Галина Московкина
Проект «Эколята — дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1
Паспорт проекта
Полное наименование
проекта Проект «Эколята-дошколята»
Разработчик проекта Московкина Галина Владимировна, воспитатель
Руководитель проекта Земляк Екатерина Анатольевна
Тип проекта Познавательно – коммуникативный.
Публикация «Проект „Эколята — дошколята“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
Цель проекта Создание условий для формирования начал экологической культуры у дошкольников, бережного отношения к природе посредством расширения представлений об окружающем мире.
Задачи проекта Для детей :
1. Расширять и обогащать знания детей о мире природы как целостной системе.
2. Формировать осознанное бережное отношение детей к природе.
3. Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
4. Развивать умение делать выводы.
Для родителей:
1. Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о культуре экологического воспитания, сопереживания к природе.
2. Активизировать родителей к совместной продуктивной, игровой, экспериментальной деятельности с детьми.
Прогнозируемые результаты проекта Для детей :
1. Повышение у детей интереса к основам экологической культуры и культуры природолюбия.
2. Повышение у дошкольников потребности в любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
4. Расширение общего кругозора детей, повышение творческих способностей.
Для родителей:
1. Повышение родительской компетенции по проблеме экологического воспитания дошкольников.
Участники
Воспитатели группы, дети среднего возраста, родители воспитанников.
Продукт деятельности • Выставка «Зимушка - зима».
• Альбом с результатами опытов.
• Картотека картинно- графических схем.
• Сценарий конспекта семейного клуба «Навстречу друг другу»
на тему: «Играй, размышляй, экспериментируй»
• Викторина «Компетентность родителей в сфере экологии»
• Слайдовая презентация «Эколята – дошколята»
Сроки реализации 1этап с 1.11.16. по 11.11.16 г.
Подготовительный:
1. Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ).
2. Изучение литературы по теме.
3. Постановка целей и задач, определение методов и приемов.
4. Составление перспективного, тематического плана.
5. Подготовка оборудования и материалов.
6. Оснащение предметно-развивающей среды.
7. Составление информационных листов для родителей.
8. Оформление зимнего участка.
II этап - 14.11.16. по 13.02.2017.
Организационный:
Организация наблюдений, занятий, экспериментов, игр по теме.
III этап – 13.02.17. по 17.02.17.
Завершающий:
Систематизация наработанного материала (конспекты, игры, фото, детская продуктивная деятельность).
IV этап -20.02.17 по 28.02.17.
Презентационный:
- презентация выставки «Зимушка - зима»,
- презентация проекта на педсовете.
Раздел 2
2.1 Актуальность
«Кто жесток с животными,
тот не может быть
добрым человеком»
А. Шопенгауэр
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Проведя педагогическое наблюдение в начале учебного года, было выявлено, что у детей слабо сформировано целостное представление картины мира, представления об окружающей природе, не сформированы навыки ухода за растениями и животными, не все дети проявляют интерес к познавательно – исследовательской деятельности. Все это, а также участие в сетевом методическом объединении по направлению - «Технологии экологического воспитания», подтолкнуло меня к внедрению в образовательную деятельность проекта «Эколятиа – дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников.
2.2 Цели и задачи проекта
Цель: Создание условий для формирования начал экологической культуры у дошкольников, бережного отношения к природе посредством расширения представлений об окружающем мире.
Задачи:
Для детей:
5. Расширять и обогащать знания детей о мире природы как целостной системе.
6. Формировать осознанное бережное отношение детей к природе.
7. Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
8. Развивать умение делать выводы.
Для родителей:
1. Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о культуре экологического воспитания, сопереживания к природе.
2. Активизировать родителей к совместной продуктивной, игровой, экспериментальной деятельности с детьми.
Гипотезой проекта является предположение о том, что познавательно – исследовательская деятельность обеспечить формирование начал экологической культуры дошкольников, посредством использования метода наблюдения за природными объектами и явлениями, игрового моделирования при помощи картинно – графических схем, экспериментирования, создания проблемно-игровых ситуаций и т. д.
2.3. Ожидаемый результат:
Для детей:
1. Повышение у детей интереса к основам экологической культуры и культуры природолюбия.
