Анна Острикова
Проект по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство детей с деревьями, растущими на участке детского сада»
Филиал МАДОУ
ДС «Загадка»Дети Арктики»
Остриковой Анны Николаевны.
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все – по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У Природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород, Весь большой лесной народ.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Учат крепкой дружбе.
Ведущая идея:
-Развитие осознанного отношения к природе, формирование основ экологической культуры, всестороннее развитие личности ребенка.
Концепция:
- Создание оптимальных условий для организации экологического воспитания детей.
- Развитие познавательной активности детей, формирование любви к природе, приобщение к красоте природы, к бережному отношению – ведь именно дошкольный возраст является благоприятным в формировании начал экологической культуры;
- раскрытие творческого потенциала ребенка – ключ к освоению экологической культуры;
- Развитие у детей внимания, наблюдательность, мышления и воображения, представления о взаимосвязях в окружающей среде;
I Работа сдетьми:
- Перспективное планирование (средняя группа)
- Диагностические карты
- Конспект комплексного занятия для детей средней группы «Знакомство с яблоней»
- Конспект интегрированного занятия «Осенний листок» (средняя группа)
- Конспект занятий на экологической тропе : «Травушка-муравушка» «Рябина и рябинка-это один вид растений» (средняя группа)
- Конспект занятий по трудовой деятельности «Уход за рыбками», «Уход за комнатными растениями» (средняя группа)
- Конспект-сценарий месячника «Птицы – наши друзья».
- Стихи, загадки
- Игры по экологии
II. Работа с родителями:
- Анкетирование I и II
- Консультации на темы: «Ваш ребенок познает мир», «Экология в музыке с самых ранних лет», «Лечение чесноком»
- Родительское собрание на тему: «Воспитание любви к природе».
Последние десятилетия XX века ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.
Экологическое образование дошкольников - новая область дошкольной педагогики.
Цель экологического образования – научить детей экологически целесообразному образу жизни. Начинать работу в этом направлении нужно уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.
Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. 3.
Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.
Экология как наука должна быть знанием с большой буквы, пронизанным любовью и гуманизмом. Сколько бы ребенок не запомнил бы названий, растений, сколько бы
ни посадил деревьев и цветов, если при этом не зажигается в нем любовь – все бесполезно. На самом деле, может быть, не надо было бы создавать отдельного экологического образования, если – бы мы воспитывали по настоящему знающего, нравственного и творческого Человека. Думаем, что такой человек был бы не способен разрушать, уничтожать. Такого человек, способного жить в гармонии со всем миром, можно бы назвать Экологическим человеком. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать крайне трудно.
Технологический раздел.
Правильное представление о природе, полученное в детстве, создает прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитание любви и бережного отношения к ней. Дети проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных. Воспитывать нетерпимость к бессмысленной порче растений и и уничтожению животных.
В своей работе мы используем следующие программы, технологии и пособия:
- В. В. Смирнова, Н. И. Балуева «Тропинка в природу» (экологиеское образование в детском саду).
- Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» (экология для малышей)
- Л. Е. Белоусова «Веселые встречи»
- О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
- Л. М. Потапова «Детям о природе. Экология в играх для детей»
- Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
- С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
- Программы: Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»
С. Н. Николаева «Юный эколог»
- Статьи в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»
Выбор темы опыта обусловлен:
- Пониманием педагогами и родителями значимости формирования у детей дошкольного возраста начал экологической культуры.
4.
- Необходимостью формирования у детей экологических знаний, умений, навыков, чтобы с детства ребенок мог осознать себя неотъемлемой частью природы, человеком с большой буквы.
- Воспитание у дошкольников чувства прекрасного, заботливого, бережного отношения к окружающей нас природе.
Условия реализации опыта:
- Он должен «естественно входить в целостный воспитательно-образовательный процесс детского сада и опираться на имеющийся опыт в работе по экологическому воспитанию дошкольников».
Условия создания работы данного опыта:
- С детьми – экологическое воспитание должно осуществляться на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.
- С родителями –желание родителей принять участие в реализации задач опыта совместно с педагогами детского сада и использования опыта семейного воспитания.
Практическое осуществление опыта начинается с выявления уровня знаний детей, степени их заинтересованности и сформированности у них начал экологической культуры.
Для организации работы разработан перспективный план, который предусматривает работу с детьми по овладению ими знаниями, умениями, навыками.
Осуществляется интегрированный подход к экологическому воспитанию и образованию. В своей работе мы использовали нетрадиционную форму в сочетании с фронтальным, подгрупповым и индивидуальным способом организации детей.
В детском саду создали экологическую тропинку, оборудовали уголок живой природы, систематически проводили экскурсии, организуем сезонные наблюдения за животными и растениями.
Процесс экологического воспитания органично сочетается с игровой деятельностью детей: на занятиях используются разнообразные дидактические игры, стимулирующие познавательные интересы дошкольников.
Экологизированная предметно – развивающая среда позволяет совершенствовать полученные знания в практической деятельности.
Чтобы работа по месяцам осуществлялась взаимосвязано, нами используются
Разнообразные формы работы с детьми:
- Организованная деятельность детей (занятия познавательного характера, наблюдения, экскурсии, лепка, рисование, которая строиться на осознанном отборе методов ознакомления детей с природой, прежде всего, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.
- Через осуществление деятельного подхода в экологическом воспитании детей, т. е. выборе самими детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, эмоции, знания об увиденном и услышанном (творческая игра, изодеятельность).
5.
- Через привлечение детей к участию вэкологических праздников, дающих возможность окунуться в атмосферу общей радости. Познакомиться с песнями, стихами о природе.
- Через создания развивающей среды в группе, которая способствует развитию личности ребенка и приобщение его к экологической культуре.
Результатом работы по экологическому воспитанию дошкольников стало :
- Развитие у детей эмоционально-целостного отношения к живой природе.
- Воспитания чувства сострадания, бережного и заботливого отношения ко всему живому.
- Формирования у детей любви к растениям, птицам, животным и др.
Комплексный подход в работе с детьми по экологическому воспитанию положительным образом влияет на воспитание экологического мировоззрения у дошкольников. У них формируется необходимость в познании окружающей среды, воспитывает детей небезразличными ко всему окружающему.
Внедренческий раздел.
Наработан практический материал комплексных занятий, развивающих игр по ознакомлению детей с природой, нетрадиционные формы организации работы с детьми и родителями.
Использование данного материала помогает каждому ребенку с детства приобщаться к природе родного края: великолепию цветов, своеобразному пению птиц, восхищению могучими деревьями и хрупкими травинками, разнообразному животному миру, неповторимой красоте русской зимы и т. д.
Экспериментальная работа и практический опыт помогают выявить интересы детей. Им нравиться заботиться о рыбках, любоваться цветами, ухаживать за посаженными собственными руками овощами;
Дети с удовольствием играют в экологические игры, слушают стихи, разучивают песни.
На достигнутом уровне не останавливаться!
Искать новые формы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Необходимо еще глубже и шире развернуть работу с родителями, активно привлекая их к сотрудничеству по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой и перспективному развитию
.
ДИАГНОСТИКА
(инструментарий по выявлению уровня осведомленности детей по экологии)
Методика определения
уровня развития детей по
экологическому воспитанию.
Для определения уровня развития ребенка необходимо выработать критерии оценки.
Например: 3балла – полный ответ
2балла – ответ с помощью вопросов
1балл – нет ответа
Чтобы определить уровень развития ребенка необходимо определить сумму баллов, полученных при ответах ребенка на все вопросы.
Разрабатываем методику
оценки уровня развития детей.
1. Количество вопросов (диагностическая карта) умножаем на высший балл (3) – это показатель высокого уровня развития ребенка.
2. Этот показатель делим пополам и определяем средний уровень развития.
3. Ноль баллов – это низкий уровень развития.
4. Для определения промежуточных показателей (выше среднего и ниже среднего) каждую половину делим пополам.
Для получения уровня развития в процентном отношении следует считать по формуле: количество детей (высокий, средний или низкий уровень) * 100 разделить на списочный состав детей = %
- это показатель уровня развития детей.
Методика определения
качества знания детей.
Для определения качества знания детей необходимо найти средний балл. для этого находим сумму баллов и делим на количество детей.
Например: сумма баллов – 9, количество детей -7, средний балл 9:7=1,3.
Чтобы подсчитать сколько это составляет процентов надо:
Средний балл * 100% =%
Разделить на высший балл
- усвоения знаний
Чтобы узнать уровень усвоения знаний по данному виду деятельности надо найтисумму всех показателей и разделить на количество вопросов. Эта цифра будет показателем усвоения знаний.
Диагностические карты
по экологии
Карта 1.
Цель: выявить, кого и что дети относят к живому и неживому.
Содержание: дидактическая игра «Разложи картинки на живое и неживое».
Вопросы: «Почему ты решил, что это живое?»
«Почему ты решил, что это неживое?
Карта 2
Цель: выявить знания детей об особенностях внешнего строения живых организмов и функциях конкретного органа.
Содержание: дидактические игры «Назови части тела животных?», «Назови части растения».
Вопросы: «Что есть у птиц, человека, зверя, дерева, комнатного растения и т. д
«Зачем?»
Карта 3
Цель: выявит знания детей об основных потребностях живых организмов в теле, воздухе, пище, месте обитания.
Содержание: дидактическая игра «Дай каждому то, что ему надо для жизни?»
Вопрос: «Что нужно человеку (кошке, собаке, дереву и др., чтобы жить?»
Карта 4
Цель: выявить знания детей о том, что могут чувствовать отдельные живые организмы.
Содержание: дидактическая игра «Помоги им!»
Вопросы: «Как чувствует себя девочка (птичка, кошка, дерево и т. д. ?»
«Почему она (он, оно) оказалось в таком состоянии?»
«Что нужно сделать, чтобы помочь девочке (дереву, птичке и т. д. ?»
Карта 5
Цель: выявить умение детей ценить жизненные проявления каждого индивида природы.
Содержание: дидактическая игра «Найди различия и сходство двух животных (растений)».
Вопросы: «Чем различаются дети, цветы, яблоки?», «Чем они похожи?».
Карта 6
Цель: выявить знания детей о приспособленности строения и поведения живых организмов к условиям определенной среды.
Содержание: дидактическая игра «Определи место для каждого животного и растения».
9
Вопросы: «Люди придумали слово «приспособление». Что оно означает? Каким словом его можно заменить?», «Где может жить птица, яблоня, рыба и т. д. ?», «А может ли рыба жить на земле?», «Почему не может?»
Карта 7
Цель: выявить знания детей о приспособленности живых организмов к изменению среды по сезонам.
Содержание: дидактическая игра «Разложи картинки по сезонам».
Вопросы: «Как приспособился заяц (медведь, человек, дерево и т. д.) жить зимой?»
«Как приспособился человек (волк, лиса, куст) жить летом?»
Карта 8
Цель: выявить знания детей о приспособленности живых организмов к суточным изменениям в природе.
Содержание: дидактическая игра «Разложи картинки по частям суток»
Вопрос: «Как приспособились звери, птицы, человек, растения и т. д. к разным частям суток (конкретно?»
Карта 9
Цель: выяснить знания дошкольников о том, кто может иметь детей.
Содержание: беседа на тему «У кого могут быть дети?»
Карта 10
Цель: выявить знания детей о том, как появляются на свет растения, животные и человек.
Содержание: показать картинку с изображениями взрослых растений и животных и попросить ответить на вопросы:
«Как появляются новые растения?»
«Как появляются маленькие птенцы?»
«Откуда берутся щенки и котята?»
«Как рождаются маленькие рыбки?»
«Как появляется ребенок у человека?»
Карта 11
Цель: выявить знания детей о росте и развитии живых организмов.
Содержание: работа с набором картинок, наглядно представляющих рост и развитии различных живых организмов. 10Задание: разложи картинки так, чтобы было видно, как растет и развивается растение, птица, зверь, человек, насекомое, рыба.
Карта12
Цель: выявить желание детей ухаживать за комнатными растениями, мотивацию.
Вопросы: «Хочешь полить,чтобы узнать, как они будут себя чувствовать? (познавательная мотивация)
«Я поливаю, хочешь мне помочь?» (приглашение к практической деятельности)
«Мишка не умеет, ему надо помочь» (игровая)
Карта 13
Цель: выяснить, умеют ли дети выбирать растения, которое нуждается в поливе.
Вопросы: «Как ты узнал, что растение хочет пить?»
Задание: выбери растение, которое хочет пить.
Карта 14
Цель: выяснить, умеют ли дети выбирать средства труда.
Задание: выбери то, что необходимо для полива растения.
Вопрос: «Где взять воду?»
«Почему нельзя брать воду из – под крана?»
Карта 15
Цель: выяснить,знают ли дети меру полива.
Задания:
- Начинай поливать, когда польешь скажешь «все» или «нет».
- Покажи мишке, как нужно правильно поливать. Когда польешь, скажешь «все».
Вопрос: «Как ты узнал, что полив закончен?» (вода вышла на поддон)
Карта 16
Цель: выяснить отношения детей к объектам природы.
Содержание: создать специальную ситуацию в уголке природы (расставить игрушки, разложить книжки, в центре растение, которое нужно полить)
Задание: «Пока я буду занята, вы можете сами здесь чем - нибудь позаниматься».
Уровни экологических
знаний детей
Уровни экологических знаний детей
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
знания Неустойчивые представления о некоторых особенностях живого – существенных и несущественных. Относят к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не относят к живому растения. Относят неживое по сходным с живым признакам. Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений. Знают большинство существенных признаков живого. Правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщенный характер; характеризует всю группу живого в целом.
умения В трудовом процессе могут выполнить лишь трудовые действия. Качества труда низкое. Не достигают результата. Трудовой процесс по уходу за живым организмом выполняют с небольшой помощью взрослого. Достигают результата. Самостоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы.
отношения Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного объекта к другому. Неустойчивость к проявлении интереса, его избирательность, ситуативность: интересует лишь знакомые животные. Отношение проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяют свои потребности в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального
удовольствия. Ссыльные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого. Проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают
необходимые связи. Стремятся удовлетворить потребность живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому.