастика корригирующая - для профилактики нарушения плоскостопия, осанки.
В различных формах физкультурно-оздоровительной работ Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Динамические паузы для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Технологии эстетической направленности
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп
Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня
Особенности методики проведения
Физкультурное занятие - основная форма организованного обучения физическим упражнениям и овладения основными видами движения.
2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин.
Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
Проблемно-игровые (игротерапия) - предполагает использование терапевтического воздействия игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы.
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Занятия из серии «Здоровье» - занятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности 1 раз в неделю Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития
Самомассаж способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
3. Коррекционные технологии.
Виды здоровьесберегающих технологий
Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения
Технологии музыкального воздействия для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Технологии воздействия цветом Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Работа проходила в процессе реализации всех образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• физическое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
1. Сбор информации. Изучение и анализ методической и периодической литературы, интернет источников по теме проекта.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта :
• Для работы над проектом созданы картотеки различных гимнастик (утренней гимнастики, пальчиковой, физкультминутки, подвижных игр в соответствии с возрастом детей).
• Подготовка стихотворений, загадок, игр, на тему здоровье, спорт, иллюстративный материал.
• Дидактические игры: «Аптечка», «Полезно – вредно», «Полезные продукты», «Что для чего»
• Демонстрационный материал по развитию речи: «Вредная или полезная привычка?», «Почему важно умываться, мыть руки, чистить зубки».
• Подготовка консультаций для родителей.
• Составление плана мероприятия по созданию здоровье сберегающих условий в первой младшей группе.
II этап. Практический.
Мероприятия по реализации проекта с детьми; Консультации, беседы, мероприятия с родителями.
III этап. Итоговый
Анализ полученных результатов. Оформление презентации по результатам проекта.
Итоговое мероприятие: Развлечение «День здоровья».
Методы и формы организации проекта.
Девиз проекта : «Здоровый образ жизни – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
№
п/п Название формы организации проекта Дата проведения
1. Утренняя гимнастика. Ежедневно
2. Закаливающие процедуры. Ежедневно
3. Воспитание культурно – гигиенических навыков. Ежедневно
4. Прогулки и игры на свежем воздухе. Ежедневно
5. Воспитание культуры поведения за столом Ежедневно
6. сентябрь
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 2 – 3 лет», «Режим дня как средство воспитания здорового ребенка»
Анкетирование для родителей «Растём здоровыми?» (Приложение 1)
Беседа с детьми «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»
Развлечения Игры с водой: «Теплая — холодная», «У солнышка в гостях» (солнечные зайчики)
7. октябрь
Консультация для родителей «Одежда детей в осенний период на прогулке»
Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков» Игровая ситуация «Научим Мишку умываться», «Покажем кукле Кате, как делаем зарядку»
Беседа с детьми «Друзья Мойдодыра» (Приложение 2)
8. ноябрь
Игровая ситуация «Изучаем части тела»
Наглядная информация «Чем занять ребёнка в выходные дни» (подборка настольных и дидактических игр и игр на свежем воздухе)
Организованная образовательная деятельность : «Кукла в гостях у ребят» (Приложение 3)
Дидактические игры «Съедобное – несъедобное», «Чей фрукт?», «Чудесный мешочек-овощи, фрукты».
9. декабрь
Игровая ситуация «Водичка, водичка умой моё личико».(Приложение)
Консультация для родителей «Прогулки на свежем воздухе и их значение для укрепления здоровья ребёнка» (Приложение)
Организованная образовательная деятельность Чтение художественной литературы: Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала» «Прогулка» (Приложение 4) Беседа с детьми «Правила личной гигиены»
Рассматривание иллюстраций, картин. «Дети моют ручки». «Дети обедают».
10. январь
Рассматривание картинок «За здоровьем в сказку» - игровое физкультурное занятие по сказке «Репка».
Консультация для родителей «Закаливание детей в домашних условия
Развлечения «Праздник мыльных пузырей».(Приложение5)
Памятка для родителей «Правила мятья рук». Чтение стихотворения Н. В Гурина «Умываемся». Игровая ситуация «Поможем кукле Оли вымыть руки».
11. февраль
Памятка для родителей «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей 2-3 лет». Беседа с детьми «Правила поведения во время еды и умывания». Чтение стихотворения К. Авдеенко «Творог-творожок».
Оформление папки-передвижки для родителей «Культура общения и поведения в детском саду». Игровая ситуация «Как мы поможем Кате собраться в гости к мишке». Чтение стихотворения Л. Лагздынь «Одевали малыша». Рассматривание материала с детьми «Вредные привычки».
Консультация для родителей «Лекарственные растения».
12. март
Рассматривание материала с детьми «Предметы личной гигиены». Д/И «Чудесный мешочек»- умение детей называть предметы личной гигиены.
Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания» Консультация «Играйте вместе с детьми»-Развивающая игра «Свет мой, зеркальце скажи». Консультация для родителей «Что такое пальчиковая игра». Игра «Моя семья», «Мы делили апельсин». Беседа о здоровье «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».(Приложение 6)
Лепка «Витаминчики». Беседа с детьми «Путешествие в страну Здоровья». Игровая ситуация «Встреча с доктором Айболитом». (Приложение)
Д/И «На приёме у врача». Чтение стихотворения В. Берестова «Больная кукла».
13. апрель
Наглядная информация «Обеспечение безопасности детей во время летних прогулок»Консультация для родителей «Культура здорового образа в семье».Развивающая ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться».Подвижные игры с детьми «Мыши и кот», «Карусель», «Найди своё место».Рассматривание материала с детьми «Виды спорта».
14. май
Оформление фотовыставки «Путешествие в страну Здоровья».
Спортивное развлечение совместно с родителями «Петрушка – Веселушка» .(Приложение 7)
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы: тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей младшего возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности.
Благодаря совместной проектной деятельности мы смогли:
• Создать здоровьесберегающую и развивающую среду, обеспечивающую комфортное пребывание ребенка в детском саду.
• Повысить компетентность родителей в вопросах физического воспитания и оздоровления детей. Обогатить уровень родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье.
• У детей сформировать первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека.
• У детей воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
• Усовершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
Использованная литература:
«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
«Тренируем пальчики-развиваем речь!» О. И. Крупенчук. Младшая группа детского сада. – СПб. : Издательский дом «Литера». 2009.-32с. :ил.
С. Н. Теплюк Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет: Мозаика-синтез; М. :; 2010г.
С. Я. Лайзане «Физическая культура для малышей». Пособие для воспитателя детского сада «Просвещение», 1978. 158с. :ил.
Е. В. Колесникова «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». Сценарии учебно-игровых занятий
2-е изд-е, испр., доп. -М. : ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).
Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад : Пособие для воспитателей дет сада/ - М. : Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
Волков Б. С., Волкова,Н. В. Психология общения в детском возрасте. - М. : Педобщество, 2003, 240с.