2. Повышение у дошкольников потребности в любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
4. Расширение общего кругозора детей, повышение творческих способностей.
Для родителей:
1. Повышение родительской компетенции по проблеме экологического воспитания дошкольников.
Продукт деятельности:
• Выставка «Зимушка - зима».
• Альбом с результатами опытов.
• Картотека картинно- графических схем.
• Сценарий конспекта семейного клуба «Навстречу друг другу»
на тему: «Играй, размышляй, экспериментируй».
• Викторина «Компетентность родителей в сфере экологии».
• Слайдовая презентация «Эколята – дошколята»
Раздел 3
3.1. Механизм реализации.
Перспективный план реализации проекта
I этап – подготовительный 1.11.16. по 11 11.16 г.
Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
• Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ).
• Изучение литературы по теме.
• Постановка целей и задач, определение методов и приемов.
• Составление перспективного, тематического плана.
• Подготовка оборудования и материалов.
• Оснащение предметно-развивающей среды.
• Составление конспектов НОД по разделам программы.
• Разработка игр по теме.
• Составление информационных листов
для родителей. Познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная деятельность. Педагогический анализ форсированности умений и навыков у дошкольников.
Выявление уровня педагогической культуры родителей по теме (анкетирование).
Оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды:
- оформление зимнего участка.
II этап – организационный - 14.11.16. по 13.02.2017.
Деятельность педагога
Деятельность детей Деятельность родителей
Проведение наблюдений, занятий, опытов, игр по теме.
Просмотр слайдовых презентаций.
Организованная образовательная деятельность. Участие детей в совместной игровой, практической деятельности.
Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.
Оказание помощи в оснащении предметно – пространственной среды.
III этап – завершающий 13.02.2017 по 17.02.17.
Деятельность
педагога Деятельность детей Деятельность
родителей
Систематизация практического материала (игры, фото, детская продуктивная деятельность). Участие детей в совместной игровой и практической деятельности.
Отзывы родителей.
Участие в выставке совместных рисунков, фото стенда.
VI этап - презентационный 20.02.17 по 28.02.17.
Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
• Оформление выставки «Зимушка - зима».
• Оформление альбома с результатами опытов.
• Создание картотеки картинно- графических схем.
• Подготовка и организация презентации «Эколята – дошколята» Участие (обыгрывание).
Презентация выставки. Участие в презентации.
Оказание помощи в оформлении выставки.
3.2. План реализации проекта
Реализация проекта через различные виды детской деятельности
Деятельность Название Программные задачи
Познавательно –коммуникативная деятельность
НОД Речевое развитие. «Осенний лес».
НОД Рассказывание по схеме «Кошка с котятами».
НОД. Художественно-эстетическое развитие (рисование) Тема: «Храбрый петушок»
НОД. Тема: Пересказ сказки «Заюшкина избушка» с опорой на схемы.
Беседа «Правила поведения в лесу»;
Беседа «В гости к дедушке «Ау»;
Беседа «ветер листья закружил…»;
Беседа «Осторожно, хищники!»
Беседа «Осенью одевайся теплее»;
Беседа «Правила поведения на прогулке в детском саду»;
Целевые прогулки к деревьям: березе, осине, ёлочке».
НОД «Зимушка – зима»,
Беседа: «Снегопад» И. В. Кравченко
Беседа: время года «Осень»
Беседа: «Что мы знаем о птицах?»
Беседа: «Куда улетают птицы?»
Беседа «Уход за комнатными растениями»
«Наземный транспорт»
«Дикие и домашние животные».
«Кем станет яйцо?», Формировать представления детей о живой и не живой природе.
Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о птицах, диких и домашних животных.
Воспитывать желание беречь родную природу.
Чтение художественной литературы «Ёж» Е. Чарушин
(с использованием графических схем.
«Петушок с семьёй» К. Д. Уушинского
«Про машину». В. Берестова
Разучивание:
стихотворения «Подарки осени» Е. Трутнева.
Пальчиковая гимнастика «Птички».
«Белый снег» И. Сурикова
«Леший» А. Богдарина.
Физминутка «Мы шагаем друг за другом…»
Составление рассказа по схеме :
«Свойства живого», «Зима», «Лиса». Е,Чарушин.
«Хоровод у елки», «Что нужно для роста?»
«Профессия»
Рассматривание:
Иллюстрации «Птицы». «Времена года». «Военный транспорт» Помочь понять содержание произведений, вызвать эмоциональный отклик от прочитанного.
Учить составлять перессказы с
использованием графических схем.
Игровая деятельность Дидактическая игра «Угадай, чей голос?»
«У кого какой клюв?».
«Природа и человек»
«Живое — неживое»
«Изобрази….», «Кто позвал?»
«Круглый год».
«Времена года».
«Отгадай, что за растение».
«Да — нет». Учить детей выполнять правила игры.
Продуктивная деятельность
Рисование: «Деревья на нашем участке»;
Лепка: «Кисть рябины»;
Конструирование: «Домик для птички»
НОД «Воздух и его роль в жизни человека»
НОД «Уход за комнатными растениями».
Работа в тетрадях
«Зимние квартиры»» стр. 20 (О. Д. Воронкевич)
«Дикие и домашние животные».
«Помоги Буратино».
Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободной, творческой деятельности.
Экспериментальная деятельность Опыты:
«Послушная водичка».
«Свойства воды»
«Как увидеть воздух».
«Сосульки»
«Свойство воздуха и его роль в жизни человека.
«Здравствуй ветер»
«Посадка семян гороха, лука»
Наблюдение
«Форма снежинок». Развивать способность наблюдать, проводить элементарные опыты с разными материалами.
Физическое развитие П. игра «Воробушки и автомобиль».
«Снежинки».
«Птички летают».
"Султанчики", «Разноцветные ленточки". Развивать активность
детей в процессе двигательной деятельности.
Оформление выставки Выставка рисунков: «Любимое животное», «Зимушка - зима».
Выставка поделок «кормушки для птиц»
«Зимние забавы».
Перспективное планирование.
№ п/п Мероприятия Сроки
1. Беседа: «Что мы знаем о птицах?».
Рассматривание: иллюстрации птиц.
Разучивание стихотворения
«Осень».М Красева.
Составление рассказа по схеме «Свойства живого»
Дидактическая игра «Угадай, чей голос?»
Опыт с водой: «Послушная водичка».
НОД «Осенний лес». Ноябрь 3- неделя
2. Тематический день: «Синичкин день».
НОД. Художественно – эстетическое развитие (конструирование) «Домик для синички».
Подвижная игра: «Воробушки и автомобиль», «Султанчики".
Беседа: «Куда улетают птицы?». Ноябрь 4- неделя
3. Д. игра. «У кого какой клюв?».
Подвижная игра: «Птички летают».
С. Р. игра «Столовая для птиц».
Пальчиковая гимнастика «Птички».
Презентация «Кем станет яйцо?», Декабрь 1-неделя
4. Д. игра «Природа и человек?»
Т. М. Бондаренко стр. 79
Составление рассказа по схеме «Зима»
НОД «Зимушка – зима»
Заучивание стихотворения И. Сурикова «Белый снег пушистый». Декабрь -2 неделя
5. Дидактическая игра:
«Живое — неживое»
Работа в тетрадях стр. 20 (О. Д. Воронкевич) «Зимние квартиры»»
Слайдовая презентация: «Птицы»
Чтение «Петушок с семьёй» К. Д. Уушинского.
НОД «Воздух и его роль в жизни человека»
Т. М. Бондаренко стр. 81
Пордвижная игра «Разноцветные ленточки"
Декабрь - 3 неделя
6. Эксперимент «Свойства воды»
Журнал Воспитатель №1/2013 стр 31
Чтение стихотворение
И. Сурикова:
«Белый снег пушистый.»
Дидактическая игра «Природа и человек».
Опыт «Как увидеть воздух».
Составление рассказа по схеме «Зима»
Декабрь - 4 неделя
7. Опыт «Сосульки» Журнал Воспитатель №1/2013 стр 32
Д. игра «Изобрази….», «Кто позвал?»
Подвижная игра «Снежинки»
Работа в тетрадях стр. 34 (О. Д. Воронкевич) «Дикие и домашние животные».
Слайдовая презентация: «Дикие и домашние животные».
Пересказ рассказа «Лиса». Е,Чарушин.
- Участие в оформлении группы и поделок «Новый год».
Составление рассказа по схеме
«Хоровод у елки» Январь – 2 неделя
8. Опыт: «Свойство водуха и его роль в жизни человека. Т. М. Бондаренко стр. 84.
Составление рассказа по схеме «Зима».
Заучивание стихотворения А. Богдарина.
«Леший.»
Кн. а. Богдарина «Сказочные герои» Январь – 3 неделя
9. Рассматривание веток берёзы, ели.
Составление рассказа по схеме «Что нужно для роста?»
Дидактическая игра «Круглый год».
Опыт «Здравствуй ветер»
Т. М. Бондаренко стр. 106. Январь – 4 неделя
10. Дидактическая игра «Времена года».
Заучивание физминутки «Мы шагаем друг за другом…»
Т. М. Бондаренко стр. 102.
Наблюдение «Форма снежинок». Журнал Воспитатель №1/2013 стр 39
Февраль -1неделя
11. Отгадывание загадок о зиме, снеге, льде, воде.
- Рассматривание иллюстраций «Времена года»
Продуктивная деятельность:
Работа в тетрадях стр. 27 О. Д. Воронкевич. «Помоги Буратино».
Беседа «Уход за комнатными растениями»
Февраль -2 неделя
12. Дидактическая игра «Отгадай, что за растение».
Составление рассказа по схеме «Зима»
Опыт: «Посадка семян гороха, лука»
Стр. 100. Бондаренко стр. 85.
13. НОД «Уход за комнатными растениями».
Дидактическая игра «Отгадай что за растение?»
Опыт: «Почва: «Необходимость удобрений для роста растений».
Работа в тетрадях стр. 26 (О. Д. Воронкевич) «Какое растение грустит
Слайдовая презентация: «Наземный транспорт»
Беседа: «Снегопад» И. В. Кравченко Прогулки в лесу. стр 149.
Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о профессиях.
Дидактическая игра. «Да — нет». У детей картинки с изображениями людей разных профессий. По очереди каждому ребенку другие дети задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Дети должны угадать профессию. Февраль -3 неделя
Работа с родителями
Направления Цели Форма взаимодействия
Информационно-
аналитическое
Выявить интересы, потребности, запросы родителей Анкетирование
Познавательное Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей экологического воспитания Консультации: «Экспериментирование в домашних условиях»
Наглядно- информационное Повышать уровень знаний у родителей по вопросам экологии. Памятка: «Наблюдение с детьми на прогулке»
Досуговое Закрепить и обобщить полученные навыки экологического воспитания. Детско-родительская встреча: «Играй, размышляй, экспериментируй».
Литература:
1. Основная образовательная программа НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО».
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада. М. : Просвещение, 2002.
3. Ушакова О. С., Струнина Е. М., Развитие речи детей 3-4 лет, М. : Вентана-Граф, 2010.
4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2002.
5. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М. : Педагогическое общество России, 2005.
6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : ТЦ Сфера,2003.
7. Интернет ресурсы.
Раздел 4
4.1. Описание опыта
«Воспитание должно основываться на личности воспитателя,
потому что, воспитательная сила изливается
только из живого источника человеческой личности»
К. Д. Ушинский.
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому уделяя большое внимание экологическому воспитанию, мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить ее.
Окружающая нас природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребенка морем звуков, запахов, множеством загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать, делать выводы.
На мой взгляд, экологическое воспитание дошкольника проходит через все виды деятельности. За счёт использования метода картинно - графических схем работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят.
На первом этапе определила состояние предметно-развивающей среды, провела педагогическое наблюдение детей, по проблеме развития познавательно - исследовательской деятельности в природе.
Изучила особенности экологического развития дошкольников среднего возраста. Подобрала природоведческую литературу, картинно – графические схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания, детский инвентарь для наблюдений и труда в природе и природном уголке. Подготовлен необходимый материал (сбор бросового материала, закупка семян, земли, орудий труда для ухода за огородом, песок, колбочки для экспериментирования). Для развития познавательной деятельности оформлена предметно-развивающая среда (дидактические игры, игры- упражнения, сюжетно-ролевые игры, иллюстрации, слайдовые презентации). Разработан сценарий встречи в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу», на тему «Играй, размышляй, экспериментируй».
Подобраны проблемные ситуации, составлены вопросы для бесед, разработаны конспекты основной образовательной деятельности с детьми. Для родителей, составлены информационные листы по реализации проекта.
На втором этапе процесс образовательной деятельности по проекту построен на обучении сказочных персонажей Дедушки Ау и его внучки, которых поселили в экологическом уголке. Дети приглашали дедушку «Ау» на каждое занятие или эксперимент; ходили на экскурсию по участку детского сада, наблюдали; ухаживали за цветущими растениями, за деревьями; рассматривали, обсуждали, анализировали и т. д., делились впечатлениями об увиденном с дедушкой «Ау», затем выражали свои впечатления в изобразительной и театрализованной деятельности, в подвижных играх.
На прогулках организовывала игры с природным материалом «Листопад», «Мороз» и многие другие (песок, вода, снег, листья, плоды, шишки в зависимости от времени года). Дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Игровые упражнения «Угадай, чей голос?», «У кого какой клюв?», «Природа и человек», «Живое — неживое», «Изобрази….», «Кто позвал?», «Времена года», «Отгадай, что за растение», «Да — нет», "Султанчики", " Разноцветные ленточки" учили детей определять силу и направление ветра, его контрастность; особенности природных явлений и многое другое. А также помогали установлению причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями природы в опытах и экспериментах: «Послушная водичка», «Свойства воды», «Как увидеть воздух», «Сосульки», «Свойство воздуха и его роль в жизни человека», «Здравствуй ветер», «Посадка лука» … Все это способствовало формированию у детей познавательного интереса к природе и помогло научить дедушку «АУ» всему тому, что умеют дети.
Для ознакомления детей с образом природы в литературе использовала детскую художественную литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводила беседы, задавала вопросы. Разучивали стихи и отгадывали загадки, что способствовало развитию памяти и речевой активности, художественно – эстетических представлений о природе, ее яркости, необычности. Свои знания и впечатления дети закрепляли через различные виды деятельности.
Во время тематических занятий по ИЗО: «Деревья на нашем участке», «Листопад», «Зимушка – зима» и т. д.
Лепка: «
Кисть рябины», «Любимое животное», «Что нам осень принесла» и т. д.
Конструировании: «Домик для птички», «Конструирование из бросового материала».
НОД: «Воздух и его роль в жизни человека», «Уход за комнатными растениями» и. т. д
Таким образом, организация художественно - продуктивной деятельности способствовала воспитанию художественного вкуса, развитию эстетического восприятия, чувства формы и композиции.
На третьем этапе были оформлены результаты работы, систематизирован материал, оформлена выставка совместных работ: «Любимое животное», «Зимушка - зима»; Карнавал «У новогодней ели»; Выставка поделок «Зимние забавы». Для птиц, зимующих в наших краях, сделали кормушки, организовали «Птичью столовую» развесили кормушки на территории детского сада.
В ходе проектной деятельности дети привлекали родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. За совместную работу, дети и родители получали благодарности.
На завершающем этапе наиболее эффективной и интересной для детей явилась детско-родительская встреча в клубе «Навстречу друг другу», по теме: «Играй, размышляй, экспериментируй». Дети вместе с родителями делали домашний лимонад и наслаждались вкусным напитком. Таким образом, совместная творческая работа, доставила огромную радость и удовольствие, как ребёнку, так и родителю. Дети чувствуют, что живут в счастливой, дружной семье, ощущают любовь и внимание близких.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность обеспечивает познавательно-речевую активность детей, посредством использования методов наблюдения за природными объектами и явлениями, игрового моделирования и экспериментирования, проблемно-игровых ситуаций, рассматривая иллюстраций, чтения художественной литературы, использования разнообразных игр и упражнений (дидактических, словесных, игр-инсценировок). У детей сформировалось осознанное отношение к природе, её явлениям и объектам. Дошкольники научились видеть и чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.