Венера Шамсутдинова
Проект в старшей группе «Растения. Почему и как они растут?»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Пояснительная записка…. 3
Паспорт проекта….4
Этапы реализации проекта…9
Тематическое планирование….12
Пояснительная записка
В настоящее время дети свободно входят в интернет для получения информации, еще до поступления в школу многие из них умеют читать и писать, но все чаще и чаще от них ускользают простые и доступные вещи и понятия, которые пригодятся им на практике и в будущей жизни.
Публикация «Проект в старшей группе „Растения, Почему и как они растут?“» размещена в разделах
Далеко не каждый современный ребенок знает, как правильно посадить семена растений, и какие условия нужны, для того, чтобы из маленького семечка что-нибудь выросло. Нас, взрослых, волнует состояние окружающей среды. Мы общаемся с будущим поколением ежедневно, для нас, воспитателей – это наши воспитанники. Каким образом можем мы передать будущим поколениям наши знания и тревогу об этом? Можно просто рассказать об изменениях, происходящих в природе, можно показать фильмы, но для каждого ребенка всегда интереснее попробовать, испытать все самому. Наша задача сделать это так, чтобы каждый ребенок вынес для себя что-то интересное и полезное в дальнейшую жизнь, получил новый практический опыт.
Предлагаемая нами кружковая работа «Юный эколог» направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний в трех направлениях: животные, растения, деятельность человека в природе.
Цикл кружковых занятий будет реализован нами с сентября 2019 г. до начала марта 2020 г., 1 раз в неделю по 25-30 минут с детьми СДВ. Общее количество занятий - 20. Использование тематического литературного, познавательного и игрового материала позволит нам сделать занятия по кружку доступными и занимательными.
Паспорт проекта
Название «Растения. Почему и как они растут?»
Автор Шамсутдинова В. Р.
Вид Длительный с 01.09.19 по 01.03.2020 г.
Участники Воспитатель и дети старшей группы (6-7 лет).
Актуальность Далеко не каждый современный ребенок знает, как правильно посадить семена растений, и какие условия нужны, для того, чтобы из маленького семечка что-нибудь выросло. Каким образом можем мы передать будущим поколениям наши знания? Можно просто рассказать об изменениях, происходящих в природе, можно показать фильмы, но для каждого ребенка всегда интереснее попробовать, испытать все самому. Наша задача сделать это так, чтобы каждый ребенок вынес для себя что-то интересное и полезное в дальнейшую жизнь, получил новый практический опыт.
Цель проекта Формирование осознанного отношения детей к растительному миру.
Задачи проекта -изучение стадий развития растений, условий, необходимых для их хорошего роста;
-установление взаимосвязи между условиями окружающей среды и ростом растений;
-определение значения воды и ее качества для роста и развития растений;
-выявление подходящего грунта для лучшего роста растений;
-научить детей делать самостоятельные выводы, проводить параллели на основе полученных знаний.
План реализации проекта -постановка задачи для детей (сентябрь);
-выращивание арбуза из семян. Влияние светового дня на развитие и рост растений (октябрь, ноябрь);
-проращивание фасоли. Выявление необходимости создания условий для правильного проращивания семени (ноябрь, декабрь);
-внесение веток в группу. Определение значения воды и тепла для роста растений (январь);
-рост гвоздик в окрашенной воде. Определение влияния качества воды на развитие растения (январь);
-проращивание семян в разных грунтах разного типа. Какая почва лучше для роста и развития растения? (февраль);
-подведение итогов проекта (февраль).
Этапы образовательной деятельности, распределение деятельности по дням
(не считая выходных дней, суббота-воскресенье) Первый этап: изучение влияния светового дня на развитие и рост растений.
Данный этап включает в себя 44 календарных дня (10 сентября – 08 ноября). В течение этого периода дети рассматривают арбуз, отделяют семена, замачивают их (со всеми детьми, рассматривают проросшие семена, занимаются посадкой.
Также будет организован полив растений, изучение появившихся ростков (все дети, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы, уход за растениями, определение условий способствующих хорошему росту растений, рассматривание подмерзших ростков, выявление причины произошедшего. Подведение итогов.
Второй этап: выявление необходимости создания условий для правильного проращивания семени.
Данный этап включает в себя 30 календарных дня (11 ноября – 22 декабря). В течение этого периода дети рассматривают семена фасоли, замачивают семена и сажают их в грунт без замачивания, изучают проросшие семена и испорченные семена, осуществляют посадку проросших семян, занимаются поливкой, изучением появившегося ростка, фиксацией в календаре наблюдений. Также дети осуществляют уход за растениями, рассматривают фасоль, которую посадили без проращивания, фиксируют ее неспособность расти, выявляют причины произошедших изменений, подводят итоги.
Третий этап: определение значимости воды и тепла для роста растений.
Данный этап включает в себя 15 календарных дней (23 декабря – 10 января). В течение этого периода дети срезают и рассматривают ветки 4 дерева (береза, сирень, липа, осина, обрабатывают срезы у деревьев, заносят ветки в группу и устанавливают их в ёмкости с водой. Затем рассматривают ветки деревьев, выявляют изменения, фиксируют в календаре наблюдений, изучают появившиеся листья. Выявляют причины развития и роста листьев, подводят итоги.
Четвертый этап: определение влияния качества воды на развитие растения.
Данный этап включает в себя 15 календарных дней (13 января – 31 января). В течение этого периода дети рассматривают цветки гвоздики, разбавляют краски в воде, отрезают стебли гвоздики разной длины, устанавливают цветы в воду, рассматривают их, определяют какие цветы, больше окрасились, сравнивают цвета цветков с цветками предыдущего дня, выявляют причины увядания цветов яркой окраски и короткого стебля. Подводят итоги.
Пятый этап: какая почва лучше для роста и развития растения?
Данный этап включает в себя 20 календарных дней (03 февраля – 28 февраля). В течение этого периода дети высаживают семена лука в три емкости с разным грунтом (песок, грунт с примесью, покупной грунт). С детьми проводятся беседы на тему: «Для чего необходима почва для растения?».
Дети откапывают из-под снега песок и грунт с примесями песка и камней. Занимаются посадкой, поливом грунта, рассматривают всходы семян в разных грунтах (все дети).
Результативность 1 этап: Появление «настоящих» листьев арбуза на 13 день.
2 этап: пророщенная фасоль дала всходы.
3 этап: срезанные ветки деревьев распустились, выпустив листочки в разное время.
4 этап: цветы с коротким стеблем окрасились раньше, но и завяли они раньше.
5 этап: на 6 день появились всходы в покупной почве и в почве с примесью (их меньше чем в покупном грунте, а в песке зафиксирована малая всхожесть семян и они гораздо слабее.
Планируемые выводы детей Первый этап.
Арбуз у нас, к сожалению, не вырос. Ростки тянулись к свету и прислонялись к окну, хотя мы их поворачивали каждый день. В одно холодное утро мы пришли в группу и увидели, что ростки, которые были ближе всех к стеклу, согнулись и как будто «сварились». Мы пришли к выводу, что им стало холодно. Нашим арбузам не хватило солнечного света. Надеемся, что весной мы вырастим арбузы. Теперь то мы знаем, что для роста растений нужна не только вода и земля (почва, но и обязательно много солнечного света и тепла!
Второй этап.
Для того чтобы семя проросло, его необходимо проращивать, но необходимо соблюдать правила, иначе семена погибнут.
Третий этап.
За окном зима, но веточки, как только мы занесли их в группу и поставили в воду, начали распускать листочки. Вода и тепло необходимы для растений.
Четвертый этап.
Растения не могут жить без воды, и она им нужна для развития и роста, но если эта вода будет плохого качества, то они могут быстро погибнуть.
Пятый этап.
В песок сложнее сажать семена – они всплывают при поливе. Семена хуже растут в песке, долго не могут укорениться.
Планируемые выводы воспитателей 1. Проект вызывал большой интерес у старших дошкольников, дал возможность пронаблюдать развитие растения от семени до полноценного ростка. Особенно ценным этот опыт оказался для детей, семьи которых не имеют собственного огорода.
2. Дети научились отмечать изменения в календаре наблюдений, на основе полученного опыта смогли самостоятельно сделать выводы о том, какие условия необходимы для роста растений.
3. Проект наглядно показал детям, что процесс выращивания растений - это сложная и ответственная работа. Она требует больших усилий, регулярного ухода и заслуживает уважения.
4. Проведение экологических проектов воспитывает у детей бережное отношение к своему и чужому труду, ответственность и любовь к природе.
5. Проект помогает реализовать задачи всестороннего развития детей: развитие наблюдательности, логического мышления, памяти, воспитания трудолюбия, усердности, терпеливости.
Этапы реализации проекта
Первый этап: влияние светового дня на развитие и рост растений
1-5 день - рассматривание арбуза, отделение семян, замачивание (со всеми детьми).
6-11 день - рассматривание проросших семян, посадка (со всеми детьми, посадка по подгруппам).
12 день - полив (дежурные).
13-14 день - рассматривание появившихся ростков (все дети, полив и фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы).
15-17 день - рассматривание появившихся ростков (все дети). Измерение, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы).
18-24 день - рассматривание появившихся ростков (все дети). Измерение, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы).
25-28 день - уход за растениями (дежурные по уголку природы).
29-33 день - рассматривание появившихся ростков (все дети). Измерение, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы).
34-38 день - уход за растениями (дежурные по уголку природы)
39 день - рассматривание появившихся листьев «настоящих» листьев (все дети, измерение ростков, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы).
40 день - уход за растениями (дежурные по уголку природы).
41 день - рассматривание ростков, определение условий способствующих хорошему росту растений (все дети).
42-44 день - рассматривание подмерзших ростков, выявление причины произошедшего. Подведение итогов.
Второй этап: выявление необходимости создания условий для правильного проращивания семени.
1-5 день - рассматривание семян фасоли, замачивание двух семян и посадки одного семени сразу в грунт.
6-8 день - рассматривание проросшего семени и испорченного семени. Посадка проросшего семени.
9-12 день - полив (дежурные).
13-15 день - рассматривание появившегося ростка (все дети, полив и фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы)
16-19 день - рассматривание появившихся ростков (все дети). Измерение, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы).
20-25 день - уход за растениями (дежурные по уголку природы).
26-30 день - рассматривание фасоли, которую посадили без проращивания, фиксация ее неспособности расти, выявление причины произошедшего. Подведение итогов.
Третий этап: определение значимости воды и тепла для роста растений.
1-6 день - срезание и рассматривание веток 4 деревьев (береза, сирень, липа, осина). Обработка срезов у деревьев. Занесение веток в группу и установка их в ёмкости с водой.
7-10 день - рассматривание веток деревьев, выявление изменений (все дети). Фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы).
11-12 день - рассматривание веток деревьев, выявление изменений (все дети). Фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы).
13-15 день - рассматривание появившихся листьев (все дети). Фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). Выявление причины развития и роста листьев. Подведение итогов.
Четвертый этап: определение влияния качества воды на развитие растения.
1-4 день - рассматривание цветков гвоздики, разбавление краски в воде, отрезание стеблей гвоздики разной длины, установление цветов в воду.
5-6 день - рассматривание цветов (все дети).
7-8 день - рассматривание цветов, определение какие цветы больше окрасились.
9-10 день - рассматривание цветов, сравнение цвета цветков с цветками предыдущего дня.
11-15 день - рассматривание цветов, выявление причины увядания цветов яркой окраски и короткого стебля. Подведение итогов.
Пятый этап: какая почва лучше для роста и развития растения?
1-6 день - проведение беседы на тему: Для чего необходима почва для растения? Откапывание из-под снега песка и грунта с примесями песка и камней.
7-12 день - посадка семян лука в три емкости с разным грунтом (песок, грунт с примесью, покупной грунт).
13-16 день - полив грунта (дежурные).
17-20 день - рассматривание всходов семян в разных грунтах (все дети).
Тематическое планирование
Сентябрь. Постановка задачи для детей. Начало работы кружка «Юный эколог». (НОД по разделу «Познание»).
Октябрь. Рассматривание арбуза. (НОД по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Отделение семян, проращивание (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»).
Посадка семян. (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»).
Чтение художественной литературы – стихотворения и загадки (см. Приложение 1).
Уход за посадками, фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»).
Ноябрь. Декабрь. Рассматривание фасоли. (НОД по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Посадка и проращивание семян фасоли (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»).
Посадка пророщенного семени. (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»)
Чтение художественной литературы – стихотворения и загадки (см. Приложение 1). Изучение детской энциклопедии, просмотр мультфильмов (см. Приложение 2).
Сотрудничество с родителями – изучение значимости проращивания для роста растений в домашних условиях. Рекомендовали компьютерную игру «Домовёнок Бу» и дидактические игры экологического содержания (см. Приложение 3).
Уход за посадками, фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»).
Январь. Февраль. Рассматривание деревьев (липа, осина, береза, сирени). Срез веток и обработка срезов на деревьях. (НОД по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Занесение веток в группу и установка их в ёмкости с водой. (НОД по разделу «Познание»).
Уход за ветками (смена воды в ёмкостях, фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»).
Январь. Рассматривание цветков гвоздики, разбавление краски в воде, отрезание стеблей гвоздики разной длины, установление цветов в воду. (НОД по разделу «Познание»).
Фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»).
Февраль. Выбор и подготовка разных видов грунта. (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»).
Посадка семян. (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»).
Уход за посадками, фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»).