Белла Бах
Экологический проект «Будь природе другом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный
экспериментальный
старшей группы «Ромашка»
«Будь природе другом!»
Разработано воспитателями
Б. Д. Кармацких, Н. И. Осокина
МКДОУ д/с «Лукоморье».
Тема: «Будь природе другом!».
Актуальность темы проекта :
Публикация «Экологический проект „Будь природе другом!“» размещена в разделах
Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира. Но у детей знания о растениях разрозненные, нет навыков ухода за растениями, навыков бережного отношения к растениям.
Проект направлен на расширение и обобщение знаний детей о растениях и о разнообразии растительного мира, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека.
Вид проекта : долгосрочный в два этапа. Первый этап (8 мес., второй этап (4 мес.)
Цель проекта : создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений.
Задачи:
1. Учить правильно ухаживать за растениями. Расширять представление детей о том, что растения могут расти из различных плодов (луковицы, зёрнышка, семечка.)
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений; формировать представление о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Гипотеза: Растений много и они нужны.
Предполагаемые результаты: Дети ориентируются в многообразии растительного мира, имеют представление о значении растений. Проявляют активность в экспериментировании.
Тип проекта : познавательно- исследовательский.
Групповой
Участники: воспитатели, помощник воспитателя и дети старшей группы, родители.
Длительность: Первый этап - 8 месяцев (средней продолжительности).
Подготовительный этап:
Подготовили разнообразный иллюстративный материал: плакаты, альбомы, энциклопедии, наборы открыток;
Разработали несколько презентаций;
Подготовили дидактические игры:
Ресурсы проекта :
1. иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты, гербарии.
2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
3. Уголок природы в группе.
4. Зеленая зона на участке детского сада.
5. Огород на окне в группе.
Реализация проекта : (1 часть)
1 этап. Подготовительный.
Беседы: «Мир растений», «Зеленая аптека», «Как растет растение»
Обобщающая беседа с элементами труда «Как узнать растение».
Занятия: «Растения – легкие земли», «Где любят жить растения». Знакомство с семенами. первые посадки перцев (ноябрь).
Вместе с воспитателями и родителями создать экологическую презентацию «Будь природе другом!».
Работа с детьми.
Перед началом работы по проекту мы провели с детьми беседу о растениях. Выяснили их представления о растениях, их отношение к ним. (Диагностика)
2 этап. Исследовательский
Беседы: «Мир растений», «Зеленая аптека», «Как растет растение»
Обобщающая беседа с элементами труда «КАК УЗНАТЬ РАСТЕНИЯ»
Занятия: «Растения – легкие земли», «Где любят жить растения», «Как живут растения зимой».
Поисково-познавательная деятельность: «Может ли растения дышать?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без воды», «На свету и в темноте», «В тепле и в холоде», «Где лучше расти?», «В погоне за светом».
- Первые посадки перцев (ноябрь).
– Наблюдение за растениями в уголке природы.
– Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми по энциклопедии «Растения».
– Отгадывание и придумывание загадок о своем любимом растении.
– Обучение детей уходу за растениями (полив, рыхление, мытье растений)
Чтение художественной литературы: стихотворение «Зеленое платье планеты», рассказы Павловой, Бианки.
Дидактические игры: «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод».
3этап. Заключительный.
Подведение итога работы над первой частью проекта, высадка растений на участок.
Месяц Тема
Октябрь - Подготовительный этап
Ноябрь - Растениям нужен воздух и вода
Декабрь - Растениям нужен свет
Январь - Для растения важна температура воздуха
Февраль - Разнообразен мир растений
Март - Растения нужны всем
Апрель - Росточек в горшочке
Май - Презентация проекта
Перспективный план проекта
Месяц Тема Цель
1. Октябрь - Подготовительный этап.
Определение темы и цели • определение задач, которые будут решаться с детьми, родителями;
• разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого;
• разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого;
Подбор энциклопедического материала, иллюстраций Создание банка идей и предложений.
Подбор необходимого оборудования и пособий.
Помощь родителей в проведении исследовательской работы и подборе оборудования, создании электронной презентации по результатам экспериментально- исследовательской деятельности.
Разработка презентаций, подбор художественной литературы.
Разработка плана проектной деятельности
2. Ноябрь - Растениям нужны земля, воздух и вода. Проращиваем семена. Опытным путем доказываем, что растениям для жизни нужны воздух и вода.
Видео урок о разнообразии растений на нашей планете «Влаголюбивые растения тропических лесов и растения пустыни». Цель: Познакомить детей с растениями тропических лесов. Дать представление, о климатических особенностях тропиков.
«Растения пустыни». Цель: Познакомить детей с засухоустойчивыми растениями. Расширять представление детей о климатических условиях пустыни.
Организация опыта. Растениям нужен воздух.
Цель: Доказать, что растение дышит всеми частями, выявить причину потребности в рыхлении.
Д/и «Лото. Растения» Закрепить в игровой деятельности знание видов растений.
Просмотр подготовленной экологической презентации «Будь природе другом». Продолжать расширять представления детей о разнообразии растительного мира и животного миров.
3. Декабрь - Растениям нужен свет. Организация эксперимента. Опытным путем доказать значимость света для жизни растений. Установить взаимосвязи окружающей среды.
Контрольное наблюдение за течением эксперимента.
Завершение эксперимента.
4. Январь - Для растения важна температура воздуха. Наблюдение в природе и в группе. опытным путём выявить, дышит ли растение (в нашем случае комнатные перцы) и понять, как происходит процесс дыхания у растения. Путём поисково-познавательной деятельности определить, какие части растения участвуют в дыхании. Доказать, что растение дышит всеми частями, выявить причину потребности в рыхлении.
Знакомство с растениями тундры, высоких гор и растениями тёплых стран на примере иллюстраций и презентации.
5. Февраль - Разнообразный мир растений. Презентация. Совместное составление презентации по теме, с опорой на иллюстративно – интерактивный материал.
6. Март -Растения нужны всем. Огород на подоконнике. Предположения детей. Помочь детям подойти к выводу, о значимости растительного мира для всех живых существ.
Растения для человека.
Растения для животных.
Растения для птиц.
Практическая работа «Огород на подоконнике». Совместная деятельность по проращиванию семян.
7. Апрель - Росточек в горшочке. Домашнее задание. Домашнее задание: высадить совместно с родителями растение в горшочек.
Наблюдение и уход за растениями, принесёнными из дома. Побуждать к самостоятельному уходу за растениями.
Высадка культурных растений на клумбу. Привлечь к трудовой деятельности на клумбе и в огороде, по пересадке рассады в грунт.
Высадка растений в огород.
8. Май - Презентация проекта «Секреты наших растений». Видео презентация. Интервью детей. Цели: Формирование речевой активности детей. Закреплять умение составлять рассказ по теме презентации. Закрепление полученных знаний навыков и умений.
Литература.
1. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
4. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др. /; под ред. З. А. Михайловой. – СПб. : Акцидент, 1997 г.
5. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997 .
6. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
7. Интернет ресурсы