КРИСТИНА САИДОВА
Краткосрочный проект по экологическому воспитанию «Деревья — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Деревья — наши друзья
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №68 комбинированного вида
Краткосрочный проект по экологическому воспитанию
"Деревья-наши друзья"
Автор проекта : Саидова К. А.
Владикавказ 2018 г.
Паспорт проекта
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников;
Специалисты ДОУ: музыкальный руководитель.
Публикация «Краткосрочный проект по экологическому воспитанию „Деревья — наши друзья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Направление проекта : экологическое воспитание
Тип проекта :
• по количеству участников – коллективный
• по продолжительности – краткосрочный (2 недели)
• по содержанию — познавательно – исследовательский.
Интегрируемые образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие;
-Познавательное развитие;
-Речевое развитие;
-Художественно-эстетическое развитие
Актуальность: Каждый из нас является неотъемлемой частью природы. А ведь нас окружает множество живых существ и деревья, которые, как и люди тоже живут, дышат, растут, работают. Их работа в природе важнее и нужнее всего, потому что из углекислого газа выделяют кислород только растения. А еще деревья в лесу дают пищу и кров насекомым и животным. Деревья, как и люди, тоже хотят жить. А люди бездумно рубят деревья, не ощущая их боли, не слыша их мольбы, о пощаде.
Актуальность состоит в том, чтобы донести до детей что деревья тоже живые существа и когда ломают ветки они испытывают такую же боль, как и люди. В игре можно использовать ветки которые лежат на земле, т. е. сухие. Осознанно-правильное отношение к природе вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями, в том числе и на участке детского сада. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если он систематически знакомится с разнообразием деревьев, которые его окружает, демонстрирует его связь со средой обитания. Необходимо вдумчиво относиться ко всему
Что такое ДЕРЕВО? Дерево - живое, доброе существо, похожее на человека. Руки - веточки, туловище - ствол, ноги - корни. У дерева тоже есть кровь, это сок, который движется по стволу. Дерево умеет «разговаривать» - шелест листьев, удары веток друг о друга на ветру. Есть душа - это птицы, животные, насекомые, которые живут на дереве. Дерево нас радует цветением, угощает плодами. Деревья - это главные помощники человека, также оно символизирует семью (предки, родители, дети). Деревья, как дети, которых тоже нужно кормить, поить, заботиться о них, разговаривать с ними и главное любить, что дано матушкой природой!
Цель проекта : уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев. Познакомить с деревьями
Задачи:
1. Познакомить с названиями деревьев, с их ролью в жизни людей.
2. Познакомить с лиственными и хвойными деревьями нашего края.
3. Познакомить со строением деревьев и кустарников.
4. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей в игровой деятельности.
5. Различать названия деревьев, растущих на участке.
6. Привлечение родителей к совместным наблюдениям с детьми и разучиванию загадок
Предмет исследования
Процесс включения семьи и детей при ознакомлении детей с деревьями, как средство воспитания любви к природе.
Технологическая карта проекта
• Теоретическая значимость проекта : систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о деревьях (особенности строения, произрастания).
• Практическая значимость проекта : формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, развитие творческих способностей детей
Этапы реализации проекта
• I. Подготовительный этап:
– Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– Подбор методической литературы для реализации проекта;
–Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
• II. Основной этап:
- Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели.
- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
• III. Заключительный этап
Подведение итогов проекта
Предполагаемые результаты
Воспитанник будет Знать :
• правила поведения в природе;
• деревья и их характерные признаки, какую пользу приносят людям
Иметь представление:
• о деревьях родного края (лиственных и хвойных)
• о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе;
• об охране природы;
• о наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы;
• о значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
Уметь:
• выполнять правила поведения на природе;
• оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков);
• изготовление поделок и панно из собранного природного материала
Предварительная работа:
- подбор иллюстративного материала по теме;
-подбор литературы по теме;
-подбор дидактических игр по экологии;
-оформление уголка «Мир деревьев» в группе;
-наблюдение в природе на прогулке
-беседы,
Сотрудничество с семьё й:
- консультация с родителями о проекте «Деревья нашего сада»;
- создание папки-передвижки для родителей «Красота осени»;
- сбор листьев для гербария;
- экскурсии по территории детского сада, рассматривание листьев на деревьях, сравнивание друг с другом, похожи или нет;
- подбор книг, иллюстраций по данной теме;
-праздник «Золотая осень».
Продукт проектной деятельности : картотека игр по теме, конспекты занятий, выставка поделок из природного материала родителей с детьми
В группе создан уголок природы. В нем собран: материал для экспериментирования, познавательная литература, схемы (дерево, кустарник, цветы, дидактические игры, предметные картинки на экологическую тематику
Наглядно – дидактический материал
Дидактические игры
• 1.«Такой листок лети ко мне».
• Цель: Найти предметы по сходству.
• 3.«Найди, о чем расскажу».
• Цель: Найти предметы по перечисленным признакам.
• 4.«Найди листок, как на дереве»
• Цель: Найти часть по целому.
• 5.«Найди дерево по описанию»
• Цель: Найти предмет по описанию
• 7. «Что лишнее».
Дидактическая игра «Экологическая лесенка»
• Цеди: закрепить представление детей о деревьях, кустарниках и травах и цветах (название, строение и польза для людей)
Картотеки по теме
• Были созданы педагогами картотеки:
- Картотека загадок о деревьях.
- Картотека стихотворений о деревьях, кустарниках и травах.
- Картотека произведений художественной литературы по теме.
- Картотека бесед и сказок по теме «Деревья и кустарники».
- Картотека прогулок (наблюдения, подвижные игры, труд на участке детского сада)
Познавательное развитие
1. Беседы с детьми:
• - «Здравствуй, дерево!»;
• - «Какие деревья растут на участке»;
• - «Как деревья помогают человеку»;
• - «Как появляются деревья»;
• - «Почему нужно беречь и охранять деревья»;
• - «Как сберечь деревья?»
2. НОД (см. приложение)
«В гости к Лесовичку»
«Деревья – какие они» Лиственные, хвойные
Опытно-экспериментальная деятельность:
• Опыт 1 «Сравнение коры разных деревьев;
• Опыт 2 «С какой ветки эти детки?»
Речевое развитие
2. Составление рассказа о дереве по предложенной схеме мнемотаблица
Ознакомление детей с художественной литературой
• Чтение: И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель»,
• А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»;
• С. М. Прошин «Деревья – наши друзья»
• Шорыгина «Деревья какие они»
• Ушинский «Спор деревьев» пересказ сказки
• заучивание: П. Воронько «Калина».
• И. Токмакова «Дуб», «Сосны»
Отгадывание загадок по теме «Лиственные деревья», «Хвойные деревья».
Презентация видеоролика детьми (диск прилагается)
«Деревья - наши друзья».
Они рассказывали почему выбрали именно это дерево, чем оно им понравилось.
Дети знакомили сверстников с особенностями жизни, выбранных ими деревьев.
Каждый ребенок представил рассказ о любимом дереве.
Художественно – эстетическое развитие
• Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года :
-И. Э. Грабарь «Рябинка»,
- С. М. Эдгаров «Осень в лесу»
- И. И. Шишкин «В сосновом бору»,
- И. Левитан «Золотая осень».
- И. И. Шишкин «Дубовая роща»
и беседы по их содержанию;
Художественно – эстетическое развитие
• Прослушивание:
-запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом
сопровождении:
- Е. Кочеткова «Дерево»,
Художественно – эстетическое развитие
• Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:
- рисование на тему «Дерево»;
«Листья потерялись», «Дерево дружбы»
- аппликация обрыванием «Деревья осенью»;
- декоративная лепка «Осеннее дерево», «Гроздь рябины спелой»,
Коллективная работа: «Чудо-дерево».
Прогулка
• Проводились наблюдения за березкой, липой, кленом.
ёлкой, сосною.
• Дети играли в подвижные игры «Раз, два, три к дереву беги!»
• Составляли рассказы о своем любимом дереве.
• Помогали воспитателю убирать на участке листву
Дидактическая игра «Раз два три к дереву беги»
Работа с музыкальным руководителем
Праздник «Осень в гости к нам пришла»
Работа с родителями
• Консультация по теме «Как знакомить детей с деревом».
• Предложить родителям вместе с ребенком дома продумать и оформить небольшой видеоролик «Мое любимое дерево»
• Проконсультировать родителей как составить рассказ о дереве.
• Чтение художественной литературы с ребенком дома по теме проекта.
• Поделки из природного материала
Вывод:
• Проект способствовал расширению представлений детей и родителей о деревьях, повышению у них познавательного интереса.
Перспективы на будущее:
- продолжать изучать природу, растения и деревья родного края;
- познакомить с самыми необычными представителями растительного мира, которые встречаются на планете «Земля»