Наталья Янкина
Проект по экологическому воспитанию «Малыши в мире природы» для первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
По дорожке, по тропинке
Я в зеленый лес бегу
Я не трону паутинку
И ромашку не сорву…
Экологическое воспитание – это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Малыши в мире природы“ для первой младшей группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест.
Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.
Актуальность
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. В рамках экологического воспитания ребенок должен освоить как очень простые истины, например, убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с явлениями природы и их учетом в повседневной жизни людей. Существуют различные подходы к построению программ экологического воспитания. В первую очередь, они связаны с развитием у детей чувства любви к родной природе и к окружающему ребенка ландшафту, его флоре и фауне. Однако, воспитание чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений и животных, их привычках, той роли, которую они играют в жизни человека. Именно поэтому экологическое образование можно и нужно начинать преподавать с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Здесь может быть полезна деятельность детей по созданию проектов, направленных на оказание помощи (создание кормушек, поддержание чистоты, уход за растениями). Экологическое воспитание, как и воспитание любых чувств, не может осуществляться шаблонно и формально. Ребенок тогда будет выстраивать свое отношение к окружающей его природе, когда он поймет природу как особую ценность. Вот почему задача воспитания экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания и практические умения, направленные на охрану природы, актуальна и перспективна в наши дни. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Цель
Проект направлен на формирование начальных представлений о временах года, воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание, формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие). Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее). Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Задачи:
-познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года;
- формировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы;
- формировать представления о труде взрослых в природе;
- развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы;
- активизировать и расширять словарный запас детей;
- ознакомить с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей;
- развивать познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем мире;
- развивать художественно-творческих способностей у детей посредством формирования навыков рисования, лепки;
- ознакомить с предметами быта, народным жилищем, одеждой;
- воспитание бережного отношения к природе, предметам искусства.
Формы работы с детьми:
- Беседа
- Занятия
- Рассматривание иллюстраций о природе
- Заучивание стихов про природу
- Сюжетно-ролевые игры по проекту
С родителями:
- Фотоконкурсы
- Беседы
- Консультации
Этапы проведения и реализации проекта :
1 этап (подготовительный)
-Создание развивающей среды
- Анкетирование родителей
- Дидактические игры
- Наглядный материал
- Материалы для экспериментирования
- Изучение литературы по экологическому воспитанию детей раннего возраста
- Подготовка материала для проведения мини-экскурсий и наблюдений
- Подбор методических материалов в соответствии с задачами проекта.
2 этап (основной)
- консультации для родителей
- выставки и конкурсы
- мини-экскурсии и наблюдения
- информационно - ознакомительные мероприятия.
3 этап (заключительный)
-Мониторинг проектной деятельности.
-Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
Методы и формы реализации проекта :
1 этап:
-Составление проекта;
-Подбор методической и художественной литературы;
-Изготовление пособий;
-Подбор различных игр (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых);
-Разработка плана мероприятий;
-Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2 этап:
Работа с детьми:
-Организация занятий познавательного характера;
-Работа с познавательной литературой;
-Беседы;
-Заучивание стихотворений;
-Творческая деятельность: лепка, рисование, аппликация.
Работа с родителями:
-Оформление папок-передвижек;
-Задания для совместной деятельности детей и родителей;
-Анкетирование родителей;
-Консультации для родителей;
-Родительские собрания;
-Участие в конкурсах творческого мастерства.
3 этап:
Оформление проекта (теоретического материала, конспектов занятий и наглядного материала к ним).
Оформление наглядной информации для родителей.
Подведение итогов диагностики.
Вид проекта : практико-информационный, познавательный, открытый, долгосрочный.
Продолжительность: сентябрь 2020 - май 2021г.
Участники проекта : дети раннего возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Предполагаемый результат:
- Дети становятся более внимательными.
- Сформированы элементарные представления о временах года
-Сформировано представление о труде взрослых в разное время года
- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы
- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы
Родители
- Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания
- Повысился уровень экологической воспитанности родителей
- Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы
- Привлекают детей к совместному труду в природе
Педагоги
- Ведут активную работу по экологическому воспитанию с первой младшей группы
- Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей
- Используют современные педагогические технологии
- Распространяют и обобщают опыт
Заключение
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Экологическая культура - одна из составляющих культуры человека. Практическое использование завершенной работы проекта «Путешествие в мир природы» позволит вести работу по формированию у ребят дошкольного возраста чувства ответственности за судьбу уникальной природы Республики Мордовии - маленькой частицы великой России. Проведенная с детьми предварительная работа по подготовке к данному проекту позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек - часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней;
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой;
- у педагогов повысилось профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
- родители поняли значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
-приобретению детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Л. О. Князева, Стеркина Р. Б. ОБЖ С. - Петербург детство пресс, 2004г.
2. Герасимова З., Козачек Н. «Родной свой край люби и знай» Журнал «Дошкольное воспитание» №12 2001г.
3. Гризик Т. И. Познаю мир М. Просвещение 2004 г.
4. Детям о Мордовии: методическое пособие / О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина. – Саранск, 2013г.
5. Доронова Т. Н. Природа искусство и изобразительная деятельность детей (Радуга) М. Просвещение 2007г.
6. Иванова А. И. Программы ДОУ Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. Т. Ц. Сфера М. 2009г.
7. Иванова А. И. Программы ДОУ Экологического образования дошкольников Т. Ц. Сфера М. 2009г.
8. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в д/с младшая и средняя группы Т. Ц. Сфера М. 2010г.
9. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003г.
10. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. М. «РОСМЭН» 2007г.
11. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.
12. Носкова Т. А. Программа. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Лона - плюс г. Киров 2008г.
13. Программа «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика Синтез 2015г.
14. Шорыгина Т. А. Беседы о русском лесе. Метод. Рекомендации. Т. Ц. Сфера М. 2008г.