Александра Власова
Проект по экологическому воспитанию «Тропинки в чудесный мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Тропинка в чудесный мир природы»
Познавательно – исследовательский
(возраст 5-6 лет)
Срок реализации проекта - 1 год
Краткая аннотация проекта
«Любовь к природе, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства»
И. Соколов-Микитов
В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете. Это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Тропинки в чудесный мир природы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Так как экологическое воспитание в наши дни носит актуальный характер в развитии детей дошкольного возраста, нами было принято решение провести анализ имеющихся знаний у детей о мире природы, а также условий для их получения и применения. В результате анализа выявлено, что воспитанники имеют недостаточный уровень знаний и умений о природном и социальном мире, недостаточное обеспечение условий для формирования экологической культуры детей в различных видах детской деятельности. Поэтому и возникла необходимость создания и реализации проекта «Тропинка в чудесный мир природы».
Цель проекта : формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры посредством обогащения развивающего пространства.
Задачи:
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей фонетическое восприятие, воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
• Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
Данный проект - долгосрочный (рассчитан на 1 год). Он носит комплексный характер. Реализация проекта осуществлялась воспитателями и музыкальным руководителем.
Проект содержит три этапа реализации:
1. Подготовительный – определение проблемы, постановка цели и задач, составление перспективного плана, оповещение родителей о предстоящем проекте, оформление уголка экспериментирования необходимым оборудованием, подбор иллюстративного материала по теме, художественных произведений для чтения, комплекса игр, песен, музыки и т. д.
2. Организационный – реализация перспективного плана посредством бесед, игр, упражнений, наблюдений, экскурсий, научно – практических конференций, экспериментирования, праздников и развлечений. Перспективный план включает в себя три блока: ознакомление с миром растений, ознакомление с миром животных, ознакомление с неживой природой.
3. Заключительный – обработка результатов по реализации проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Педагоги:
- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- пополнится развивающая среда в группе;
- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Дети:
- у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- у детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
- дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Родители:
- у родителей повысится уровень экологических знаний;
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Продукты реализации проекта :
1. Картотеки экологических песен, игр, сказок;
2. Альбомы краснокнижных животных и растений, в том числе родного края.
3. Создание экологического мини-музея.
4. Макеты особо охраняемых территорий Республики Бурятия.
5. Пополнение опытно – экспериментальной лаборатории оборудованием и материалами.
6. Организована экологическая тропа и метеоплощадка на участке ДОУ.
7. Экологизация развивающего пространства.
Методический паспорт проекта
Наименование проекта «Тропинка в чудесный мир природы»
Авторы проекта Власова Александра Васильевна,
воспитатель, I – квалификационная категория,
Чуркина Валентина Петровна,
воспитатель, I – квалификационная категория
Савельева Татьяна Ивановна,
музыкальный руководитель, высшая – квалификационная категория
Участники Педагоги, дети дошкольного возраста
(5-6 лет, родители.
Вид проекта Долгосрочный,
познавательно-исследовательский.
Срок реализации 1 год
Содержание:
1. Введение….
2. Актуальность….
3. План реализации проекта….
4. Список литературы….
Приложения…
Введение
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Основным доказательством, регламентирующим содержанием педагогического процесса в ДОУ являются программа обучения и воспитания, а так же парциальные программы, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Министерством образования одобрены ряд парциальных программ, которые направлены на формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Все программы ориентированы на новую Концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой заложены личностно-ориентированная модель воспитания и индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественно - эстетических способностей ребенка.
Экологическая проблема занимает одно из ведущих мест среди проблем современности. Резкое обострение экологической обстановки, наметившееся в последние десятилетия в России, делает насущно необходимой работу по экологическому образованию всего населения и в первую очередь дошкольников, как начальное звено в экологическом образовании. ФГОС ДО выдвигает требования к экологическому образованию как на федеральном, так и на региональном уровне.
Актуальность проекта
Заявленная нами тема проекта актуальна в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, так как способствует созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
Проект «Тропинка в чудесный мир природы» направлен на формирование экологической культуры дошкольников посредством обогащения развивающего пространства. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным для детей, целесообразно использовать средства музыкального воспитания. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель проекта : формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры посредством обогащения развивающего пространства.
Задачи:
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей фонетическое восприятие, воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
• Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
Ожидаемые результаты:
Педагоги:
- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- пополнится развивающая среда в группе;
- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Дети:
- у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- у детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
- дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Родители:
- у родителей повысится уровень экологических знаний;
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Продукты реализации проекта :
1. Картотеки экологических песен, игр, сказок;
2. Альбомы краснокнижных животных и растений, в том числе родного края.
3. Создание экологического мини-музея.
4. Макеты особо охраняемых территорий Республики Бурятия.
5. Пополнение опытно – экспериментальной лаборатории оборудованием и материалами.
6. Организована экологическая тропа и метеоплощадка на участке ДОУ.
7. Экологизация развивающего пространства.