Приложение МААМ

Проект по здоровьесбережению в первой младшей группе «По ступенькам здоровья»

Алла Анатольевна Голик
Проект по здоровьесбережению в первой младшей группе «По ступенькам здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта

Тема: «По ступенькам здоровья»

Тип проекта : познавательно-игровой; информационно – исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2019г. - май 2020г.)

Участники проекта : дети 1 младшей группы «Солнышко», родители, воспитатели.

Публикация «Проект по здоровьесбережению в первой младшей группе „По ступенькам здоровья“» размещена в разделах

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В. А. Сухомлинский

Аннотация проекта :

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ.

Актуальность проекта

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Законы РФ N 273-ФЗ «Об образовании», N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России N 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», N 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».

Установлено, что здоровье только на 7 - 8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в младшем возрасте, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка.

Цель проекта :

Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Задачи:

Для детей:

1. укреплять и охранять здоровье детей;

2. сформировать навыки здорового образа жизни;

3. формировать первоначальные простейшие представления о себе, как отдельном человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека;

4. правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям;

5. воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;

6. повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.

Для родителей:

1. повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;

2. способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;

3. дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены.

Для педагогов:

1. установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;

2. создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемы друг друга;

3. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Интегрированное взаимодействие:

В ходе проекта происходит интегрированное взаимодействие детей со сверстниками, родителями, воспитателями, развивающей средой.

Риски: непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации; слабая заинтересованность детей, связанная с индивидуальными особенностями характера и возраста.

Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали.

Риски: слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути реализации: совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

Предполагаемые результаты проекта :

для детей:

1. Повысится двигательная активность; сформируются первоначальные знания о здоровом образе жизни.

2. Привиты простейшие навыки гигиены и самообслуживания; соблюдаются элементарные правила личной гигиены.

3. Дети с удовольствием участвуют в закаливающих и профилактических мероприятиях.

4. Сформируются первоначальные основы безопасности и сохранения своего здоровья.

5. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы, проявляют творчество, активность и деятельность в работе.

6. Активизирован и обогащен словарный запас детей по теме.

для родителей:

Повышение компетентности родителей в вопросах физического воспитания и оздоровления детей и использование полученной в рамках проекта информации в домашних условиях для сохранения и укрепления здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Подвижные игры направлены на общефизическое развитие детей Как часть физкультурного занятия, на прогулке. Ежедневно

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения

Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.

В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Можно использовать спокойную музыку, звуки природы.

Гимнастика утренняя - это целый комплекс физических упражнений, выполнение которых после сна дает заряд энергии и позитивного настроения на целый день.

Ежедневно, утром, перед завтраком.

В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др.

Гимнастика бодрящая помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Различные варианты проведения.

Гимнастика пальчиковая для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга.

С младшего возраста в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз - улучшает кровообращение глаз, что способствует уменьшению утомляемости глаз.

Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика корригирующая - для профилактики нарушения плоскостопия, осанки.

В различных формах физкультурно-оздоровительной работ Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Динамические паузы для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Физкультурное занятие - основная форма организованного обучения физическим упражнениям и овладения основными видами движения.

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Проблемно-игровые (игротерапия) - предполагает использование терапевтического воздействия игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы.

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Занятия из серии «Здоровье» - занятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности 1 раз в неделю Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Самомассаж способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

3. Коррекционные технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий

Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения

Технологии музыкального воздействия для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Технологии воздействия цветом Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Работа проходила в процессе реализации всех образовательных областей:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• физическое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

Этапы реализации проекта.

I этап. Подготовительный.

1. Сбор информации. Изучение и анализ методической и периодической литературы, интернет источников по теме проекта.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта :

• Для работы над проектом созданы картотеки различных гимнастик (утренней гимнастики, пальчиковой, физкультминутки, подвижных игр в соответствии с возрастом детей).

• Подготовка стихотворений, загадок, игр, на тему здоровье, спорт, иллюстративный материал.

Дидактические игры: «Аптечка», «Полезно – вредно», «Полезные продукты», «Что для чего»

Демонстрационный материал по развитию речи: «Вредная или полезная привычка?», «Почему важно умываться, мыть руки, чистить зубки».

• Подготовка консультаций для родителей.

• Составление плана мероприятия по созданию здоровье сберегающих условий в первой младшей группе.

II этап. Практический.

Мероприятия по реализации проекта с детьми; Консультации, беседы, мероприятия с родителями.

III этап. Итоговый

Анализ полученных результатов. Оформление презентации по результатам проекта.

Итоговое мероприятие: Развлечение «День здоровья».

Методы и формы организации проекта.

Девиз проекта : «Здоровый образ жизни – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».

п/п Название формы организации проекта Дата проведения

1. Утренняя гимнастика. Ежедневно

2. Закаливающие процедуры. Ежедневно

3. Воспитание культурно – гигиенических навыков. Ежедневно

4. Прогулки и игры на свежем воздухе. Ежедневно

5. Воспитание культуры поведения за столом Ежедневно

6. сентябрь

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 2 – 3 лет», «Режим дня как средство воспитания здорового ребенка»

Анкетирование для родителей «Растём здоровыми (Приложение 1)

Беседа с детьми «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»

Развлечения Игры с водой: «Теплая — холодная», «У солнышка в гостях» (солнечные зайчики)

7. октябрь

Консультация для родителей «Одежда детей в осенний период на прогулке»

Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков» Игровая ситуация «Научим Мишку умываться», «Покажем кукле Кате, как делаем зарядку»

Беседа с детьми «Друзья Мойдодыра» (Приложение 2)

8. ноябрь

Игровая ситуация «Изучаем части тела»

Наглядная информация «Чем занять ребёнка в выходные дни» (подборка настольных и дидактических игр и игр на свежем воздухе)

Организованная образовательная деятельность : «Кукла в гостях у ребят» (Приложение 3)

Дидактические игры «Съедобное – несъедобное», «Чей фрукт?», «Чудесный мешочек-овощи, фрукты».

9. декабрь

Игровая ситуация «Водичка, водичка умой моё личико».(Приложение)

Консультация для родителей «Прогулки на свежем воздухе и их значение для укрепления здоровья ребёнка» (Приложение)

Организованная образовательная деятельность Чтение художественной литературы: Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала» «Прогулка» (Приложение 4) Беседа с детьми «Правила личной гигиены»

Рассматривание иллюстраций, картин. «Дети моют ручки». «Дети обедают».

10. январь

Рассматривание картинок «За здоровьем в сказку» - игровое физкультурное занятие по сказке «Репка».

Консультация для родителей «Закаливание детей в домашних условия

Развлечения «Праздник мыльных пузырей».(Приложение5)

Памятка для родителей «Правила мятья рук». Чтение стихотворения Н. В Гурина «Умываемся». Игровая ситуация «Поможем кукле Оли вымыть руки».

11. февраль

Памятка для родителей «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей 2-3 лет». Беседа с детьми «Правила поведения во время еды и умывания». Чтение стихотворения К. Авдеенко «Творог-творожок».

Оформление папки-передвижки для родителей «Культура общения и поведения в детском саду». Игровая ситуация «Как мы поможем Кате собраться в гости к мишке». Чтение стихотворения Л. Лагздынь «Одевали малыша». Рассматривание материала с детьми «Вредные привычки».

Консультация для родителей «Лекарственные растения».

12. март

Рассматривание материала с детьми «Предметы личной гигиены». Д/И «Чудесный мешочек»- умение детей называть предметы личной гигиены.

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания» Консультация «Играйте вместе с детьми»-Развивающая игра «Свет мой, зеркальце скажи». Консультация для родителей «Что такое пальчиковая игра». Игра «Моя семья», «Мы делили апельсин». Беседа о здоровье «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».(Приложение 6)

Лепка «Витаминчики». Беседа с детьми «Путешествие в страну Здоровья». Игровая ситуация «Встреча с доктором Айболитом». (Приложение)

Д/И «На приёме у врача». Чтение стихотворения В. Берестова «Больная кукла».

13. апрель

Наглядная информация «Обеспечение безопасности детей во время летних прогулок»Консультация для родителей «Культура здорового образа в семье».Развивающая ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться».Подвижные игры с детьми «Мыши и кот», «Карусель», «Найди своё место».Рассматривание материала с детьми «Виды спорта».

14. май

Оформление фотовыставки «Путешествие в страну Здоровья».

Спортивное развлечение совместно с родителями «Петрушка – Веселушка» .(Приложение 7)

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы: тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей младшего возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности.

Благодаря совместной проектной деятельности мы смогли:

• Создать здоровьесберегающую и развивающую среду, обеспечивающую комфортное пребывание ребенка в детском саду.

• Повысить компетентность родителей в вопросах физического воспитания и оздоровления детей. Обогатить уровень родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье.

• У детей сформировать первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека.

• У детей воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.

• Усовершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.

Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.

Использованная литература:

«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.

«Тренируем пальчики-развиваем речь!» О. И. Крупенчук. Младшая группа детского сада. – СПб. : Издательский дом «Литера». 2009.-32с. :ил.

С. Н. Теплюк Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет: Мозаика-синтез; М. :; 2010г.

С. Я. Лайзане «Физическая культура для малышей». Пособие для воспитателя детского сада «Просвещение», 1978. 158с. :ил.

Е. В. Колесникова «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». Сценарии учебно-игровых занятий

2-е изд-е, испр., доп. -М. : ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад : Пособие для воспитателей дет сада/ - М. : Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.

Волков Б. С., Волкова,Н. В. Психология общения в детском возрасте. - М. : Педобщество, 2003, 240с.

Публикации по теме:

День здоровья в первой младшей группе в первой половине дня День здоровья в первой младшей группе в первой половине дня  «В здоровом теле здоровый дух» Цель: Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Закрепить понятие о необходимости соблюдать.

Конспект занятия по здоровьесбережению в первой младшей группе «Как помочь Топтыжке?»Конспект занятия по здоровьесбережению в первой младшей группе «Как помочь Топтыжке?» Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Дать представление о способах.

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе на неделю «Международный день здоровья»Примерное планирование воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе на неделю «Международный день здоровья» Дата: 13 апреля 2020 года День недели: понедельник Тема недели «Всемирный день здоровья» Индиви- дуальная работа Даня К. Кристина Д. Физическое.

Проект «Масленица» в первой младшей группе ПРОЕКТ " МАСЛЕНИЦА " В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Проект " Масленица " Тип проекта: Информационно - творческий. Вид проекта: групповой..

Проект «По дорогам сказок» в первой младшей группеПроект «По дорогам сказок» в первой младшей группе Проект «По дорогам сказок» в первой младшей группе Группа «Радужка» Воспитатель Фурмат Л. В. Тип проекта: Среднесрочный, познавательно.

Проект по здоровьесбережению во второй младшей группе «Будь здоров, малыш!» Информационная карта проекта Полное название проекта: «Будь здоров, малыш!» Автор: воспитатель Швыркова Ирина Владимировна. МДОУ ЦРР «Искорка».

Проект по здоровьесбережению для детей младшей разновозрастной группы ДОУ «Здоровью быть, дружок!»Проект по здоровьесбережению для детей младшей разновозрастной группы ДОУ «Здоровью быть, дружок!» «Здоровью быть, дружок!»Актуальность. Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое.

Проект по здоровьесбережению «Малыши-крепыши» в младшей группеПроект по здоровьесбережению «Малыши-крепыши» в младшей группе Проект по здоровьесбережению «Малыши-крепыши» в младшей группе «Здоровье есть высочайшее богатство человека» Гиппократ. Актуальность:.

Проект развития речи в первой младшей группе Проект «Развитие речи дошкольников» Выполнила воспитатель 1 младшей группы: Перницкая В. Г. Актуальность проекта Одним из важных.

Проект «Русская матрешка» в первой младшей группе Проект «Русская матрешка» для детей 1 младшей группы. Вид проекта: познавательный, творческий. Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по здоровьесбережению в первой младшей группе «По ступенькам здоровья»
Опубликовано: 12 мая 2020 в 13:38
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по здоровьесбережению в первой младшей группе «По ступенькам здоровья»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Анатольевна Голик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД