Наталья Куртукова
Проект по экологии «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Казенное учреждение
Детский дом «Остров надежды»
«юный эколог»
г. Новокузнецк
Актуальность проекта
Каникулы — латинское наименование Сириуса, наиболее яркой звезды Галактики. Случайно или не случайно так назвали люди перерыв в занятиях на свободное от занятий время? Наверное, не случайно такое отождествление. В созвездии дней учебного года летние каникулы — самое яркое по эмоциональной окраске время. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений. Каникулы, в своем роде — клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, каникулы- всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил, продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в детском саду, богатейшее время воспитания и самовоспитания.
Публикация «Проект по экологии „Юный эколог“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Каникулы — это время человеческой фантазии, творчества, реализации планов и проектов.
Таким образом, летнее время препровождение — это кардинальное изменение процесса формирования личности. Психологи уверяют, что в личном плане лето- более напряженный период, чем зима.
Объясняется это следующим:
- летом детский сад уже не имеет ведущей роли;
- летом в социальном пространстве ребенка преобладает общение со сверстниками;
- летом у ребенка меняются виды деятельности.
При создании проекта летней занятости детей дошкольного возраста необходимы были достаточно простые, но и вместе весьма важные основания:
-летний отдых служит детям для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями;
-у детей формируется представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности;
- форма активного отдыха содействует развитию и сплочению детского коллектива, создает основу для развития социального интеллекта ребят и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности;
- большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, как мощная форма против безнадзорности, ассоциального и аддиктивного поведения детей.
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания — следствие из вышесказанного.
Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей деятельности экология — это не просто наука, это новое мировозрение. Человек — не главное действующее лицо, а особая, разумная, но все же часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми.
Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самооценки. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека — может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
Таким образом, конкретно формируются задачи экологического воспитания :
1. Понимание самооценки природы.
2. Осознание себя, как части природы.
3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
5. Воспитание активной жизненной позиции.
6. Обучение азам экологической безопасности.
7. Формирование умения рационально использовать природные богатства.
8. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
9. Подведение к поминамию неповторимости и красоты окружающего мира.
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предлагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры.
Цели и задачи
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания т. д.)
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Особенно, что касается детей подростков из семей находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, детей оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в социальной реабилитации. Поэтому нас волнует вопросы воспитания здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей и развитие в них творческих способностей. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдавать свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.
Цель данного проекта :
осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире,
формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья,
формирование начала экологического мировозрения и культуры.
Задачи:
Проект предусматривает решение следующих задач:
-Создание условий для подготовки детей 6-8 лет в летний период к восприятию основам экологии;
-Формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, творческую, коммуникативную, игровую;
-Приобретение детьми личного опыта приобщения к основам экологической культуры;
-Приоритетное направление в работе — привитие навыков бережного (неразрушающего)
обращения с предметами и явлениями;
-Создание условий для наиболее полного раскрытия возрастных способностей и возможностей каждого ребенка.
Ожидаемые результаты
При активном участие детей и взрослых в реализации проекта предполагается, что у каждого ребенка возникает чувство сопричастности большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, поможет детям в формировании коммуникативных умений, а также формированию осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира. Участие в спортивных мероприятиях должно способствовать развитию у школьников интереса к занятию физкультурой и спортом, привитию навыков здорового образа жизни.
Правильно организованная жизнь ребят поможет выработке навыков ручного и общественно-полезного труда.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предлагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в приобретении новых знаний о родном крае и научат их бережно с любовью относится к своей малой Родине и окружающей природе.
Предполагается, что время, проведенное летом не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в продолжении реализации данного проекта.
Оценка результатов
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предлагает:
-формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. Опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Критерии сформированности экологических знаний :
*знания о мире животных;
*знания о растительном мире;
*знания о неживой природе;
*знания о временах года.
Методы диагностики:
*Дидактическая игра «Маленькие помощники»
*Дидактическая игра «Что растет в огороде?»
*Викторина «Природа — наш друг»
*Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
*Индивидуальная беседа «Благодарит и сердится природа»
* Индивидуальная беседа «Почему радуются и грустят растение, бабочка, птица?»
