Зинаида Николаевна Дедкова
Отчет по экологическому воспитанию младших дошкольников в рамках проекта ДОУ «Год экологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание младших дошкольников является важнейшим условием
для гармоничного развития личности, поэтому в нашем ДОУ этому вопросу уделяется большое внимание. Ведь каким будет наш мир, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, такой будет и мир, который он создаст вокруг себя.
Основные направления нашей работы:
- Формирование положительного отношения к природе,
- воспитание защитников природы,
Публикация «Отчет по экологическому воспитанию младших дошкольников в рамках проекта ДОУ „Год экологии“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
- формирование экологических знаний,
- обучение детей быть милосердными, любить и беречь природу, умение бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе; обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а так же об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.
3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.
4. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями уголка природы.
Содержание работы по экологическому воспитанию :
1. Ознакомление детей с природой.
2. Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы, целевые прогулки.
3. Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группе, оснащение предметами для ухода за растениями.
4. Организация и проведение выставок, конкурсов.
5. Создание фонда методического и наглядно-иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей.
6. Трудовая деятельность в природе.
7. Связь с воспитательно-образовательным процессом, музыкальные праздники, проектная деятельность, экологические досуги, конструирование из природного материала.
Использование разнообразных методов и приёмов.
1. Наблюдение за живыми и неживыми объектами.
2. Целевые прогулки в природу.
3. Игры – экспериментирования.
4. Сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры.
5. Организация игровых ситуаций.
6. Образные игры - имитации.
7. Чтение детской природоведческой литературы.
8. Рассматривание книг, картин, иллюстраций о природе.
9. Беседы с детьми на экологические темы.
10. Наблюдение за трудом взрослых в природе.
11. Экологические досуги.
12. Проектная деятельность.
13. Театрализованная деятельность.
14. Продуктивная деятельность.
Экологическое воспитание мы осуществляли через все виды деятельности детей. За счёт этой возможности работа получилась полезной и интересной для дошколят.
Успешное экологическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно – развивающей среды. Для этого в группе организовано экологическое пространство, где находятся: календарь природы, муляжи овощей и фруктов, материалы для ухода за растениями. Так же в группе имеется центр экспериментирования, где дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком, а также центр природы, где содержатся комнатные растения. Растения центра природы дети видят ежедневно, под руководством взрослых дети систематически наблюдают, ухаживают за ними: учатся поливать, рыхлить, протирать листочки, опрыскивать, делать выводы: какие условия нужны для их комфортного пребывания. Работа в центре природы формирует практические умения, взаимоотношения с природой, обогащает представления детей о растениях. Огород на подоконнике» организовываем для наблюдений за ростом растений и закреплению знания о выращивании огородных культур (лук, петрушка и др.) и ухода за ними.
Наблюдения во время прогулок. Знакомство с деревьями и кустарниками на участке детского сада, экскурсии по экологической тропе, наблюдения за объектами живой (растения, животные) и неживой природы (солнце, ветер, облака, дождь, тучи и др.). Ежедневные наблюдения за погодой, за её явлениями, сезонными изменениями. Осенью - учимся любоваться красотой осенних деревьев, необыкновенной раскраской листьев, великолепием осеннего ковра, листопадом, моросящим дождём, первыми заморозками, исчезновением насекомых). Зимой - наслаждались первым снегом, любовались красотой снежинок, познакомились с природными явлениями, такими как мороз, вьюга, лёд, иней, сосульки и др. Весной – это первая капель, таяние снега, ручейки, набухание почек и появление листочков, первая травка и цветы. Лето – это самый благоприятный и удивительный период для познания природы. Буквально на глазах происходит преобразование природы, надо только помочь детям всё это увидеть.
Игровая деятельность
Экологические игры : «Угадай по описанию», «Угадай, чей хвост», «Кто что кушает», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Найди такой же листочек» учат детей определять предметы на ощупь, по вкусу и запаху, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Дидактические игры: «Когда это бывает», «Что где растёт», «Кто в домике живёт», «Сбор урожая», «Чьи следы», «Снеговик», «Встречаем птиц» и др.
Использовали сюжетно-ролевые игры, которые направлены на закрепление знаний и навыков о природе. Например, при организации игры «Зоопарк» закрепляем знания о животных, условиях их жизни и особенностях питания.
В игре «Путешествие в лес» формируем знания детей о том, что растёт и кто живёт в лесу, закрепляем правила поведения в лесу, а также безопасность в лесу (не рвать незнакомые травы, цветы, грибы, не брать на руки животных, не уходить от взрослого). Играя в игру «Звери из леса в гостях у ребят» учим детей правилам поведения в гостях, за столом, сервировать стол, закрепляем знание о любимых лакомствах животных.
Чтобы детям было интересно играть в игры, создаём игровые развивающие ситуации, например, День рождения у Мишутки», «Научим зверей здороваться», «Угостим животных чаем». Игровые ситуации воспитывают у детей добрые чувства к животным, учат проявлять сочувствие, внимание, заботу.
Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Хитрая лиса». Своим примером учим детей передавать в играх – имитациях характерные движения и звукоподражания, игровые действия (собираем ягоду; прыгаем, как зайчики; закружились, как снежинки; летят птички).
На прогулке игры с песком, снегом с предметами и игрушками обогащают представление детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира.
Центр воды и песка используем для изучения свойств песка, воды, воздуха, состава почвы. Содержание обучения организуем в форме игры («Какие разные льдинки», «Разноцветная водичка», «Куда пропал снеговик»). В процессе работы, играя с детьми, стараемся создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. С помощью игрового персонажа - Вопросика предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: «Зачем нужна вода?», «Что поплывёт, что утонет?», «Что произойдёт, если не поливать цветы?», «Определи предметы природного и рукотворного мира».
Развивая сюжет ролевой игры «Подарок для котёнка», предлагаем слепить из сухого песка пирожное. Ничего не получается и дети рассуждают почему. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Дети приходят к выводу, что песок должен быть влажный.
Используем наглядный материал. В книжном уголке дети могут найти литературу с красочными иллюстрациями, которые они с удовольствием рассматривают. Очень любят слушать сказки, рассказы о животных, детские веселые стихи, сопереживают героям, могут отличить плохие поступки героев, оценить хорошие.
Вовлекаем детей в театральную деятельность, которая продолжает знакомить детей с окружающим миром, развивает интерес к миру животных, доставляет детям радость. Свои знания они переносят в самостоятельную театрализованную деятельность, используя при этом настольный, кукольный театр, уголок для ряженья. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами.
Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Планируем провести проекты : «Знакомство с полевыми цветами», «Первоцветы», «Витамины на подоконнике», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы, «Этот волшебный цветок одуванчик», «Бесценная и всем необходимая вода».
Постоянное общение с животными, птицами, участие в выращивании цветов, овощей, подкормка птиц в зимнее время – это хорошие условия для выработки у детей навыков заботливого, гуманного отношения ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде.
Работа с родителями
Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями. Предлагали вместе с детьми наблюдать за объектами живой и неживой природы, беседовать на темы «Что я видел по дороге в д/с», «Что меня окружает», организовывать семейные экскурсии, расширять кругозор детей. Родители охотно участвуют в детских праздниках; в выставках; смотрах – конкурсах.
Зимой с участием родителей, использовали замерзшие разноцветные ледяные формы для украшения участка. Фотоотчет был размещен на Международном сайте «Маам» и занял 2 место. Приняли участие в акциях «Оставим ёлочку в лесу», «Поможем птицам», «Осенняя фантазия». Итоговое мероприятие «Спасатели спешат на помощь».
Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Поэтому на родительском собрании мы поставили перед родителями следующие задачи:
- приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья;
- учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным, при необходимости оказывать им помощь;
- систематически в доступной форме объяснять детям взаимосвязь природы и человека; - воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии
Оказалось, что почти все родители думают, говорить с детьми об экологическом воспитании рано. Поэтому мы проводим групповые, индивидуальные беседы, даём краткие советы и рекомендации. Мы советовали родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняли, во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, внимание, мышление. И время на это специально отводить не нужно. Достаточно посмотреть вокруг по пути в детский сад или домой. Всегда можно увидеть интересное и вспомнить стихи о природе.
Таким образом: целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.
Эксперимент. «Что нужно для роста растения?»
Маленькая птичка, прилетела к нам.
Подарим дереву листочки.
Там на неведомых дорожках
Вот они какие, этот маленький шестиногий народец!
Солнечный. радостный денек.
И испекли мы в печке ледяные пирожки.
«Снежная сказка».