Оксана Аничкина
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Облака — белогривые лошадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала: данный проект направлен на ознакомление дошкольников об объекте неживой природы - облаках : внешнем виде, свойствах, природе происхождения и влиянии облаков на изменения погоды. Материал предназначен педагогам дошкольного образования, а так же родителям, заинтересованным в воспитании и образовании своих детей. В ходе исследовательской деятельности была изучена литература, интернет ресурсы по данной теме, проведены опыты и наблюдения, сделаны выводы. Также в процессе проекта создано наглядное пособие об облаках.
Публикация «Проект по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы „Облака — белогривые лошадки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Облака
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Погода и природные явления
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта : изучение природы облаков и выявление причин, которые влияют на перемещение облаков в пространстве.
Задачи проекта :
1. Формировать представление детей о природе происхождения облаков и их основных характеристиках: форме, цвете, величине и высоте.
2. Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи при взаимодействии явлений и объектов неживой природы.
3. Продолжать развивать умение отображать объекты живой и неживой природы, и выражать своё к ним отношение в изобразительной деятельности.
4. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
5. Развивать связную речь детей : побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью – доказательством.
6. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.
7. Воспитывать уважение и любовь к природному мир, бережное отношение к ней.
8. Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
Тип проекта : групповой, информационный, творческий.
Срок реализации – краткосрочный 15.06.20г. – 28.08.20г.
Участники проекта – педагоги, дети старшей группы, родители.
Актуальность:
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
В природе всё взаимосвязано: люди, растения, животные, почва, реки, воздух и вода. Всё находится в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой и наоборот. Но у человека связь с неживой природой ещё сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, чистой питьевой воде. Поэтому именно поисково-познавательной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно - следственных родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о неживой природе.
Таким образом, поисково-познавательная деятельность будет способствовать развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения. Делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщить собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей.
Проблема: в силу своих возрастных особенностей дети очень редко смотрят вверх, поэтому небо и всё, что связано с ним, привлекают их внимание гораздо реже. Но, всё же однажды увидев облака, дети начинают интересоваться тем, что это и из чего это сделано. Важно не пропустить этот момент, т. к. он является наиболее благоприятным для того, чтобы вовлечь детей в процесс сбора и получения новых знаний об интересующем объекте, расширения детского кругозора, а также размышлений над полученными знаниями и умением делать из них простые выводы.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение и углубление знаний детей об объектах неживой природы.
2. Повышение интереса детей к познанию окружающего мира.
3. Развитие таких качеств, как наблюдательность, инициативность и самостоятельность.
Методы и технологии реализации проекта : метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Для реализации проекта используются следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности :
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Фронтальные занятия.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
Предполагаемые результаты:
Для детей :
расширение и углубление знаний детей об объектах неживой природы;
формирование познавательной активности и интереса, самостоятельности, креативности, инициативы;
улучшение речевого развития;
обогащение предметно – развивающей среды в группе.
Для педагогов:
обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию;
повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми;
пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.
Для родителей:
успешное взаимодействие со своими детьми;
повышение психолого-педагогических компетенций.
Этапы проекта :
1 этап - подготовительный:
• выявление первоначальных знаний об облаках;
• разработка структуры и содержания проекта;
• подбор методической литературы;
• подготовка дидактического материала и оборудования для экспериментальной деятельности;
• диагностика;
• отображение цели и задач проекта.
2 этап – основной (реализация проекта) :
• беседы с детьми
• цикл наблюдений за облаками
• рассказы педагога
• чтение художественной литературы
• проведение дидактических игр
• опытно-исследовательская деятельность
• изготовление альбома
• ИЗО деятельности
• рассматривание картин, иллюстраций
3 этап - заключительный:
• обработка результатов по реализации проекта
• выставка поделок и рисунков
• создание альбома-книги сказок, стихов, рассказов, придуманных родителями с детьми «Расскажи об облаках»
• фотовыставка «Удивительные облака»
• диагностика (результативно - сравнительный анализ).
Календарный план реализации проекта.
Дата проведения Мероприятия проекта Задачи, реализуемые
в ходе мероприятия Работа с родителями
Наблюдение за облаками в солнечную погоду. Закреплять знания о небе и явлениях неживой природы. Развивать чувство красоты по отношению к неживой природе. Привлечение родителей к совместному наблюдению с детьми за небом и облаками.
15.06 – 19.06
Мимическая гимнастика
«Облака» Развитие воображения, выразительных движений.
22.06 – 26.06 Наблюдение за движением облаков в ветреную погоду. Закрепить представления дошкольников о природных явлениях, знания детей об облаках.
Подвижная игра «Дождик, дождик – пуще» Развивать эстетическое отношение к миру, развивать чувство ритма; побуждать к пляске. Учить отзываться на контрастное настроение в музыке; пересказывать знакомую сказку.
29.06 – 03.07 Беседа на тему
«Для чего нужны облака» Формировать представление детей о природе происхождения облаков и их основных характеристиках: форме, цвете, величине и высоте.
Опыт №1
«Вода способна испарятся» Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать.
06.07 – 10.07
Рассматривание фотоальбома
«В нашем небе облака» Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи при взаимодействии явлений и объектов неживой природы. Консультация для родителей «Совместные наблюдения с ребёнком»
Прослушивание песни «Облака – белогривые лошадки» Развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.
13.07 – 17.07 Беседа на тему
«Из чего состоят облака» Продолжать знакомить детей с образованием облаков
Опыт №2
«Облако в банке» Продолжать знакомить детей с различными состояниями вещества (вода, пар, со свойствами воды, с причинно – следственными связями.
20.07 – 24.07 Просмотр презентации «Круговорот воды в природе» Дать детям первоначальное представление о круговороте воды в природе. Создание фотовыставки «Удивительные облака»
Сюжетно – ролевая игра «Метеорологи» Расширить знания детей о профессиях связанных с исследованием погоды.
27.7 – 31.07 Беседа
«Такие разные облака» Научить детей видеть прекрасное в окружающем мире.
Рисование манной крупой
«Такие разные облака» Продолжать развивать умение отображать объекты живой и неживой природы, и выражать своё к ним отношение в изобразительной деятельности.
03.08 – 07.08 Чтение художественной литературы
О. Сидоренко «Сказка об облаках» Развивать речевое общение, формировать предпосылки грамотности, делового разговора. Привлечение родителей к оформлению папки – передвижки
«Наше облачко»
Дидактическая игра «На что похоже это облако?» Воспитывать у детей любознательность, наблюдательность и интерес к происходящим в природе явлениям.
10.08 – 14.08 Инсценировка рассказа «Облака – подружки» Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.
Лепка
«Небо в облаках» Развитие опыта и творческой деятельности в создании работы.
17.08 – 21.08
Чтение художественной литературы
И. Никитин
«Как Небо собиралось в гости к Земле» Формирование у дошкольников интереса к чтению.
24.08 – 28.8 Мини-викторина «Что мы знаем о небе и облаках» Закреплять и систематизировать знания детей о небе и облаках.
Итоги проекта :
В ходе проекта дети узнали много нового и интересного об объектах неживой природы, открыли для себя такие понятия, как небо и облака. Проект помог поднять на новый уровень интерес детей к природе и природным явлениям, которые они наблюдают в повседневной жизни. Кроме того, активное участие в проекте родителей, способствовало дальнейшему развитию и укреплению позитивных взаимоотношений между ними и ДОУ, а также улучшило взаимопонимание родителей и детей.