Маргарита Ивановна Лавранюк
Проект по экологии «Путешествие в мир природы» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в мир природы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Солнышко» поселка Краснобродский
Проект
«Путешествие в мир природы»
Составитель:
Лавранюк Маргарита Ивановна,
воспитатель МБДОУ «Детский
сад №16 «Солнышко»
Краснобродский
2021
Содержание
Паспорт педагогического проекта….….3
Приложение 1…. 9
Приложение 2. 12
Приложение 3. 15
Приложение 4. 18
Паспорт педагогического проекта
Публикация «Проект по экологии „Путешествие в мир природы“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Проблема: Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками, птицами и др. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними. Животные – это первый источник знаний о природе. Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, насекомых, животных, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Подготовительный этап: На подготовительном этапе мы изучили методическую литературу с целью повышения собственного уровня знаний по данному направлению. Определили тему, цель и задачи проекта. Усовершенствовали развивающую среду, создали лепбук «Дикие и домашние животные», картотеку дидактических игр. Обновили и дополнили в уголке чтения художественную литературу. Разработали план мероприятий.
Наименование проекта «Путешествие в мир природы».
Адресация проекта Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми с младшего дошкольного возраста и их родителями.
Участники проекта Дети, родители, воспитатель.
Цель проекта Развитие экологической культуры детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.
Задачи проекта Задачи для детей :
1. Познакомить детей с домашними и дикими животными.
2. Учить детей различать и называть диких и домашних животных, выделять их характерные признаки.
3. Учить называть детёнышей животных.
4. Дать понятия о том, что все живое на планете нуждается в определенных условиях.
5. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе решения поставленных проблем.
6. Обогащать словарь детей по теме, правильно использовать уменьшительно-ласкательные слова.
7. Способствовать развитию восприятия красоты природы.
Задачи для родителей:
1. Привлечь родителей к совместной с детьми и педагогами в ходе реализации проекта.
2. Способствовать сближению семьи с детским садом;
3. Развивать экологическую культуру.
Задачи для педагога:
1. Сформировать у детей представление о разнообразии животного и растительного мира.
2. Повысить экологическую культуру родителей и воспитанников.
2. Организовать работу с родителями по привлечению к совместной деятельности.
Сроки реализации Краткосрочный (2-3 неделя октября).
Вид проекта Информационно-познавательный, творческий.
Продукт проекта Фотоальбом «Мои домашние любимцы»
Особенности проекта Проект охватывает весь образовательный процесс: учитываются тематические взаимосвязи, предусматривается сочетание ООД и других видов деятельности (коммуникативной, игровой, исследовательской, познавательной, конструктивной, а также совместная деятельность детей, родителей и педагога. В ходе реализации проекта планируется обогащение развивающей предметно – пространственной среды.
Итог проекта 1. Расширение кругозора детей о животном и растительном мире природы.
2. Повышение экологической культуры.
3. Развитие интереса к коллективной творческой деятельности и сплочение детского коллектива.
4. Развитие желания участвовать в изготовлении фотоальбома с родителями.
5. Оптимизация детско-родительских отношений.
6. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность группы : приняли участие в изготовлении фотоальбома.
Ресурсы проекта • Информационные (интернет, методические пособия, периодические издания, репродукции картин, картотеки игр, художественная литература, картотека мультфильмов, музыки);
• Технические (аудиоаппаратура, фотоаппарат);
• Кадровые (родители, музыкальный руководитель).
Основной этап
На основном этапе работа строилась согласно плану мероприятий через организацию совместной и самостоятельной деятельности воспитанников и их родителей.
Деятельность детей Деятельность родителей Деятельность педагога
• Работа по лепбуку «Дикие и домашние животные».
• Разучивание потешек «Зайка, котик, ёжик».
• Игры: «Солнце и дождик», «У медведя во бору».
• Беседа «Лесные жители»
• Просмотр мультфильма «Маша и Медведь»
• Дидактические игры «Сложи картинку», «Так бывает или нет»,
««Найди такую же», «Далеко-близко», «Составь из частей – целое».
• Настольно-печатная игра «Чей малыш?»
• Лепка «Травка для коровки», «Подарок любимому щенку».
• Драматизация сказки «Репка».
• Беседа «Мое любимое домашнее животное»
• Чтение художественной литературы. Сказка К. И. Чуковского «Путанница». РНС «Кот, петух и лиса»
• Прослушивание аудиозаписи mp3 «Звуки природы, голоса диких животных».
• Выставка рисунков «Дождик во дворе»
• Знакомство с дикими и домашними животными через дидактические пособия «Дикие животные» и «Домашние животные»
• Музыкально – ритмические движения «Танец с цветочками».
• Сюжетно -ролевая игра «Лесная больница».
• Ситуативный разговор «Как вести себя в лесу».
• Раскраски по теме «Лес и его обитатели»
• Беседа «Смогли бы люди жить без воды?»
• Занятие «Как надо ухаживать за комнатными растениями»
• Чтение и обсуждение экологических сказок.
• Праздник Осени.
• Экологическая экскурсия «Деревья осенью» • Беседа с детьми по тематике проекта;
• Заполнение анкет об утилизации мусора.
• Участие в создании альбома «Мои домашние любимцы».
• Участие в подготовке к празднику Осени. • Консультации для родителей «Знакомим ребёнка с домашними животными», «В лес вместе с ребёнком», «Берегите природу».
• Создание лепбука «Дикие и домашние животные».
• Изготовление картотеки «Экологические сказки», «Экологические игры»
• Изготовление развивающих альбомов «Домашние животные», «Дикие животные».
• Создание буклета «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
• Подготовка и проведение праздника Осени.
• Организация и проведение (ООД, бесед, дидактических игр, подвижных игр);
• Организация рассматривания иллюстраций, дидактических пособий и мультфильмов, чтение художественной литературы по теме проекта;
• Организация родителей к участию в создании альбома «Мои домашние любимцы»
Заключительный этап
На заключительном этапе проекта совместно с воспитанниками и их родителями был оформлен альбом «Мои домашние любимцы»
Приложение 1.
Экологическая экскурсия «Деревья осенью»
Цель: Развитие познавательной активности во время экскурсии, расширение знаний о признаках и характерных особенностях осенних деревьев.
Задачи:
• Формировать у детей представление о нормах поведения в природе, бережного отношения к ней.
• Учить различать деревья, выявлять изменения, которые произошли с ними осенью.
• Уточнить и закрепить знания о строении дерева.
• Познакомить с двумя группами деревьев : лиственные и хвойные.
• Уточнить и активизировать в речи детей названия деревьев, их частей.
• Развивать связную речь.
• Формировать эстетическое восприятие.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Осень
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами пойдем на прогулку не на наш участок, а погуляем по всему детскому саду и посмотрим, как же там хозяйничает осень, что изменилось с ее приходом.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку, и если вы ее отгадаете, то узнаете, что первым мы встретим на своем пути:
«Ее узнаешь по простой примете: нет дерева белей на свете».
Дети: Берёза
Воспитатель: А что именно у березы белое?
Дети: Ствол
Воспитатель: Правильно. Березу, нельзя спутать ни с каким другим деревом, потому, что других деревьев с белым стволом больше нет.
Воспитатель: Покажете мне ствол дерева.
Дети показывают.
Воспитатель: Ребята, попробуйте обхватить ствол березы пальцами. Получилось? Почему?
Дети: Ствол толстый.
Воспитатель: Что еще есть у березы?
Дети: Ветки.
Воспитатель: А какие они – толстые или тонкие?
Воспитатель: Посмотрите, дети, как изменилась береза осенью?
Дети: Листья стали желтыми.
Воспитатель: «Белая берёза ветки опустила,
Белая берёза косы распустила,
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают»
Люди всегда любили березку, пели о ней песни, водили вокруг нее хороводы.
Давайте, мы тоже станем вокруг березы и скажем ей добрые слова, ласково назовем ее. (Игры «Добрые слова», «Назови ласково»)
Воспитатель: Давайте попрощаемся с березой и пойдем дальше.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое чудесное и необычное дерево! Осень не смогла изменить его цвет. Кто знает, как называется это дерево? Дети: Это елка.
Воспитатель: Ребята, я сказала, что это дерево необычное, а чем оно отличается от других деревьев?
Дети: Оно зеленое, у него нет листьев.
Воспитатель: Вместо листьев на елочке растут колючие иголочки. Иголочки всегда остаются зелеными, ни когда не меняют цвет. На других деревьях листья осенью опадают, а елка иголки даже зимой не сбрасывает.
Про нее говорят: «Зимой и летом одним цветом» Иголки на елке называются хвоя. Подойдите поближе и попробуйте дотянуться до самой нижней ветки дерева. Не получается? Почему?
Дети: Оно высокое.
Воспитатель: А теперь послушайте загадку, и отгадайте, к какому дереву мы пойдем:
В том лесу, не в огороде,
Только осень на подходе,
Новый у нее наряд,
Бусы красные висят. (Рябина)
Рябина – очень красивое дерево. Особенно оно красиво осенью. Посмотрите, какие необычные у этого дерева листья, а какие красивые плоды.
Воспитатель: Ой, подул ветер! Что произошло с листочками?
«Листья разные кружатся,
На землю ковриком ложатся.
Ярких листьев хоровод
Осень с ветром к нам несет».
- Что это, как называется?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
«Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад».
Воспитатель: Посмотрите, сколько много листьев упало с клена: вся земля стала желтой!
- Давайте поиграем в ветер и листочки. Я буду ветер, а вы – листочки: «Ветер по лесу летал,
Ветер листики срывал.
Мы ладошки подставляли,
Все листочки мы поймали.
Ветер, ветер-ветерок,
(Кружатся, подняв листья вверх)
Покружи ты наш листок,
Покружи, поверти,
И на землю опусти.
(Приседают.)
Дует, дует ветерок,
(качают листочками вправо-влево)
И качается листок.
Воспитатель: А сейчас подбросьте все листочки. Вот какой чудесный листопад у нас получился!
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним и назовем, красотой каких осенних деревьев мы сегодня с вами любовались? Вы хорошо их запомнили? Тогда я вам предлагаю поиграть в игру «1, 2, 3 к дереву… беги».
Воспитатель: Мы с вами навестили разные деревья, посмотрели, как изменила, разукрасила их осень, скажите, а можно деревья обижать, ломать ветки?
Дети: Нет.
Воспитатель: Конечно, ведь деревья живые. Они, как и люди, растут, питаются, дышат, им больно, когда их обижают.
Наша экскурсия подошла к концу. Мы сейчас вернемся в детский сад, и вы нарисуете, все, что вам больше всего понравилось.
.
Приложение 2
Беседа во II младшей группе «Лесные жители»
Цель: Формирование знаний воспитанников о лесных животных, о лесных растениях родного края.
Задачи: Формировать умения отгадывать загадки.
Продолжать развивать активную речь воспитанников, память, внимание, мышление.
Обогащать словарный запас словами – заяц, медведь, лиса, волк, ель, кедр, береза, черника, малина, брусника, подберезовик, белый гриб.
Материалы: картинка леса, картинки с изображением лесных животных, деревьев, ягод, грибов.
Ход беседы.
На доске картинка с изображением леса.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по лесу. В лесу нас ждет много интересного. Давайте встанем в круг и отправимся в лес.
Выполняется физминутка.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно мы похлопаем,
Ножками потопаем!
Хорошо мы погуляли,
Но немножечко устали.
Присядем на пенек
И отдохнем чуток.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ой, а кто же прячется за кустиком.
Воспитатель загадывает загадки про лесных зверей и выставляет картинки на доску.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Дети: Заяц.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
Дети: Медведь.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее.
Дети: Лиса.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Дети: Волк.
Воспитатель: Ребята скажите, а это животные домашние или дикие?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Правильно. Ведь все животные которые живут в лесу называются дикими. Ребята, а зайчик и его лесные друзья приглашают вас на звериную зарядку. Давайте все встанем возле стульчиков.
Звериная зарядка
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
(потянуться)
Обязательно зевнуть
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть
(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
(переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте
(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Дети садятся обратно на стульчики.
Воспитатель: Давайте еще раз повторим, кто живёт в лесу.
Дети перечисляют животных, чьи картинки выставлены на доске. Могут назвать еще несколько лесных животных.
Воспитатель: В лесу очень красивая природа. А какие деревья растут в лесу?
Дети перечисляют деревья, а воспитатель выставляет картинки. Если воспитанники затрудняются с ответами, то воспитатель показывает картинки, а воспитанники узнают и называют дерево.
Воспитатель: А еще в лесу очень много вкусных ягод и грибов.
Выполняется аналогичное задание.
Воспитатель: Давайте немножечко поиграем, приготовьте свои пальчики.
Выполняется пальчиковая гимнастика «Зайка» (1 – 2 раза)
Зайка
Мчится без оглядки,
(хлопаем в ладошки)
Лишь сверкают пятки.
(ударяем кулачками друг о друга)
Мчится что есть духу,
(руки сцепляем в замок и шевелим пальчиками)
Хвост короче уха.
(ударяем кулачками друг о друга)
Живо угадай-ка:
Кто же это?
(хлопаем в ладошки)
Зайка!
(показываем указательными пальцами «зайку»)
Воспитатель: Какие вы ребята молодцы. Теперь вы знаете кто живет в лесу и что в лесу растет.
Приложение 3.
Конспект НОД во второй младшей группе.
Тема: «Уход за комнатными растениями»
Цели: Расширить знания детей о комнатных растениях и уходе за ними.
Задачи:
- учить детей протирать листья влажной тряпочкой, поливать растения из лейки;
- развивать познавательную активность, речь, память;
- воспитывать интерес детей к растениям, желание ухаживать за ними.
Предварительная работа: беседа и наблюдение за комнатными растениями.
Материалы и оборудование: кукла, комнатный цветок, влажные тряпочки, таз с водой, лейки с водой, опрыскиватель.
Ход занятия:
I Вводная часть
В гости к детям приходит кукла Маша и приносит комнатное растение герань.
Маша: Здравствуйте дети! Я сегодня ходила в гости к медвежонку, и он мне подарил Цветок. Я не знаю его название. И как ухаживать за ним.
Воспитатель: ребята давайте Маше поможем, расскажем ей о ее цветочке?
Воспитатель: Что же принесла нам Маша?
Дети: Цветы.
Воспитатель: Комнатное растение – герань. Давайте поприветствуем его, улыбнемся ему, покажем, что мы ему рады. Давайте рассмотрим цветок.
II Основная часть:
Подойди поближе стань,
Полюбуйся на герань.
Красные цветочки, круглые листочки.
Очень весело цветет,
Хоть высоким не растет.
Воспитатель: В чем растет наш цветок?
Дети: Цветок растет в горшке, в земле.
Воспитатель: Какой у герани стебель?
Дети: стебель у герани прямой, толстый, зеленый.
Воспитатель: На что похожа герань, на травку или деревце?
Дети: На травку.
Воспитатель: Что располагается на стебле?
Дети: На стебле есть веточки, листья и цветы.
Воспитатель: Сколько веточек на стебле, много или мало?
Дети: Много.
Воспитатель: На веточках растут листочки, какой они формы?
Дети: Круглые.
Воспитатель: Какого цвета листочки?
Дети: Листья у герани зеленого цвета.
Воспитатель: Осторожно погладьте листочки пальчиками. Что еще можно сказать про листочки?
Дети: Они мягкие, пушистые, пахнут.
Воспитатель: Что есть еще у герани?
Дети: Цветок.
Воспитатель: Какого он цвета?
Дети: Красного.
Воспитатель: У герани много маленьких цветочков, собранных в зонтик.
Воспитатель: Ребята, Маша предлагает вам с ней поиграть, давайте станем в кружочек и сядем на корточки.
Физкультурная минутка
«На окне в горшочках»
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны,
В солнышке утонут. Дети сидят на корточках лицом в круг.
Медленно встают.
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе
Соединяют ладошки над головой
Раскрывают ладошки-бутоны.
III Заключительная часть:
Воспитатель: Это комнатное растение – герань. Оно растет дома в горшочке. У нее прямой, зеленый стебель с веточками. На веточках круглые зеленые листочки. Листочки у герани неровные, с мелкими волосками - мохнатые, мягкие, имеют запах. Цветочек живой, ему обязательно нужна вода, дадим ему попить.
Воспитатель: Ребята, а давайте Машу научим ухаживать за цветком?
Воспитатель: А теперь Маша ребята тебе покажут, как надо поливать цветочек.
Воспитатель: Алена, покажи, как правильно надо разрыхлить землю. Аккуратно чтоб земля не высыпалась из горшочка. Молодец правильно!
Ребёнок показывает.
Воспитатель: Алёна покажи, как правильно надо поливать цветочек. Носик лейки прислоню к горшку, чтоб вода текла осторожно, нальем ее столько, чтоб цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды. Дети, а какой цветок поливает Алёна?
Дети: Герань.
Воспитатель: Влад покажи Маше, как надо убрать сухие листочки с цветочка. Аккуратно чтоб не повредить цветочек. Молодец правильно.
Ребёнок показывает.
Воспитатель: (Обращаясь к кукле) Маша, а сейчас ребята научат тебя пыль вытирать на листочках. Марианна и Илья покажите, как нужно вытирать пыль на листочках. Молодцы каждый листочек влажной салфеточкой нужно вытирать.
Воспитатель: Ульяна, покажи, как цветочек опрыскать водичкой. Молодец Ульяна, у тебя правильно получается.
Воспитатель: Молодцы дети вы научили Машу ухаживать за цветком. Вы все правильно сделали.
Маша: Спасибо ребята, я научилась, как нужно ухаживать за комнатными растениями. Этот цветок дарю вам.
Воспитатель: Ребята вы устали, а давайте поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Ухаживаем за цветами»
Лейку мы сперва возьмем,
Ее к крану поднесем.
Кран тихонько открываем
Воду в лейку наливаем.
А потом кран закрываем
И растенья поливаем.
Все растения полили?
Ни одно не пропустили?
Влажную салфетку взяли
И листочки вытирали.
Осторожно не спешите
Пыль с листочков всю сотрите
Воспитатель: (Обращаясь к кукле) Маша, а ты знаешь, что комнатных растений очень много разных бывает. Дети тебе покажут их.
Воспитатель: Ребята, давайте Маше покажем, какие растения бывают. Мы поиграем в игру. Садитесь за столы у каждого есть конверт. Открываем конвертики и достаем разрезные картинки и собираем цветочки.
Воспитатель: Посмотри Маша какие цветы получились у ребят?
Маша: Сколько разных красивых цветов.
Маша: Ребята мне пора идти, мне очень у вас понравилось, вы меня научили, как надо ухаживать за цветам. Спасибо вам. До свидания!
Приложение 4
Беседа «Смогли бы люди жить без воды?»
Цель: формирование представлений детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода, о разнообразии состояний воды. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту.
2. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
3. Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
Ход беседы.
Звучит запись «Звуки воды».
Воспитатель читает загадку о воде.
Здравствуйте мои друзья!
В гости к вам спешила я,
Все на свете я полью,
Всех от жажды я спасу
Пароходам без меня,
Ни туда и ни сюда
Угадайте, кто же я?
Я не камень, не песок,
Мой сыночек ручеек
Догадались вы, друзья,
Как зовут меня?
Дети: вода.
Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, что я везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзаю,
В лес туманом заползаю.
На плите у вас кипела.
Паром чайника шипела,
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!
Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем?
Дети: пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.
Воспитатель: Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.
Ответы детей.
Воспитатель: В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
Игра «Вода хорошо – вода плохо»
1. Если человек устал, его мучает жажда, и он выпьет воды, это хорошо?
2. Если дождь идет день, другой, третий, все залито водой;
3. Если весной на реке растаял лед, это хорошо для речных обитателей, а если речка вышла из берегов, то это плохо для людей, вода может подтопить их дома.
Ответы детей.
Воспитатель: А как же «рождается речка»? Хотите узнать?
(кладет на пол широкую и длинную голубую полоску ткани).
Воспитатель: На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную речку, остальные (можно использовать ленты) – в ручейки. Расположите голубые ленточки так, ручейки впадали в большую речку. Вот как много воды, но надо беречь ее, даже краны не оставлять открытыми
Воспитатель: Пока мы с вами играли, вам наверняка захотелось пить, подойдите к столу, посмотрите вот вода, сделайте по глотку. Какая вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Показывает стакан с молоком. В стакан с молоком и с водой кладет ложечки. В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему?
Дети: вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: Вода может быть теплой, холодной, горячей. Опустите пальчик в теплую и холодную воду. В реках озерах и морях тоже бывает вода и теплая и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – в холодной. Если бы вы были рыбками, какую воду вы бы выбрали?
Дети отвечают.
Воспитатель: А в горячем «доме» сможет ли кто жить?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вы так много знаете о воде. Мне это очень приятно. Я каждому из вас хочу подарить, вот эти кораблики.