Механизм реализации программы
I. Подготовительный этап включает в себя:
*расстановку кадров
*комплектование группы, разработку документации.
II. Организационный этап:
*выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
*формирование законов и условий совместной работы;
*подготовку к дальнейшей деятельности по проекту.
III. Основной этап включает реализацию основных положений проекта.
Педагоги, дети, общественные организации — организаторы проекта :
*познают, отдыхают, трудятся;
*делают открытия в себе, в окружающем мире;
*участвуют в проведении мероприятий;
*учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
*развивать способность доверять себе и другим;
*укрепляют своё здоровье.
Во время реализации проекта воспитанники под руководством воспитателей и специалистов оформляют групповой уголок, выставки рисунков, поделок, фотовыставки.
IV. Заключительный этап.
Психолого-социально-педагогический анализ.
Направление работы
1. Коллективно-творческая деятельность:
*подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей.
2. Продуктивная деятельность:
*участие детей в работе творческих мастерских;
*ежедневное участие в трудовых операциях по благоустройству территории и здания детского дома.
3. Игровая деятельность:
*интеллектуальные, спортивные игры.
4. Оздоровительная деятельность:
*ежедневная утренняя зарядка;
*ежедневное участие несовершеннолетних в спортивных соревнованиях;
*участие детей в различных мероприятиях;
*воздушные ванны и водные процедуры.
5. Психологическое направление:
*работа педагогов -психологов по оказанию социально-психологических услуг намеченному плану с каждым ребенком;
*создание психологически-безопасного, доверительного, дружеского общения;
*организация психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних конфликтов, существующих в сфере общения.
Детский коллектив, как институт воспитания, играет особую роль в процессе социализации ребенка, где педагогическое воздействие представляет собой целенаправленное управление процессом развития личности на основе её включенности в различные виды социальных отношений в общении, игре, трудовой деятельности.
Любое проводимое мероприятие, будь то групповое или общее, способствует развитию организаторских навыков, стимулирует творчество и инициативу, укрепляет межличностные связи, удовлетворяет естественные потребности детей в общении, создает благоприятные условия для развития дружного детского коллектива.
Основными задачами педагога в данный период является:
*способствовать проявлению ребят в лучших своих качествах и поиску своего места в нарождающемся обществе, адекватному этим качествам;
*помочь в реализации каждого ребенка через деловые, общественные отношения;
*содействовать успеху творческого поиска;
*вводить на нравственную оценку общей ситуации, учить анализу и самоанализу;
*увлекать способами и методами самовоспитания, саморазвития, самоформирования.
Дальнейшее развитие проекта
В дальнейшем данный проект можно использовать в учебное время, включив в план воспитательской работы для экологического образования дошкольников, дополняя знания детей в соответствии с уровнем развития.
Сроки реализации проекта
Реализация данного проекта рассчитана на 30 календарных дней.
Весь месяц детей ждёт калейдоскоп интересных занятий и спортивных мероприятий. Ежедневно запланированы беседы, практические работ, игры, спортивные состязания.
Целевая группа проекта
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.
Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой»
Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-этических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
Чтобы знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребенка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встреч с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.
Проект построен на принципах развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Проект состоит из 7 блоков. В первом блоке «Лаборатория неживой природы» дети знакомятся прежде всего, в ближайшем окружении.
Во втором блоке «Маленькие огородники»
дети знакомятся с героями «Театра овощей», которые рассказывают о том, как полезны овощи для здоровья, какие блюда из них могут приготовить даже малыши, если им помогут взрослые.
В третьем блоке «Защитники природы» дети знакомятся с природоохранной деятельностью государства, природоохранными организациями РФ, с теми методами охраны природы, которые они могут осуществить самостоятельно.
Четвертый блок «Мастерская природы» служит развитию у детей творческих способностей. Знакомит ребят с художниками-пейзажистами. Приобщает ребят к видению прекрасного вокруг себя.
