Герасимова Татьяна
Проект по экологии в старшей группе «Растения рядом с нами»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологии в старшей группе
Воспитатели: Герасимова Т. А.
Борисова Л. А.
Возраст : старшая группа (5-6 лет).
Вид проекта : информационный, практико-ориентировочный.
Публикация «Проект по экологии в старшей группе „Растения рядом с нами“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники деятельности: воспитатели, дети старшей группы (возраст 5-6 лет, родители воспитанников.
Продолжительность: среднесрочный
Цель: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Задачи:
• Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
• Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
• Привлечение детей и родителей к разнообразным видам деятельности, в том числе творческой и проектной;
• Продолжить знакомство с литературными произведениями разных жанров (стихами, песнями, загадками и рассказами) о природе;
• Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
• Способствовать формированию навыков экологически грамотного поведения.
Актуальность.
Период дошкольного детства — начальный этап становления человеческой личности. Именно в дошкольный период закладывается основы личностной культуры. Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Экологическое воспитание старших дошкольников представляет собой четко организованный и целенаправленный процесс формирования конкретных основ в плане эко-культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе как к части природы, к объектам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Под экологическим образованием предусмотрено становление эко-сознания, эко-воспитанности и эко-знаний воспитанников.
Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.
Наиболее важная задача, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой- формирование у детей элементарной системы знаний о природе, ее объектах и явлениях, их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать природу. Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах.
В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.
Суть проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой.
Ожидаемый результат:
• Повышение уровня экологической грамотности детей;
• Формирование осознанной потребности в общении с природой;
• Создание в группе и на площадке активной РППС для экологического развития детей;
• Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
• Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
• Способствовать более активному участию родителей в жизни группы и детского сада.
Подготовительный этап.
Подбор материала, художественной литературы, оборудования, иллюстраций. Подготовка тем и обдумывание бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников» Знакомство с литературой (Чтение сказок, стихов, загадок, рассказов, участие в играх, наблюдениях. Пополнение развивающей среду.
Постановка проблемы (погружение в проблему) Проблема: «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте посадим деревья, понаблюдаем за их ростом, попробуем стать защитниками нашей природы».
Практическая деятельность.
Проведение совместной работы с детьми, включающей наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет).
Наблюдения и исследовательская деятельность.
1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
2. Исследование дерева.
Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
Художественно-эстетическое развитие: рисование, аппликация,
оригами, музыкальные игры.
Участие в трудовой деятельности: посадка саженцев, создание условий для их роста; уход за комнатными растениями.
Формирование элементарных навыков туризма, закрепление правил поведения в природе во время экскурсий.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.
Игровая деятельность представлена дидактическими, настольно-печатными, СРИ, подвижными играми.
Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Цель: учить находить дерево по описанию.
Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)
Дидактическая игра «Что лишнее».
Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
Дидактическая игра «Зеленый мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы взрослого.
У какого растения есть ствол? (У дерева)
Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)
На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)
А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)
На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)
Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок)
Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем)
Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
Дидактическая игра «Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т. д.). Затем условие игры меняется («На каком месте находится фиалка?» и т. д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д. ?
Подвижные игры на участке:
«Найди свое дерево».
Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т. д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.
«От дерева до дерева».
Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели?
«Найди такой же лист».
Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.
Продолжается пополнение развивающей среды, создание коллекций («Зелёная аптека». «Семена овощей») сбор
семян и листьев деревьев, изготовлении гербария, разработка игр, пособий (лэпбук) на тему «Экология»
Заключительный этап:
• Анализ и обобщение результатов работы.
• Закрепление знаний детей о растительном мире.
• Изготавление поделок для выставки из природного материала «Осенний калейдоскоп».
• Планирование новых направлений проектной деятельности.
В ходе работы над экологическим проектом у детей возрос интерес к природе, закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках и других растениях сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому, дети научились самостоятельно делать выводы, знания и впечатления они использовали на практике и изо деятельности.
Группа №12
Анкета для родителей
«Экологическое воспитание дошкольников»
Уважаемые родители!
Наша группа в рамках разработки и реализации эколого – познавательных проектов проводит анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников. Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада, воспитателей, с детьми по экологическому воспитанию.
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
• Да
• Нет
• Не знаю
2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
___
___
___
3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?
• Да
• Нет
• Не знаю
4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?
• Беседы с ребенком о природе
• Подкормка птиц
• Отдых на природе
• Наблюдение за природными объектами
• Чтение художественной литературы природоведческого содержания
• Другие формы___
5. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?
• Высоки
• Средний
• Низкий
6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
• Да
• Нет
7. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников___
8. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? ___
Благодарим Вас за участие!