Ирина Иванова
Проект по экологическому развитию «Мой богатый край Саратовский»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологическому развитию «Мой богатый край Саратовский»
Проект посвящён 80-ю Саратовской губернии, году экологии,
Волге - царице русских рек
Участники проекта : педагоги и дети 5-6 лет, родители.
Тип проекта : творческий, познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта : среднесрочный
Сроки проведения: март
Публикация «Проект по экологическому развитию „Мой богатый край Саратовский“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Саратовская область, Саратов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Образовательная область: всестороннее развитие дошкольника в направлениях: познавательном, речевом, социально-коммуникативном, физическом, художественно-эстетическом
Актуальность проекта :
Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой – это и защита природного наследия, и рациональное природопользование, а также выработка общекультурных этических и моральных норм поведения человека в отношении окружающей его среды. Природа Саратовского края удивительна и разнообразна. Человек наделен особым природным даром – разумом, благодаря которому, мы вполне можем строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали леса и водоемы. Леса и степи, звери и птицы – все есть у нас. Но особую роль в жизни всего живого играла река Волга. Отсюда вытекает проблема: как не навредить реке, дать ей полноводную жизнь. Ведь не секрет, что прибрежная зона, давно стали местами массового отдыха населения. И после отдыхающих берега превращаются в свалки мусора. Бережно относиться к природе может каждый, но, чтобы таких людей становилось больше, необходимо воспитывать экологически грамотных, культурных людей. На это и рассчитан наш проект.
Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к природе. Проект посвящён 80-ю Саратовской губернии, Году экологии, Волге – царице русских рек.
Актуальность проекта вытекает из его основной цели – через познание и
изучение природы родного края, привитие чувство ответственности за сохранение ее природного наследия.
Цель проекта : воспитание гармоничной личности дошкольника, экологически грамотного с положительной мотивацией к самостоятельному познанию мира и ответственного отношения к сохранению окружающей среды.
Задачи:
- формировать у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей их природе, о природных богатствах Саратовского края, познакомить с отличительными особенностями отдельных видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Саратовской области. Выявить значимость «Красной книги» Саратовского края, для чего она создана
- обобщить и систематизировать знания о природе родного края: растительности, животных, расширить представления детей о реке Волге.
- познакомить с краеведческим музеем г. Маркса, расширить представление детей о земляках - художниках, прославляющих Саратовский край и Волгу – матушку.
- развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу, навык самостоятельной исследовательской деятельности при расширении кругозора о природе окружающей нас.
- воспитывать гуманное отношение к природе, воспитание любви к родному краю
Ожидаемые результаты:
– формирование у детей ключевых компетенций, разносторонних знаний о жизни животных и растений из «Красной книги» Саратовского края, знание основ экологической культуры. Умение видеть красоту родного края, радоваться ей, сохранять её.
- увлечь детей совместной коллективной деятельностью – познавательной и художественно-эстетической, развивать коммуникативные навыки.
Продуктивность совместной работы воспитанников, педагогов и родителей:
- создание ручной работы «Красная книга» Саратовского края, о редких растениях, животных (из рисунков, иллюстраций детей, родителей, воспитателей
- создание макета «Волге чистые берега». Воспитание бережного отношения к природе, экологической воспитанности дошкольников.
- лэпбук «Мой богатый край Саратовский»
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный.
Составление паспорта проекта
Вызвать у родителей интерес к проекту «Мой богатый, край Саратовский»
Пополнение предметно-развивающей среды группы : методическая и художественная литература, картины, иллюстрации, альбомы, дидактические игры.
Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности
Подбор презентаций для просмотра
Поддерживать интерес у родителей и детей к участию в проекте.
II этап – основной.
Реализация проекта включает определение вместе с детьми основных путей по достижению намеченной цели.
• План мероприятий к проекту.
• Предварительная работа: чтение книг, стихов о природе родного края,
знакомство с иллюстрационным и демонстрационным материалом.
• Экскурсионная деятельности подготовка к ней (музей краеведения г. Маркса)
• Создание ручной работы «Красная книга» (животные, растения) Саратовского края
• Создание ЛЭПБУКА «Мой богатый край Саратовский»,
• Рисование
• Презентации: «Природа Саратовского Края», «Волга – царица русских рек».
• Дидактические игры, детские произведения по теме.
• Создание макета: «Волге – чистые берега»
III этап –результаты.
Экскурсия в краеведческий музей г. Маркса
Обобщение результатов работы, их анализ; закрепление полученных детьми знаний в совместной деятельности над созданием лэпбука «Мой богатый край Саратовский!» через различные виды деятельности.
План реализации проекта
Дни недели Содержание и формы работы Цель
Понедельник,
«Земля – наш общий дом»
Беседа: «Мой богатый край Саратовский».
Просмотр презентации: «Люби и знай родной свой край»
Беседа: «Главная книга природы»
(рассматривание красной книги России)
Просмотр презентации: «Знакомимся с Красной книгой Саратовской области»
Дидактическая игра «Кто, где живет», Рассматривание фотографий «Заповедники Саратовской области»
Рассматривание иллюстраций «Красота родного края»
Игра: «Путешествие по глобусу»;
Сюжетно-ролевой игры: «Путешествие в родной город»;
Анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»
- расширять представления детей о родном крае, о красной книге России и Саратовской области.
Вторник, среда
«Удивительный мир животных»
Беседы: «Животные нашего края», «Красная книга – символ опасности»;
Загадывание загадок о животных; Знакомство с животными Саратовского края, исследование редких животных;
Дидактические игры: «Угадай, чей хвост», «Узнай по голосу», «Назови детеныша?»;
Подвижные игры: «Охотники и звери», «Волк во рву»;
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Купанье медвежат»; Е. Чарушин «Волчишко»; Н. Сладков «Лиса и заяц»;
Создание ручной работы «Красная книга» (животные) Саратовского края;
Викторина: «Дикие животные нашего края»;
Настольная игра «Посели животное»;
«Экологическая азбука» просмотр слайдов о животных Саратовской области;
Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие в лес», «Зоопарк»;
Игровое упражнение: «Мы охотимся на волка»;
Музыкальная игры: «Лесные жители», «Трусливый заяц»;
Театрализованная игра «Веселые белочки»;
Просмотр мультфильмов «Три медведя», «Лесные путешественники», «В лесной чаще», «На лесной тропе».
- формировать знания детей о разнообразии животного мира Саратовской области.
- сформировать знания у детей о проблемах животных, занесенных в Красную книгу, способов их сохранения.
- развивать у детей познавательную активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Четверг, пятница
«Путешествие в мир растений»
Беседы: «Сбережем удивительный мир растений», о редких растениях Красной книги Саратовского края, «Растения нашего края» «Осторожно! Ядовиты растения и грибы» :
Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми по энциклопедии «Растения»;
Разучивание стихотворение Е. Павловой «Зеленое платье»;
Просмотр видеофильмов, фотографий о природе Саратовской области;
Чтение рассказа Р. Рождественский: «Леса топорщатся, и степь клубится», М. Михайлов «Лесные хоромы»;
Рисование знаков: «Правила поведения в природе»;
Работа в экологической мини – лаборатории : «Деревья, которые нас окружают»;
Настольные игры: лото «Мир насекомых», домино «Насекомые»;
Дидактические игры: «Что лишнее», «Назови плод»;
Экологическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»;
Игра «Назови ласково», «С чьей ветки детки?»;
Настольная игра: «Как зовут тебя деревце?»;
Сюжетно-ролевая игра: «Исследователи. Путешествие в лес»;
Поисково-познавательная деятельность: «Может ли растения дышать?», «Нужен ли корешкам воздух?»;
Викторина «Лучший знаток деревьев»;
Создание ручной работы «Красная книга» (растений);
Прослушивание аудиозапись: «Шум леса» :
Разрезные схемы-картинки;
Консультация для родителей: «Учите детей любить природу»
- расширить представления детей о деревьях, которые растут на территории Саратовской области.