В пятом блоке «Метеобюро: народные приметы» ребята учатся предсказыванию погоды, даже не слушая радио и телевидение. Дети знакомятся с растениями-синоптиками, учатся пользоваться термометрами.
Шестой блок «Растения — фитотерапевты» знакомит детей с лекарственными растениями, способами хранения.
В седьмом блоке «Цветочное наслаждение» дети учатся составлению фитокомпозиций из природного материала, составлению описания и презентации садовых и луговых растений.
Реализация проекта предполагает интегрированный подход в воспитании. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др.
Содержание проекта рассчитано на курс 30 дней. Работа с детьми проводится ежедневно. Материал скомпонован по блокам, каждый из которых имеет свое целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить дошкольник, и является доступным по форме рассказам, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание дошкольника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с особенностями контингента детей, личными интересами.
Тематический план
№
Наименование мероприятия
Краткое описание
I блок «Лаборатория неживой природы»
1
Игра -беседа «Вода- волшебница»
Выявление свойства воды.
2
Ветер по морю гуляет
Практическая работа по выявлению свойства воздуха.
3
«Что в коробке?»
Знакомство со значением света, источниками света (солнце, фонарик)
4
Эксперимент «Горячо-холодно»
Определение на ощупь температуры воды, предметов.
II блок «Маленькие огородники»
5
Путешествие земляного червячка
Знакомство детей с земляным червячком. Его значение для жизни растений.
6
Знакомься — огурец!
Знакомство детей с тем, как выращивать огурцы.
7
В гостях у синьора помидора
Знакомство с тем, что любит помидор.
8
Как угодить перцу?
Знакомство детей с тем, как ухаживать за перцем.
III блок «Защитники природы»
9
Экологический трудовой десант «Чистота спасёт мир»
Субботник по благоустройству территории детского дома.
10
Кто охраняет природу?
Знакомство с деятельностью государственных и общественных природоохранных организаций.
11
Спортивные соревнования «Экологические забеги»
Соревнования, в которых дети осваивают способы передвижения некоторых животных (гусеница, пингвин, черепаха, лягушка и др.)
12
День экологии
Путешествие по страницам: Бабушка-загадушка; Пословица недаром молвится; С песней весело шагать; Где чей дом; Зеленый патруль.
13
В гостях у Лесовичка
Экскурсия по экологической тропе. Знакомство с обитателями.
IV блок «Мастерская природы»
14
Берегиня
Изготовление поделок из бросового материала.
15
Творческая мастерская Берендея
Изготовление поделок из природного мтериала.
16
Клуб юных художников
Рассматривание картин художников-пейзажистов. Рисование природы участка.
17
Песочные струйки
Занятие -практикум «Можно ли рисовать песком?»
18
Удивительное под ногами
Исследовательский проект «Может ли камень быть изобразительным материалом?»
V блок «Метеобюро: народные приметы»
19
Игра «Знатоки народных примет»
Конкурс: кто больше знает примет о предсказаниях погодных явлений.
20
Библиотечка «Растения и животные в народных приметах»
Экологическая лаборатория. Изготовление детьми собственных книжек-малышек.
21
Экскурсия «Знакомые незнакомцы»
Знакомство с растениями-барометрами.
22
Беседа «Приборы - помощники»
Уточнить представление детей о термометрах, знакомство с водным. Упражнять в измерении температуры воздуха, воды.
VI блок «Растения- фитотерапевты»
23
Беседа «Жалобная книга природы»
Знакомство детей с растением мать-мачеха.
24
Фитобар «Душистая мята от всех болезней приятна!»
Знакомство детей с растением мята, отвар мяты.
25
Экскурсия по экологической тропе «Великий путешественник»
Знакомство с подорожником.
26
Беседа «Могучий доктор»
Знакомство с растением девясил, его лекарственными свойствами.
27
Акция «Необычное семечко»
Рассказ и заготовка семян календулы.
VII блок «Цветочное наслаждение»
28
Мастерская царицы Флоры
Составление фитокомпозиций из природного материала.
29
Портрет растения
Подготовка и презентация мини -проектов о садовых и луговых растениях.
30
Бал цветов
Музыкальное развлечение