Ульбашева Марьям
Проект по экспериментальной деятельности с детьми РАС «Волшебная капелька»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Образовательная область : познание
Тема проекта: Ознакомление с окружающим миром
Название: «Волшебная капелька»
Тип проекта: познавательно- исследовательский
Составители проекта: воспитатели: Ульбашева М. А, Даловаа О. Х педагог- психолог: Ахметова К. А, учитель – логопед: Бориева И. Х
Срок реализации :4 месяца (январь- апрель)
Интеграция образовательных областей: чтение художественное литературы, музыка, развитие речи, художественное творчество.
Вид проекта: среднесрочный
Участники проекта: дети средней компенсирующей группы РАС, родители, воспитатели средней компенсирующей группы, педагог- психолог, учитель – логопед
Актуальность. Выбирая тему для нашего проекта, мы ориентировались на интересы, потребности детей. Одним из первых природных материалов, с которыми встречаются в повседневной жизни, является вода. Особое значение имеют игры с водой для детей с РАС, они содержат в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. Для детей, слабо владеющих речью или вообще не владеющих, ёмкость водой становится проекцией их внутреннего мира, что обеспечивает возможность организовать игровую деятельность с ними, сформировать чувство доверия, принятия и успешность. Вода способна «заземлять» отрицательная энергию, способствуя расслаблению, психоэмоциональной разрядке. Таким образом, организация всевозможных игр и манипуляций с водой не только гармонизирует взаимоотношения в паре ребёнок – взрослый, но и, в целом, облегчает процесс социализации и адаптации в обществе.
Игры с водой так же способствуют развитию ощущений, восприятия и станут первыми ступенями в познании детьми окружающего мира и как следствие, будут иметь огромное значение в процессе формирования основных психических процессов и умственного воспитания детей, расширения знаний об окружающем мире, получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.
Мы, педагоги, совместно с родителями, в доступной и игровой форме знакомим детей со свойствами этого прекрасного природного материала. Практика показывает, что перенос традиционных занятий с детьми в водную среду обеспечивает несравненно большой воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект. Нежели стандартные формы обучения. А самое главное, игры с водой делают процесс развития детей с РАС естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие.
Гипотеза: Перенос традиционных занятий с детьми в водную среду обеспечивает больший воспитательный, образовательный, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.
Цели проекта: Через различные виды деятельности дать детям элементарные представления о свойствах воды; о значении воды в жизни человека; развивать основные психические процессы, эмоционально- волевую сферу, речь.
Задачи проекта:
Образовательные
. Формирование представлений детей о значении воды в жизни человека (воспитатели)
. Формирование у детей простейших представлений о природных материалах (воспитатели)
. Формирование первоначальных умений и навыков экологической грамотности (воспитатели)
. Обогащение сенсорного опыта (педагог- психолог)
. Расширение и активизация предметного словаря (снег, дождь, вода, лёд); (учитель- логопед)
.Расширение словаря признаков (белый, холодный, прозрачный, мягкий, твёрдый, тёплый, холодный, горячий); (учитель- логопед)
. Расширение словаря действий (течёт, льётся, капает, тает, плавает);(учитель- логопед)
. Повышение воспитательной компетентности родителей, гармонизация отношений в паре ребёнок- родитель, (педагог- психолог, учитель- логопед, воспитатели)
Развивающие:
. Развитие познавательных способностей детей, познавательного интереса к миру (педагог- психолог, учитель- логопед, воспитатели)
. Развитие зрительно- моторной координации (педагог-психолог, учитель- логопед, воспитатели)
. Развитие тактильно- кинестетической чувствительности
. Развитие эмоционально- волевой сферы (педагог- психолог, учитель –логопед, воспитатели)
. Воспитательный:
. Формирование безопасного для природы и самого ребёнка поведения (воспитатели)
.Совершенствование коммуникативных навыков и умения взаимодействовать со взрослым, друг с другом (педагог – психолог, учитель- логопед, воспитатели)
. Формирование у детей эмоционально – радостного ощущения от активного участия в совместной коллективной работе (педагог – психолог, учитель- логопед, воспитатели)
. Снятие зажимов, скованности у детей (педагог–психолог)
Формы организации проекта:
Наглядные методы- наблюдения, обследование предметов и явлений окружающего мира (зрительно, тактильно, на слух) т. е организация чувственного опыта ребёнка на прогулках;
Познавательная НОД (аппликация, рисование, лепка, развитие речи)
Включение игр с водой в индивидуальные комплексные программы развития детей средней компенсирующей группы с одновременным участием двух специалистов (педагога – психолога и учителя- логопеда)
Методы работы:
- Наблюдение за ребёнком
- Использование диагностических методик
- Практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности
- Опыт с водой
-Дидактические упражнения, развивающие игры
- Сюжетно – ролевые игры
- Подвижные игры
- Релаксационные игры
- Пальчиковые игры
- Динамические паузы
- Чтение художественной литературы по теме
- Беседы
-Аудиозаписи «Звуки воды в природе», «, «Музыкальный дождь», «Шум моря»,«Звонкий ручей»
Виды деятельности:
- Речевая
- Игровая
- Трудовая
- Музыкальная
- Творческая
- Изобразительная
- Продуктивная
- Поисково- исследовательская
