ирина качинская
Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие в мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать.
Введение.
Кто питается травою,
Кто пыльцу с цветка снимает,
Кто коренья поедает.
Кто-то кровь употребляет,
Кто-то фрукты поглощает,
В общем разные бывают,
Публикация «Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе „Путешествие в мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Актуальность темы:
Насекомые являются одними из древнейших представителей животного мира нашей планеты. Они появились раньше, чем звери, птицы, рыбы. К тому же, насекомые – самые многочисленнее обитатели нашей земли. Существует около 5 000 разновидностей стрекоз, 20 000 кузнечиков, 170 000 бабочек и моли, 120 000 мух, 360 000 жуков, и 110 000 пчел, ос и разновидностей муравьев, описанных до настоящего времени. Активно участвуя в круговороте веществ, насекомые играют глобальную планетарную роль в природе.
Человек в своей повседневной жизни и практической деятельности постоянно сталкивается с различными насекомыми. Одни из них имеют для него положительное, а другие отрицательное значение.
Любому человеку с детства известны такие типы насекомых как бабочки, пчелы, жуки, мухи, комары и многие другие. Каждый ребенок сталкивается с ними, выходя впервые в сад на прогулку. Пожалуй, это первые представители дикой природы, с которыми встречается в своей жизни малыш. Структура насекомого очень интересна маленькому ребенку, так как она разделена на три заметные части: голова, брюшко и грудь.
Каждое насекомое имеет три пары ног и одну, а иногда две пары крыльев. Также всем насекомым свойственны усики на голове, которые выполняют у них функции органов чувств.
Жизнь насекомых очень разнообразна и увлекательна для наблюдения, особенно приятно смотреть за такими насекомыми как пчелы и муравьи, деятельность которых, к тому же, являются полезной для человека.
Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно - они насекомые.
Актуальность проекта : Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому дошкольное учреждение занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.
Главная задача экологического образования дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.
Цель проекта.
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Путешествие в мир насекомых».
Образовательная область: экологическое воспитание.
Задачи проекта.
1. Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к живому.
2. Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности.
3. Обучающие: Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, паук, пчела, кузнечик, божья коровка их строении, способах передвижения.
Вид проекта : познавательно — исследовательский
Продолжительность проекта : долгосрочный, с 01.06 по 30.08.2016 г.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Продуктом проекта является (презентация).
Предполагаемый результат:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
2. Различают и называют насекомых : бабочку, муравья, паука, пчелу, кузнечика, божью коровку.
3. Будут знать о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
4. Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
7. Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разных насекомых.
8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный :.
• Разработка проекта
• Подбор литературных произведений о насекомых
• Изготовление презентации «Наши соседи насекомые»
• поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме "Насекомые",
• Подбор и изготовление материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности
• Подбор музыкальных произведений по теме
• Составление плана основного этапа.
•Презентация для детей «Наши соседи насекомые»
2. Основной (практический) этап:
Образовательные области :
Познавательное развитие:
Знакомство с пчелой.
1) Художественное слово, загадки, чтение сказки Павлова «Находка»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пчеле
2) Рассматривание энциклопедий, журналов
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых
3) Беседа: «"Увлекательное путешествие в мир насекомых";
Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме
Знакомство с бабочкой
1) Художественное слово, загадки о бабочке
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке
2) Рассматривание энциклопедий, журналов
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых
3) Беседа с детьми "Любопытные факты из мира насекомых. " (о бабочке)
Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки
4 Наблюдение на прогулках за бабочкой;
Знакомство с муравьем
1)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье
2)Поиск муравейника
Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников
Знакомство с комаром
1)Художественное слово, загадки о комаре, чтение сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о комаре
2)Рассказ комара о том откуда он прилетел (книга Ю. Дмитриева «Календарь зеленых чисел»)
Знакомство с божьей коровкой
1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке
2)Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?»
Цель: познакомить детей с видами божьих коровок.
3) Беседа "Во соду ли в огороде. "
Знакомство с комаром
Беседа: «Знакомство с пауком»
Наблюдение за пауком.
Лепка «Паучок на паутине» из пластилина.
Художественно-эстетическое развитие:
1 Рисование сотовых ячеек по шаблонам
Цель: развивать точность движения и мелкую моторику2 Раскрашивание контуров насекомых;
2Аппликация: "Божья коровка" Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе
3 Украшение бабочками на участке.
Цель: вызвать желание украсить участок для всех.
4 Рисование «Кто помог муравьишке добраться домой»
Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых
5 Аппликация «Божья коровка»
Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе
6 Оригами: "Бабочка";
7 Ручной труд «Кузнечик из бросового материала» Цель: развивать конструктивные умения, мелкую моторику пальцев.
Речевое развитие:
1Чтение произведений К. Чуковского "Муха-цокотуха", "Тараканище";
2 В. Бианки "Муравейник зашевелился";
3 Составление сравнительных характеристик насекомых (бабочки и жука, мухи и пчелы);
2 Пересказ рассказа В. Бианки "Муравейник зашевелился";
3 Заучивание стихотворения Н. Павловой "Бабочка";
4 Конкурс загадок и отгадок о насекомых;
5 Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», песен о божьей коровке
Цель: развитие музыкального слуха.
Физическое развитие
1. П/игра «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
2. П/игра «Пчелы и медведь» (развитие физических качеств, двигательной активности) (см. картотеку).
3. П/игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).
4. П/игра «Проймай комара». (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).
5. П/игра «Поймай бабочку» (развитие физических качеств).
6. Психогимнастика «Бабочка и цыплята» (развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности)
7. Упражнение «Комарики» (формировать правильное носовое дыхание).
Дидактические игры
1 «Кто где живёт?»;
2 «Подбери признак»;
3 «Закончи предложение»
4 «Медведь и пчёлы»
5 «Угости насекомое»
6 «Узнай, чьё крылышко»
7 ««Бывает – не бывает»»
Настольные игры:
«Лото», «Божьи коровки», «Паучок», "Парные картинки", "Домино";
Работа с родителями по проекту
- изготовление атрибутов к проекту «Путешествие в мир насекомых»
- Оказание помощи в подборе журналов, художественной литературе, дидактических игр.
- Консультация родителей «Значение насекомых в природе».
«Первая помощь при укусах насекомых».
3. Заключительный этап:
- подведение итогов реализации проекта;
- оформление альбома о насекомых;
- оформление выставки детских работ;
- выставка совместного творчества детей и родителей из природного и бросового материала "Мир насекомых"
-Создание презентации проекта.
Результативный этап
В ходе проекта.
У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-2 названия насекомых то к концу – более 5. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.
Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:
• познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
• дети готовы охранять и защищать насекомых;
• у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.