Юлия Антипина
Образовательная деятельность по экологическому воспитанию с воспитанниками средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое занятие «Насекомые»
Цель: ознакомление с особенностями природы в весеннее время года. Формирование первичных экологических представлений у детей. Расширение и обогащение словарного запаса воспитанников путем чтения стихотворений о весне.
Задачи:
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, о весне, её признаках и явлениях.
Публикация «Образовательная деятельность по экологическому воспитанию с воспитанниками средней группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Воспитывать бережное отношение к природе.
Систематизировать представления детей о многообразии насекомых (особенности внешнего вида, места обитания, способа передвижения, питания, воспитывать чувство ответственности за жизнь насекомых). Развивать наблюдательность, внимание, мышление.
Оборудование: мяч для проведения дидактической игры «Бывает – не бывает», наглядно-дидактические пособия (иллюстрации насекомых).
Предварительная работа.
Демонстрация иллюстраций и фотографий, изображающих природу в весеннее время года.
Рассматривание деревьев и кустарников, растущих на участке детского сада, наблюдение за птицами.
Рисование, лепка, аппликация на тему «Весна».
Ход занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение «К нам пришла весна» (автор: Е. Карганова):
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Воспитатель:
- «Ребята как вы думаете, о каком времени года мы будем сегодня говорить?»
(Ответы детей)
Воспитатель:
- «Давайте вместе вспомним и повторим признаки весны. Что происходит с природой с наступлением весны?»
(Ответы детей)
Педагог обобщает и дополняет ответы воспитанников: «С каждым днём становится теплее, ярко светит солнце, появляется зеленая травка, распускаются первые цветы, весело щебечут птицы, на деревьях появляются почки, из которых вот-вот распустятся листочки и т. д.»
Дидактическая игра «Бывает – не бывает».
Цель: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.
Ход игры: воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч. Воспитанник, поймав мяч, дает ответ - бывает такое в природе или нет.
Яркое солнце весной … (бывает)
Снег зимой … (бывает)
Капель летом … (не бывает)
Солнце осенью … (бывает)
Мороз зимой … (бывает)
Снег весной … (не бывает)
Дождь летом … (бывает)
Солнце зимой … (бывает)
Ветер весной … (бывает)
Мороз летом … (не бывает)
Игра проводится 1-2 раза (по желанию воспитанников)
Воспитатель:
- «Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили признаки весны, повторили, что происходит в весеннее время года с природой, а сейчас предлагаю вам поговорить о самых маленьких жителях нашей планеты. Внимательно послушайте загадки и постарайтесь отгадать их».
Маленькая модница
Села на ладошки.
Красненькое платьице
С черными горошками (божья коровка)
Вот букашка-работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит. (муравей)
Я летаю, как хочу
Боком, взад, вперед лечу.
Есть огромные глаза
Я летунья - …(стрекоза)
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая. (муха)
Знают взрослые и дети —
Тонкие плетет он сети,
Мухам враг он, а не друг.
Как зовут его? (паук)
Кузнечик, бабочка, пчела
И муравей, и стрекоза.
Мы даже муху позовем,
Но как мы всех их назовем? (насекомые)
Воспитатель:
- «Да, это насекомые и они живут в стране насекомых на нашей экологической тропе».
Педагог демонстрирует воспитанникам изображения с насекомыми.
Воспитатель:
- «Назовите части тела насекомых».
(Ответы детей)
Ответы детей обобщаются и дополняются воспитателем:
- «Тело насекомого можно разделить на части: голова, грудь, брюшко, ноги, глаза, усы, крылья».
Воспитатель:
- «Давайте подумаем, а как они передвигаются?»
(Ответы детей)
Педагог обобщает ответы воспитанников:
- «Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать».
Воспитатель:
- «Чем питаются насекомые?»
(Ответы детей)
Воспитатель дополняет ответы воспитанников:
- «Зелеными листьями, стеблями, нектаром цветов и т. д.»
Воспитатель:
- «Как насекомые спасаются от других животных, которые гораздо крупнее них?»
(Ответы детей)
Ответы воспитанников дополняются педагогом:
- «Защитной окраской, острым жалом, божьи коровки, например, выпускают едкую пахучую жидкость».
Воспитатель:
- «А какую пользу или вред приносят нам насекомые?»
(Ответы детей)
Педагог обобщает и дополняет ответы воспитанников:
- «Трудолюбивые пчелы опыляют цветы и дарят нам сладкий целебный мед. Муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений. Кстати, самый сильный на земле не слон и не бегемот, а муравей, он переносит тяжести, превосходящие его собственный вес. Вот какой силач малютка-муравей!»
Физкультминутка «Стрекоза».
Вот какая стрекоза (руки в стороны)
Очень круглые глаза (круговые движения на уровне глаз)
Вертится как вертолет (руки в стороны)
Вправо, влево, назад, вперед (наклоны в стороны, назад, вперед)
Воспитатель:
- «Ребята, насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и в воздушном и в водном пространстве. К насекомым нужно относиться бережно, не ловить, не давить ногами, т. к. многие из них приносят пользу.
Сегодня мы с вами выяснили, из каких частей состоит тело насекомых, как они передвигаются, чем питаются и как спасаются от других животных».
Дидактическая игра «Какие звуки издают насекомые».
Цель: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.
Ход игры: педагог задает вопросы воспитанникам: «Кто из насекомых жужжит? (жуки, мухи, стрекозы). Кто из насекомых пищит? (комар). Какие насекомые стрекочут? (кузнечики). Какой звук издает комар? (писк). А жук? (жужжание). А бабочка? (не издает звука) и т. д.
По желанию воспитанников игра проводится несколько раз.
Воспитатель:
- «А сейчас вспомните и назовите сказки, герои которых – насекомые».
(Ответы детей)
Педагог зачитывает произведение либо отрывок из произведения по желанию детей, например: «Приключение Муравьишки», «Муха-Цокатуха», «Тараканище».