Анастасия Лисунова
Проект по экспериментированию «Чудеса вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Чудеса вокруг нас
Исследовательско-творческий проект в старшей и подготовительной группе «Чудеса вокруг нас»
1. Вид проекта: исследовательско – творческий.
2. Продолжительность: долгосрочный (март-декабрь 2019 г)
3. Автор проекта: Лисунова А. И.
4. Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
5. Актуальность темы:
Публикация «Проект по экспериментированию „Чудеса вокруг нас“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
6. Цель проекта: создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.
7. Задачи проекта:
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- учить объяснять наблюдаемое.
8. Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
План реализации проекта.
Подготовительный этап проекта (1-2 я неделя):
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
5. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
Основным оборудованием в уголке являются:
- Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
- Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.
- Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
- Красители: гуашь, акварельные краски и др.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывала следующие требования:
Безопасность
достаточность
доступность расположения.
Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей.
Для закрепления и систематизации знаний детей в группе подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой: сказки, стихи, разнообразные энциклопедии. В уголке размещены дидактические игры, разнообразные карты, атласы, глобус - что позволяет детям путешествовать.
В своей работе с детьми я использую следующие формы организации:
- Специально организованная образовательная деятельность;
- Совместная деятельность педагога с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей.
Провожу эксперименты индивидуальные и групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.)
По способу применения использую эксперименты демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные провожу сама, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях провожу фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
Исследовательский этап проекта.
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Виды деятельности. Название. Цель.
В мире предметов март.
Цель: уточнить и обобщить знания детей о свойствах предметов, материалов из которых они сделаны.
Опыты и эксперименты: «Плавающие и тонущие предметы», «Зачем зайчику другая шуба», «Как достать скрепку», «Волшебная рукавичка», «Заманчивый магнит», «В мире пластмассы».
Исследование «Трение – это хорошо или плохо», «Тепло делает гвоздик длиннее», «Телефон из ниток». Показать, как предметы взаимодействуют между собой. Выявить их характерные особенности и свойства.
Просмотр иллюстраций «Что из чего сделано».
Игры «Мастерская по ремонту», «Угадай, что из чего сделано», «Чудесный мешочек», «Послушай и скажи, что упало», «Тонет, не тонет и почему». Развивать мышление, наблюдательность, познавательную активность; стимулировать умение делать умозаключения.
Беседа: «Что такое звук?», «Что такое упругость?», «Что для чего?» Продолжать знакомить с разными материалами и выявлять свойства предметов.
Чтение художественной литературы. «Мечты одного магнита», «Гусиное горло», «В гостях у Карандаша и Гвоздя Гвоздовича», «О том, как деревянный мячик учился прыгать».
Аппликация и лепка
«Узоры» .Учить составлять композицию из различных мелких предметов, учитывая их клейкость и форму.
«Сказочные животные» Учить сооружать предмет из предложенных материалов, полагаясь на свою фантазию. Достигать результата, анализировать свою работу.
«Чудеса растений и природных материалов» апрель-май-июнь
Опыты. «Нужен ли корешкам воздух?» «Что выделяет растение» «Где лучше растениям расти?»,«Знакомимся с песком и глиной». Проблемная ситуация, игра «Юные кладоискатели» Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке. «Погружение предметов в мокрый и сухой песок» «Удивительный песок»
Беседа: «Солнце и растения» .Художественное творчество – рисование «Цветочный калейдоскоп» беседа «Раз цветочек, два цветочек…» Индивидуальная работа в уголке природы. Уход за растениями. аппликация «Комнатные растения», «Цветут сады» (рисование) .
НОД «Песочная страна» о свойствах мокрого и сухого песка. Беседа «Где работает песок».
Дидактическая игра «Собери букет». Подвижные игры Мы – цветы (Зарядка) Живая клумба. «Угадай дерево», «С какого дерева листок?», «Четвертый лишний», «Детки с какой ветки?» Загадывание загадок по теме «Цветы», «Растения». Пальчиковые игры. «Садовник», «В лесу». Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи». С. Есенин «Береза», «Черемуха», сказка «Вершки и корешки».
«Вода – чудо природы» сентябрь.
Игры-опыты.
«Чудесница-вода» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может растворять предметы и по- разному взаимодействовать с всевозможными веществами.
«Солёная и пресная вода.» Показать детям, как сырое яйцо взаимодействует с водой и солью в ней.
«Вода-невидимка» Продолжать знакомиться со свойствами воды.