- дать понятие о хвойных и лиственных деревьях.
- воспитывать чувство любви к природе родного края.
- привлечь родителей к экологическому воспитанию детей.
Понедельник, вторник
«Птицы нашего края»
Беседа: «Птицы нашего края».
Рассматривание альбомов;
Наблюдение за птицами на прогулке;
Чтение художественной литературы. А Толстой «Сорока», стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»;
Отгадывание загадок о птицах.
Дидактические игры «Четвертый лишний», «Узнай по голосу», «Что едят птицы?»;
Прослушивание музыки «Голоса леса»;
Конструирование из бросового материала: «Кормушка для птиц»;
Труд в природе: Установка кормушек для подкормки птиц»;
Экологическая дидактическая игра : «Природные зоны, место обитания животных и птиц»;
Сюжетно ролевая игра «Птичий питомник»;
Подвижная игра: «Перелетные птицы» - формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
- учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
- учить проявлять заботу о птицах.
- знакомить с основным отличием зимующих и перелё тных птиц: отличия в питании.
- развивать память, внимание, речь.
- воспитывать любовь к птицам родного края.
Среда, четверг
«Великая Волга, Волга – красавица»
Беседы: «Волге — чистые берега!», «Волга – труженица, кормилица»;
Рассматривание репродукции картин – пейзажи с изображением реки Волги художников: Айвазовского, Саврасова, Кустодиева, Галахова, Боголюбова;
Слушание записи песни Зыкиной «Течет Волга»;
Заучивание стихотворения «Волга»
Т. Лаврова, «Вниз по Волге»
А. Коринфский;
Рассматривание картин с изображением Волжской промысловой рыбы.
Просмотр презентации: «Волга – царица русских рек» (почему её так называют) :
Пословицы и поговорки о реке Волге;
Дидактические игры: «Кому нужна река», «Аквариум», «Хорошо – плохо», «Найди отличия», «Что неправильно нарисовал художник?»;
Игра «Распредели рыб по группам»;
Настольная игра: «Путешествие по Волге»;
Подвижная игра: «Караси и щука», «Рыбки плавают в водице»;
Малоподвижная игра «Прогулка по ручью»;
Решение лабиринтов: «Покорми карасика», «Рыбаки», «Рыбка из аквариума»;
Составление творческих рассказов на тему: «Чем я могу помочь Волге».
Справочное бюро - игра «Реки, речки и моря на земле текут не зря»
Работа в экологической мини-лаборатории : «Рассматривание камней с матушки Волги»;
Роспись камней (Подарок с Волги)
Создание макета «Красавица - Волга;
Чтение художественной литературы», Н. А. Рыжова «Волшебница вода», «Как люди обидели реку», «Жила-была речка»;
Составление экологических сказок : «Город в опасности», «Как люди обидели речку»;
Экскурсия в зоомагазин: «Знакомство с подводным миром»;
Сюжетно-ролевой игры: «Туристическое агентство. Путешествие по Саратовскому краю»;
Выпуск фотоколлаж: «Моя семья и природа»;
Консультация для родителей: «Учите детей любить природу» - воспитание патриотизма, любви к своей малой родине и к реке Волге;
- воспитывать чувство сопричастности к делу спасения реки, ответственности за родную реку;
- формировать познавательный интерес к реке Волге, четкие представления о реке;
- дать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы в экосистеме реки;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь, творчески подходить к решению проблем;
- формировать осознанно-правильное отношение к природе.
Пятница
«Мой богатый край Саратовский!»
Кульминация проекта :
Экскурсия в краеведческий музей «Природа родного края»
Совместная деятельность педагога и детей: Создание лэпбука «Мой богатый край Саратовский!» Просмотр выставки картин - художников земляков, прославляющих Волгу - «царицу русских рек» в музее краеведения
г. Маркса
(дополнять можно в течение года) - укрепление активного интереса детей к природе родного края, стимулирование детской любознательности.