- Просветительская
- Ознакомление с художественной литературой
- Ознакомление с окружающим миром
- Развитие коммуникативных способностей
Ожидаемый результат:
. Формирование элементарных представлений о свойствах, культурно – гигиенических навыков, воды в жизни человека
значение
.Формирование познавательных способностей в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой
- Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе
- Развитие тактильно- кинестетическая чувствительности
-Воспитание у детей навыков совместного взаимодействия (получения удовольствия от работы выполненной в коллективе)
-Развитие эмоциональной сферы детей, любознательности и устойчивости интереса во всех видах деятельности
- Преодоление речевого негативизма, расширение и активизация словарного запаса
- Повышение компетентности родителей в вопросах обучениях, воспитания детей
- Реализация проекта по этапам
Продукты проекта:
Рисунки детей на тему «Вода»
Дидактические игры: «Собери картинку» (подводный мир, «Что изменилось», «Лужи и дождь», «Собери цепочку в море»
Плакаты «Где живёт вода», «Кто живёт в воде»
Экспериментальный уголок (картинки о закаливании водой, приборы для опытов, художественная литература, материал для игр с водой)
Дидактическое пособие «Кто живёт в воде»
Схема «Как лёд, снег превращаются вводу»
Принципы реализации проекта:
. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей
. Интеграция
. Совместная работа педагогов
Совместная работа с родителями
Этапы реализации проекта:
1этап: Подготовительный (январь)
Изучение уровня знаний и представлений детей, речи (см. Приложение№1 «Мониторинг уровня знаний и представлений детей, речи»
Диагностика эмоционально- волевой сферы детей (см. Приложения№2 «Мониторинг эмоционально – волевой сферы детей»)
Определение проблемы
Выбор цели
Определение задач
Составление плана деятельности
Подбор источников информации
Разработка анкеты для родителей направленной на выявление особенностей воспитания ребёнка в семье, его склонностей, интересов (см. Приложения№3Анкета для родителей)
Беседы с детьми о воде и значении воды в жизни человека, растений, животных
Чтение рассказов, стихов о воде
Рассматривание картин, иллюстрации по теме проекта
Информирование родителей по теме проекта, участие родителей в сборе необходимого оборудования для опыта с водой (баночки, стаканчики, трубочки, камешки, ракушки, лодочки, набор резиновых и пластмассовых игрушек, формочки для льда, материалы для игр с водой и мыльной пеной, красители (гуашь, акварельные краски, картинки «Раскрась водой», заводные игрушки.
Сюжетно – ролевые игры «Купание куклы», «Стирка белья», «Мы готовим обед»
Ежедневные наблюдения в природе
2 этап: Основной (февраль, март, апрель
Совместная
деятельность педагогов и детей
Деятельность
педагогов
Деятельность
родителей
НОД. Ознакомление с окружающим миром на тему: Вода и её значение для живых существ
НОД. Ознакомление с окружающим миром на темы: «Зима. Снег, сосульки»
«Весна. Кораблик»
(см. Прил. №1 «НОД. Ознакомление с окружающим миром»
Художественное творчество. Рисование
««Открываем колпачки, пузыри», «Сосульки», «Рыбки плавают в водице»,
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»
Чтение рассказов о воде, стихов, отгадывание загадок (см. Прил. №4 «Художественная литература»
Дидактические игры:
«Куда спряталась вода», «Парные картинки», «Лужи и дождик» (см. Прил. №5 «Дидактические игры»
Игры с водой:
«Водичка», «Ледяные кораблики», «Подводная лодка»,
«Пенное море», «Мыльные пузыри», «Тонет- не тонет»,
«Поймай утёнка».
Игры с красками:
«Цветной лёд»,
«Подводные сокровища»,«Тучки»
«Волшебная вода»,
«Волшебные огоньки»
Подвижная игра:
«Ходят Капельки по кругу» (см. Прил. №9 «Игры с водой»)
Опыты с водой:
«Вода прозрачная»,
«У воды нет вкуса»,
«У воды нет запаха»,
«Лёд- это замершая вода»,
«Холодная, тёплая, горячая»,
«Лёд в тепле тает»
(см. Прил. №7 «Опыты с водой»)
Пальчиковые игры:
«Ладошки»
«Рыбки»
«Кораблики»,
«Осьминожки»
(см. Прил. №8
«Пальчиковые игры»
Динамические паузы:
«Льётся чистая водица»
«Море волнуется раз»
«Как приятно в лодке» (см. Прил№6
«Динамические паузы»
Проводят с детьми опыты с водой, игры с водой
Развитие речи (расширение и активизация предметного словаря, словаря признаков, словаря действий
Разучивание стихов о воде, беседы.
Создание плакатов о воде, изготовление дидактических игр
Анкетирование родителей
Консультация для родителей по темам: «Многогранные возможности игр с водой с детьми с РАС», «Игры с водой дома»
Совместная игровая деятельность педагог- ребёнок, направленная на сенсорное развитие, снятие эмоционального дискомфорта и напряжения, тревожности
Познавательно-
Исследовательская деятельность, практические опыты с водой
Занятие начинается и заканчивается пальчиковой игрой
Родители с детьми проводят простейшие опыты с водой
Совместно с педагогами создание фотоматериалов проекта,
Участие родителей в образовательном процессе детей в Центре
Заполнение анкеты направленной на выявление особенностей воспитания ребёнка в семье, его склонностей, интересов
Участие в сборе необходимого оборудования для опытов с водой
(баночки, стаканчики, трубочки, камешки, ракушки, лодочки и т. д)
3 этап: Заключительный (апрель)
1. Итоговый мониторинг:
-представление детей о воде.
-приобретение речевых умений, навыков.
-эмоционально-волевой сферы.
2. Закрашивание раскрасок водой.
3. Беседы о воде с целью закреплений, знаний.
4. Рисование " Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет ".
5. Рассматривание плакатов, дидактических схем, пособий о воде".