Ольга Самуйлова
Конспект по экологии в старшей группе «Воздух и вода — с нами навсегда»
▼ Скачать + Заказать документы
ВОЗДУХ И ВОДА – С НАМИ НАВСЕГДА
Цель: Закреплять представление детей о роли воздуха и воды через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воды и воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, не имеет запаха и вкуса).
Формировать интерес к экспериментальной работе.
Развивать речь, мышление, любознательность.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект по экологии в старшей группе „Воздух и вода — с нами навсегда“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: Глобус, ёмкости с грязной водой (на каждого ребнка, вата, марля, воронки, цветы из бумаги; пакеты, банан, два апельсина, веера, шарики.
Ход занятия.
Приветствие: Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Если каждый улыбнется, утро доброе начнется.
Воспитатель: Дети, ой, что утром было, я же вам сказать забыла - только в садик я зашла, ко мне Звездочка пришла (показываю картинку Звездочки, говорит, мне чудо гостья, вот любуюсь свысока, нравится мне ваша Земля, голубая и большая, красками всегда играет, расскажите почему, ведь сама я не пойму!
Воспитатель: Давайте расскажем Звездочке, почему наша планета Земля такая красивая?
Дети: Да. Давайте!
Воспитатель: Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? (ответы детей)
Воспитатель: Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.
Дети наша планета Земля такая красивая, потому что большая её поверхность покрыта водой. Именно поэтому она такая голубая. (Продемонстрировать детям глобус. Объяснить, что голубой цвет на глобусе – это вода. Обратить внимание на то, что воды (голубого цвета) больше, чем суши. Обратить внимание на то, что на глобусе есть и белый цвет – найти их вместе. Объяснить, что белым цветом обозначается тоже вода, но только особенная – это льды и снега, которые никогда не тают). Вода основной источник жизни на Земле: без неё не было б ни растений – цветочков, деревьев, фруктов, овощей, ни животных, ни птичек, ни рыбок, ни людей.
Воспитатель: А без чего не может прожить человек (ответы детей).
Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы, готовим пищу).
Сейчас послушайте стихотворение.
Жить без воды невозможно,
Будьте с водой осторожны:
Не лейте напрасно чистую воду.
Вода - это лучшая часть у природы:
Реки, пруды, моря и озёра,
Ручьи, океаны и айсбергов горы…
Без чистой воды не сготовишь еды…
Всё живое на Свете,
На нашей планете,
В основном состоит из воды.
Если кончится вдруг вода,
То исчезнем и мы навсегда.
Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»
- Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран. - Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
- Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.
- Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?
Ответы детей.
- Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду надо поставить барьер для грязи, а называется он фильтром. Для этого возьмём воронку, положим в воронку вату, обёрнутую несколько раз марлей, и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.
- А что стало с нашим фильтром? Он стал грязным.
Развлекательный опыт: кладу бумажные цветы в ёмкости с грязной и чистой водой. Наблюдаем, что происходит (в чистой распустились, а в грязной воде нет).
Человек! Запомни навсегда : Символ жизни на Земле – вода! Экономь ее и береги. Мы ведь на планете не одни!
Физкультурная разминка под музыку Л. Делиб «Пиццикато» из балета «Сильвия»
Дети «садятся в воздушный шар»
На большом воздушном шаре
Над Смоленском пролетая
Видим реки и луга,
Лес, поля и дом родной.
Где живем мы всей семьей.
На большом воздушном шаре.
Край родной мы пролетали.
Шар воздушный как земля, Где живем и ты и я.
Ребята, а чем мы с вами дышим? Вокруг носа летает, а в руки не попадает.
Дети: Воздухом.
Воспитатель: А какой бывает воздух? ( Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?
Дети: Нет.
Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, на море, в горах.
Воспитатель: В больших городах, где много машин и заводов воздух загрязненный. В нашем городе есть фабрики и заводы. Выходящий дым из труб фабрик и заводов загрязняет наш воздух
Воспитатель: Дети, на доске две картинки, с изображением задымленного города и зелёного города. В каком городе вы хотели бы жить и почему?
Дети:
Воспитатель: Кто еще загрязняет воздух?
Дети: Воздух загрязняют люди. Они бросают мусор.
Воспитатель: А что можно сделать для того, что бы воздух был чистым?
Дети: Посадить деревья, кустарники. Воздухом дышат и животные и люди, а машины и самолеты загрязняют воздух, а зеленые растения очищают воздух. Зеленые растения забирают грязный воздух к себе и выделяют нам чистый воздух.
Воспитатель: «Что же нам нужно делать для очистки воздуха у нас в группе?»
Дети: Для того чтобы воздух в нашей группе был чистым, нам следует проветривать помещение, выращивать комнатные растения, делать уборку в группе.
Воспитатель: воздух очень важен для людей, так как без пищи человек может прожить две недели, без воды – три дня. А вот без воздуха человеку будет невозможно прожить и минуту. Проверим?
Предлагаю вам ладошками зажать рот и нос, сколько времени (в условных единицах) они могут не дышать. Правда, невозможно!
Воспитатель: Скажите, а воздух мы можем увидеть?
Дети: Нет.
Воспитатель: Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимкой». Давным – давно в космосе появилась наша планета Земля, и оказалось, что именно здесь может возникнуть жизнь, потому что на земле есть вода и воздух. Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Мы его не видим не чувствуем, но он всегда вокруг нас. Теперь мы знаем, что воздух называют «невидимкой». А вы хотите увидеть воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас я покажу, как можно поймать воздух. Открываю мешочек и тут же его закручиваю. Что у меня в пакете?
- Воздух (ответ детей)
- Каким стал пакет?
- Упругим (ответ детей)
Воспитатель: Давайте теперь вы попробуете поймать воздух в свои пакеты.
Ребята выполняют задание.
- Так видим мы воздух или нет?
- Нет (ответ детей)
- Какой вывод мы можем сделать?
-Воздух невидимый, но находится везде.
Воспитатель: Закройте, пожалуйста, глазки и угадайте, чем я вас угощу.
Дети: Это банан.
Воспитатель: Правильно, даже с закрытыми глазами вы узнали его вкус. А теперь я предлагаю вам "съесть" воздух, чтобы определить, имеет ли воздух вкус.
Дети: Воздух не имеет вкуса
- Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах?
Предположения детей.
- Давайте понюхаем вокруг. Пахнет ли чем-нибудь?
Ответы детей.
Чищу апельсин.
- Что вы почувствовали?
Ответ детей. (запах апельсина)
- Правильно, это воздух принес нам запах.
(опыт с двумя апельсинами – без кожуры тонет, с кожурой не тонет; объясняю почему)
Вывод: воздух, не имеет запаха, а только переносит различные ароматы. Воспитатель: Дети, что такое ветер?
Дети: Ветер — это движение воздуха.
Покажите, как можно почувствовать движение воздуха.
Возьмите веер и помашите на себя. Еще раз помашите веером, скажите, ветер какой? (холодный). Воздух может быть теплым и горячим
А теперь давайте повторим, что мы узнали о воздухе.
- Воздух– невидимый, прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха. Без воздуха и дня не проживем, поэтому мы должны сохранять чистый воздух.
Молодцы!
Игра с воздушными шариками (надуть (не завязывая) и попасть в корзину)
Рефлексивно-оценочный этап. Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали? (ответы детей). Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля.