Татьяна Шевцова
Проект по экологии в ДОУ «Стань природе другом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 11 "Зорька"
Проект по экологии «Стань природе другом»
Разработчик:
Воспитатель, Шевцова Т. И.
Каменский район, г. Камень- на- Оби
2017 г.
Вид проекта : практико-ориентированный.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели, родители, дети, специалисты ДОУ.
Введение
(обоснование проекта)
Публикация «Проект по экологии в ДОУ „Стань природе другом“» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А, как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Проблема: Совершая прогулки, экскурсии в лес, мы видим картину потребительского отношения к природе : разбросанный мусор, поломанные деревья, разоренные муравейники. У воспитателя возникают вопросы: Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе, ведь зачастую бывает так, что мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое. Как построить свою работу исходя из этой проблемы?
Народная мудрость гласит: «Любить – значит, знать». Необходимо научить детей любить природу, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что взрослые люди показывают пример детям, и, следовательно, необходимо работать не только с детьми, но и со взрослыми. Нужно сделать так, чтобы взрослые (через детей) поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.
Цель проекта : формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры у выпускников ДОУ.
Задачи:
1. Обогатить представления детей о значении леса в природе и жизни человека, о разнообразии растительного и животного мира лесов Забайкальского края;
2. Расширить, уточнить знания о правилах поведения в лесу. Вызвать желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего» и «плохого» отношения к природе;
3. Расширить знания детей о природе Родного края, о ее особенностях.
4. Развивать у детей осознанно – бережное отношение к объектам природы, воспитывать патриотизм, любовь к природе;
5. Развивать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников.
6. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;
7. Развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;
8. Воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю;
При выстраивании педагогического процесса в рамках проекта осуществляется опора на следующие принципы:
1. Принцип интегративности со специалистами ДОУ, с библиотекой.
2. Принцип дифференциации.
3. Принцип гуманизации.
4. Принцип доступности информации.
5. Принцип наглядности.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
Дети:
• У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
• Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
• У детей будут сформированы представления о природе Родного края.
• Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Педагоги:
• Педагоги приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.
• Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
Родители:
• Обогащение уровня экологических знаний родителей.
• Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом и патриотическом воспитании детей.
• Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
• Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
Возможные риски: Взрослые на проводимых детским садом мероприятиях будут соблюдать правила поведения в природе, а в последующем, в повседневной жизни - как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других плохо.
1. Подготовительный этап
1. Составление перспективного плана проведения НОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников.
2. Подбор программно – методического материала по направлению работы.
3. Совершенствование развивающей среды (подобрать материалы; игрушки; атрибуты для игровой, театрализованной деятельности).
4. Подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему.
5. Посев семян.
6. Оформить фотовыставку «Любите природу!»
7. Организовать родителей для совместного творчества со своими детьми.
Работа с родителями: Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома; проведение консультаций; оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома.
2. Основной этап
Совместная деятельность взрослых и детей будет осуществляться в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах, самостоятельной деятельности.
Социализация
Дидактические игры:
«Что в корзинку мы берем?»;
Цель: закрепить знания детей об урожае, который собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
"Вершки и корешки"
Цель: учить детей составлять целое из частей.
«Что лишнее?»
Цель: закреплять знание признаков разных времен года. и т. д. (см. картотеку игр по экологии).
Театрализация:
Инсценировка сказок: «Гуси-лебеди на новый лад», «Цветик-семицветик»;
Показ сказки: «Цветик- семицветик»
Цель: развитие интереса к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия: желание попробовать себя в разных ролях.
Физическая культура
Подвижные игры:
«Гуси-лебеди»; «Хитрая лиса»; народная игра «Гори, гори ясно!»; «Охотники и зайцы»; «Угадай, кого поймали»; «Скворечники»; «Медведь и пчелы»; «Волк во рву»; «Лиса и зайцы»; «Мышеловка»
Цель: поощрять у детей самостоятельность в организации знакомых подвижных игр; участия в играх с элементами соревнования; знакомство с народными играми.
Непосредственная образовательная деятельность
Форсирование целостной картины мира:
НОД: «Путешествие в весенний лес»; «Земля -наш общий дом»; «Растения рядом с нами»; «Мы друзья природы»; «Праздник Земли»; викторина «Знатоки природы».
Цель: расширять и систематизировать знания детей о природе; формировать к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе, развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения.
Наблюдения: за сезонными изменениями, за проталинами, за капелью, за растениями и кустарниками на участке, за птицами.
Цель: учить устанавливать взаимосвязь в природе.
Безопасность:
ОБЖ беседа: «Огонь друг или враг».
Цель: познакомить детей с опасностями, которые могут исходить от огня.
Коммуникация:
НОД: составление рассказа на тему «Весна»; описательный рассказ по картине «Весна в лесу»; беседа «Весна в пословицах и поговорках»; беседа по содержанию стихотворения «Дождик, дождик, капелька…»; беседа «Прилетели птицы – весну принесли»
Цель: расширять знания детей о перелетных птицах, расширять представления о весенних изменениях в природе, формировать умения рассказывать о содержание сюжетной картины, способствовать развитию свободного общения с родителями и детьми.
Познавательно-исследовательская:
НОД: «В мире весны»; огород на окне «Посев семян»; экскурсия на станцию Юннатов; интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Цель: формировать представления как периоде пробуждения в природе, показать зависимость роста растений от изменений в живой природе, создание условий для продуктивного взаимодействия педагогов и детей, формирование элементарных трудовых навыков у детей.
Экспериментирование: исследование свойств воды, «Сухой и мокрый песок»
Цель: формирование элементарных естественнонаучных представлений у детей.
Художественное творчество:
Рисование: комплексно занятие «В гостях у весны»; «Природа Родного края»; «Растения рядом с нами»; «Пришла весна, прилетели птицы»; «Бабочка (монотипия)»; "Березовая роща"
Лепка: «Птицы»
Аппликация: «Первоцветы»
Цель: учить передавать в рисунке картины природы, аккуратно работать с кистью, красками; закреплять умение лепить птиц из пластилина, используя разнообразные способы лепки; закреплять приемы создания композиции и приемы ее наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции.
Конкурс: «Природа Алтайского края»
Цель: создание условий для развития детского художественного творчества, повысить самооценку родителей.
Чтение художественной литературы:
Чтение сказки в стихах В. Богдана «Теремок»;чтение В. Бианки «Синичкин календарь (весна)»; пересказ сказки «Лисичка – сестричка и волк»; чтение стихотворения П. Соловьева «Подснежник»; чтение стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды»; чтение сказки «Животный мир»; чтение рассказа Н. Сладкова «Воробьишкина весна».
Цель: развивать интерес к художественной и познавательной литературе, формировать умение слушать сказки, рассказы, стихотворения; формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.
Музыка:
Слушание: «Голоса птиц»; «Звуки насекомых»
Пение: «Веснянка» - закличка; «Весенняя песенка», муз. А. Филиппенко.
Музыкально-ритмические движения: русский народный хоровод.
Цель: формировать навыки выразительного пения, продолжать развивать интерес к музыке, желание ее слушать, продолжать развивать у детей навыки ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
Работа с родителями: проведение консультаций; оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома; проведение родительского собрания «Воспитание доброты к природе».
3. Заключительный этап
1. Обобщение результатов работы по экологическому проекту «Стань природе другом».
2. Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе.
3. «Люблю берёзку русскую…» - экологический праздник с детьми.
4. Результаты работы по проекту – презентация.