«Рисование по мокрому листу». Показать, как краска ложится на мокрую бумагу и какой при этом получается рисунок.
Экспериментирование.
«Струя, текущая вверх» Формировать знания о том, что вода может литься в определённых конструкциях по-разному и может двигаться вверх.
«Почему не тонет металлическая пластинка» Дать представление о предметах, которые вопреки своим физическим свойствам не тонут в воде.
«Один человек вместо 2-х поршневых насосов» Формировать знания о том, какую природу за собой имеют элементарные действия человека при взаимодействии с водой.
Беседы: «Кому нужна вода», «Свойства воды». «Разрезные картинки», «На что похоже облако», «Найди отражение», «Следы», Игры – имитации: «Вода в стакане», «Можно ли «растянуть» воду?».
Аппликация и лепка.
«Красивые чашки для волшебницы-воды». Учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности.
«Бутылочки» Учить вылепливать глубокий сосуд. Проверить, удерживается ли в нём вода.
Чтение художественной литературы.
Рассказ «Как Костя не умывался», «Приключения в ванной», «Путешествие капельки» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания.
Подвижные игры: «С султанчиками и вертушками», «Водовоз», ««Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется», физкультминутки «Тихо плещется вода», Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!»; Формирование самостоятельной двигательной активности. Загадки о воде.
«Воздух –наше всё» октябрь.
Беседа «О свойствах воздуха» Продолжать знакомить детей с воздухом.
Опыты «Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух.
«Почему воздух гасит и разжигает огонь» Дать представление о том, как движение воздуха может воздействовать на огонь.
Исследование «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится.
Экспериментирование «Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух.
«Сколько весит воздух»Дать представление о том, как воздушные шары весят с воздухом и без него.
«Может ли воздух быть сильным» Показать детям, насколько сильной может быть струя воздуха.
«Послушный ветерок» Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу.
Рисование и лепка. «Воздушные шары» тренировка навыка лепки путём налепа из мелких частей. «Заколдованные краски» в процессе рисования выяснить, как цвет гуаши меняется после высыхания.
Игры «Пускание мыльных пузырей», «Подбрасывание и надувание воздушных шаров», «Игры с газовыми платками» Стимулировать двигательную активность.
Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?» «Бывает ли воздуху холодно?» «Почему мы дышим?» «Может ли быть подушка воздушной?» «Для чего нам нужен воздух» «Наблюдение за ветром» Стимулировать познавательную и речевую активность. Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку.
Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее.
«Специальное оборудование для экспериментов» декабрь.
Цель: продолжать знакомить детей с оборудованием, помогающим распознать свойства знакомых предметов, а также проанализировать их специальное предназначение. Подвести к пониманию того, как человек может эксплуатировать с элементарными предметами для открытия новых знаний.
Эксперименты: «Волшебная шкатулка», «Ветерок -волшебник», «Синематограф», «Сами создадим свет».
Занятие «Зазеркалье», «Как заставить рисунок двигаться», «Юные мультипликаторы», «Откуда берётся свет».
Беседа «Куда исчезают монетки?», «Как стать фокусником?» «Будь внимательным».
Чтение художественной литературы: Рассказ Н. Носова «Фантазёры», В. Драгунского «Бенгальские огни».Э. Успенский «Фокусник». «Мамина шкатулка».
Рисование, Лепка «В цирке», «Моё изобретение».
Конструирование: «Волшебная коробочка».
Игра с «Волшебной шкатулкой», Работа с микроскопом, Приспособлением для движения рисунков. Помочь в изучении свойств зеркала и предметов, их отражающих. Рассмотреть через микроскоп образцы тканей. Эксплуатация предметов для исследования.
Продукты проектной деятельности:
Картотека опытов и экспериментов.
Дневник наблюдений.
Фотоальбом: «Юные исследователи».
Заключение.
Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями. Дети были в большом восторге от проделанной работы.
Подведение выводов по проекту.
Расширили представления детей о мире живой и неживой природы через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями. Сформировали представление о необходимости бережного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, творческую (художественно-эстетическую) и коммуникативную.
Изучение и анализ тематической литературы, проведенная опытно экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта; развивает инициативу.
Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи) В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем.
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» Дыбина О. В. Мозаика- Синтез, 2015
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М. : АРКТИ,2008
4. Деркунская В. А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004
6. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006
7. ИвановаА. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
8. КоротковаН. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
9. Материалы Интернет-сайтов.
10. Л. Н. Прохорова 12.06.2015 Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
11. С. А. Ильич 2007 «Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников» Москва.