Духина Анна
Занятие по экологии «Природные зоны. Условия жизни, растения и животные» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять полученные знания детей о природных зонах, взаимосвязи растительного и животного мира с климатическими условиями.
Формировать экологически правильное поведение в природе.
Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.
Воспитывать коммуникативные качества- сотрудничество, умение действовать в паре.
Способствовать развитию мыслительных операций.
Публикация «Занятие по экологии „Природные зоны, Условия жизни, растения и животные“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Природные зоны Земли
- Растения. Изучаем мир растений
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивать умение самостоятельно находить информацию.
Развивать интерес к получению и распространению информации, полученной из интернет-источников.
Развивать смекалку, воображение.
Закрепить представления детей об условиях жизни, растениях и животных различных природных зон (Крайнего Севера, тайги, степи и саванны, пустыни, джунглей).
Устанавливать взаимосвязь растений и животных с условиями жизни в природных зонах.
Учить детей строить модели, отражающие взаимосвязь условий жизни и растений и животных в природных зонах.
Овладение способами речевого общения со взрослыми и сверстниками.
Ход занятия;
Космос всегда манил человечество, люди стремились покорить звездные вершины и узнать, что таит небесная бездна. Были первые шаги на Луне, которые провозгласили о великом прогрессе всего мира.
Каждая страна стремится совершить особенно значимое открытие, которое обязательно запечалится в истории. Однако уровень научных достижений и современное техническое оснащение не позволяют покорить далекие и загадочные небесные тела. Сколько раз в теории проводились экспедиции на Марс, осуществление которых на практике в настоящее время является делом весьма затруднительным. Но ученые считают, что в ближайшее десятилетие нога человека ступит на красную планету. И кто знает, какие сюрпризы ожидают нас там. Надежда на наличие внеземной жизни будоражит многие умы. В одном космическом центре решили отправить к другим планетам людей. Но путешествие будет очень долгим, потому есть предложение отправить детей.
Предлагаю представить себя космонавтами-исследователями.
Занимайте, пожалуйста, места в центре подготовки и управлении полетами.
Нам нужно подготовиться к полету, ко встрече с иными жителями планет.
Возьмите бортовые журналы, необходимо рассказать им о нашей планете.
Глобус. – наша планета.
«На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю …
(Глобус)
Природу нашей планеты можно разделить на природные зоны. С ними мы знакомы. Природная зона – это крупная территория суши, где сложились определённые взаимосвязи компонентов природы : растений, животных, почв, климата, и т. д
(Дети работают в парах) раздать условные знаки и предложить составить каждой паре модель определенной природной зоны. Каждая команда выберет климатическую зону и будет о ней рассказывать. Нужно рассказать об условиях жизни в природной зоне, о том как зависят растения и животные в этой зоне от условий жизни в ней.
Начнем с самого Севера. Арктика.
- А как ещё называют эту природную зону?
Ответы детей (царство льда и снега).
- Почему она получила такое название?
Ответы детей (вечная мерзлота, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние, 6 месяцев –ночь, 6 месяцев – день, люди там постоянно не живут).
- Как приспособились животные к суровому климату Арктики?
Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).
Дети выкладывают модель взаимосвязи природных условий и жизни растений и животных.
«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?»
- Кто догадался, где мы находимся?
Ответы детей (в зоне лесов).
Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, это лес.
- Какое значение для человека и животных имеет лес?
Ответы детей (дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ).
Дети выкладывают модель взаимосвязи природных условий и жизни растений и животных.
- А какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу?
Ответы детей.
- Какие растения и животные внесены в Красную Книгу?
Ответы детей.
- Как связаны между собой осина, заяц, волк?
Ответы детей (цепочкой питания).
Что за желтые поляны
Нам на глобусе видны?
То пустыни и барханы,
И горячие пески …
Что же может там, расти
И жару перенести?
- Как приспособились растения к жизни в пустыне?
Ответы детей (у растений вместо листьев колючки, мелкие листья, длинные корни).
- Почему в пустыне редко встречаются растения? Ответы детей (мало воды).
В жарких странах, где не бывает холодной зимы, есть большие равнины, где царит постоянное лето. Называются они саваннами. Погода там очень жаркая, дожди бывают редко. Днем температура воздуха поднимается до + 50" С. При такой температуре высыхают травы, растения, трескается почва. Но как только пройдут дожди, мир вокруг оживает. Очень быстро вырастает сочная зеленая трава и вытягивается выше человеческого роста. Среди высокой травы растут акации, похожие на огромные зонтики. Кое-где видны деревья с толстыми стволами — это баобабы. У некоторых баобабов стволы такие толстые, что в них можно сделать гараж для машины. Возле акаций пасутся жирафы, объедая листву ветвей. В высокой траве ходят слоны, носороги. Можно увидеть стада полосатых зебр, быстроногих антилоп. Караулят добычу львы и гепарды. На берегах рек в жарких странах встречаются неуклюжие бегемоты. В прибрежных зарослях спрятались большие крокодилы. В Саванне очень много змей.
Дети выкладывают модель взаимосвязи природных условий и жизни растений и животных.
3. Физкультминутка «Зоопарк»
Дети вместе с воспитателем изображают животных
Посмотрит - это слон,
Хобот поднимает он.
Бегемот, бегемот
Широко разинул рот.
Скачет зебра на лугу,
Так и я скакать могу.
Сладко дремлет лев, поев,
Но бежит голодный лев
Почему у жирафа длинная шея?
Зачем зебре полосы на шкуре?
Почему лев песочного цвета?
На что похож крокодил, когда он лежит неподвижно?
Пальмы, бамбуки, лианы
Крокодилы, обезьяны,
Черепахи и слоны…
Подскажите-ка ребята,
Обитают где они?
В Африке, в тропиках.
Там и влажно и тепло
В джунглях зелени полно.
А в саванне там и тут
Средь высоких трав живут
Зебры, носороги, львы
И мартышки – шалуны.
-В джунглях богатая растительность : много разных плодов, яркие красивые деревья с большими листьями, разнообразные цветы.
- Молодцы, ребята, хорошо подготовились ко встрече с инопланетянами. Они узнают про нашу планету очень много и подробно.
- Еще одно условие, чтобы отправиться в путешествие: можно взять с собой в путешествие фотографии двух представителей флоры и фауны. (дети выбирают фото и рассказывают, почему именно этих представителей они возьмут с собой).
Дети выкладывают модель взаимосвязи природных условий и жизни растений и животных.
Подвести итог:
К полету готовы!
Кроссворды.
Экологический тренинг :
Мои корни глубоко вошли в землю,
Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем -
Крылья мы сложим назад.